Генетическая теория развития интеллекта у ребенка Ж.Пиаже.

В.36. Теории мышления

Тема 7. Мышление

Первичные образы памяти и персеверирующие образы.

В. 31.

 

Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой промежуток времени, измеряемый секундами.

Н-р: в течение 1-2 секунд смотрим на авторучку, закрываем глаза и стараемся представить ее, сразу же получаем яркий образ, который достаточно быстро начнет затухать и скоро совсем исчезнет.

 

Сходства первичных образов памяти (ПОП) и наглядных представлений (НП) Отличия первичных образов памяти (ПОП) от наглядных представлений (НП)
1.ПОП и НП следуют сразу же за восприятием объекта. 1.ПОП зависят от направленности внимания на объект – чем внимательнее, тем ярче образ; последовательный образ НП не зависит от направленности восприятия.
2.Продолжительность ПОП и НП очень невелика. 2.Последовательный образ НП возникает после 15-20 с. восприятия, ПОП возникают через 1-2 с.
3.Они являются копиями единичного восприятия и не содержат в себе никакого обобщения 3.Яркость, живость и наглядность ПОП гораздо больше, чем у НП.
   

Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые всплывают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие.

Н-р:после сбора грибов в лесу, когда ложишься спать, в сознании достаточно ярко всплывают образы грибов, которые повторяются.

Н-р:мелодия, которая вызвала сильное эмоциональное переживание долго и навязчиво «звучит в ушах».

 

Ребенок имеет схемы действий для решения задач. Эти схемы с возрастом усложняются. В развитии ребенок использует два основных механизма: ассимиляции и аккомодации.

Ассимиляция – включение новой проблемной ситуации в состав имеющихся ситуаций, с которыми ребенок справлялся без изменения схем действия.

Аккомодация – изменение, приспособление схем действий так, чтобы можно было их применить к новой проблемной ситуации.

Если ассимиляция > аккомодации = ригидность мышления, негибкость поведения.

Если ассимиляция < аккомодации = не формируются устойчивые умственные действия, а поведение становится неорганизованным.

В процессе приспособления ассимиляция и аккомодация объединяются, и их сочетание дает адаптацию.

Равновесие завершает адаптацию, оно возникает, когда требования среды и схемы действий ребенка приходят в соответствие.

На каждом возрастном этапе равновесие нарушается и восстанавливается.

Интеллектуальное развитие ребенка проходит ряд стадий, порядок которых всегда неизменен.

До 7-8 лет взаимодействие ребенка подчиняется законам биологического приспособления, после начинает играть прогрессивную роль социальная жизнь.