Генетическая теория развития интеллекта у ребенка Ж.Пиаже.
В.36. Теории мышления
Тема 7. Мышление
Первичные образы памяти и персеверирующие образы.
В. 31.
Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой промежуток времени, измеряемый секундами.
Н-р: в течение 1-2 секунд смотрим на авторучку, закрываем глаза и стараемся представить ее, сразу же получаем яркий образ, который достаточно быстро начнет затухать и скоро совсем исчезнет.
Сходства первичных образов памяти (ПОП) и наглядных представлений (НП) | Отличия первичных образов памяти (ПОП) от наглядных представлений (НП) |
1.ПОП и НП следуют сразу же за восприятием объекта. | 1.ПОП зависят от направленности внимания на объект – чем внимательнее, тем ярче образ; последовательный образ НП не зависит от направленности восприятия. |
2.Продолжительность ПОП и НП очень невелика. | 2.Последовательный образ НП возникает после 15-20 с. восприятия, ПОП возникают через 1-2 с. |
3.Они являются копиями единичного восприятия и не содержат в себе никакого обобщения | 3.Яркость, живость и наглядность ПОП гораздо больше, чем у НП. |
Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые всплывают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие.
Н-р:после сбора грибов в лесу, когда ложишься спать, в сознании достаточно ярко всплывают образы грибов, которые повторяются.
Н-р:мелодия, которая вызвала сильное эмоциональное переживание долго и навязчиво «звучит в ушах».
Ребенок имеет схемы действий для решения задач. Эти схемы с возрастом усложняются. В развитии ребенок использует два основных механизма: ассимиляции и аккомодации.
Ассимиляция – включение новой проблемной ситуации в состав имеющихся ситуаций, с которыми ребенок справлялся без изменения схем действия.
Аккомодация – изменение, приспособление схем действий так, чтобы можно было их применить к новой проблемной ситуации.
Если ассимиляция > аккомодации = ригидность мышления, негибкость поведения.
Если ассимиляция < аккомодации = не формируются устойчивые умственные действия, а поведение становится неорганизованным.
В процессе приспособления ассимиляция и аккомодация объединяются, и их сочетание дает адаптацию.
Равновесие завершает адаптацию, оно возникает, когда требования среды и схемы действий ребенка приходят в соответствие.
На каждом возрастном этапе равновесие нарушается и восстанавливается.
Интеллектуальное развитие ребенка проходит ряд стадий, порядок которых всегда неизменен.
До 7-8 лет взаимодействие ребенка подчиняется законам биологического приспособления, после начинает играть прогрессивную роль социальная жизнь.