Сцепление арматуры с бетоном
В железобетонных конструкциях благодаря сцеплению материалов скольжения арматуры в бетоне под нагрузкой не происходит. Прочность сцепления арматуры с бетоном оценивается сопротивлением выдергиванию или вдавливанию арматурных стержней, заанкерованных в бетоне (рис. 1.28, а). Согласно опытным данным, прочность сцепления зависит от:
1) зацепления в бетоне выступов на поверхности арматуры периодического профиля (рис. 1,28, б);
2) сил трения, развивающихся при контакте арматуры с бетоном под влиянием его усадки;
3) склеивания арматуры с бетоном, возникающего благодаря клеящей способности цементного геля.
Наибольшее влияние на прочность сцепления оказывает первый фактор - он обеспечивает около 3/4 общего сопротивления скольжению арматуры в бетоне. Если арматура гладкая и круглая, сопротивление скольжению уменьшается в 2-3 раза. Исследования показали, что распределение напряжений сцепления арматуры с бетоном по длине заделки стержня неравномерно, и наибольшее напряжение сцепления τc,max не зависит от длины анкеровки стержня lan. Среднее напряжение сцепления определяется как частное от деления усилия в стержне N на поверхность заделки
τc=N/(lan u)
где u — периметр сечения стержня; для гладкой арматуры при средних классах бетона оно примерно равно 2,5-4 МПа.
Прочность сцепления возрастает с повышением класса бетона, уменьшением водоцементного отношения, а также с увеличением возраста бетона. При недостаточной заделке к концам стержней приваривают коротыши или шайбы (по концам стержней из гладкой стали класса A-I устраивают крюки).
При вдавливании арматурного стержня в бетон прочность сцепления больше, чем при его выдергивании, вследствие сопротивления окружающего слоя бетона поперечному расширению сжимаемого стержня.
Рис. 9.Сцепление арматуры с бетоном
С увеличением диаметра стержня и напряжения в нем σs прочность сцепления при сжатии возрастает, а при растяжении уменьшается. Отсюда следует, что для лучшего сцепления арматуры с бетоном при конструировании железобетонных элементов диаметр растянутых стержней следует ограничивать.
АНКЕРОВКА АРМАТУРЫ
Анкеровку арматуры осуществляют одним из следующих способов или их сочетанием: в виде прямого окончания стержня (прямая анкеровка); с загибом на конце стержня в виде крюка, отгиба (лапки) или петли; с приваркой или установкой поперечных стержней; с применением специальных анкерных устройств на конце стержня.
Базовую (основную) длину анкеровки, необходимую для передачи усилия в арматуре с полным расчетным значением сопротивления на бетон, определяют по формуле
, (5.1)
где и
- соответственно площадь поперечного сечения анкеруемого стержня арматуры и периметр его сечения, определяемые по номинальному диаметру стержня;
- расчетное сопротивление сцепления арматуры с бетоном, принимаемое равномерно распределенным по длине анкеровки и определяемое по формуле
, (5.2)
- коэффициент, учитывающий влияние вида поверхности арматуры, принимаемый равным: 1,5 - для гладкой арматуры (класса А240); 2,5 - для горячекатаной и термомеханически упрочненной арматуры периодического профиля (классов А300, А400 и А500);
- коэффициент, учитывающий влияние размера диаметра арматуры, принимаемый равным: 1,0 - при диаметре арматуры
мм; 0,9 - при диаметре арматуры 36 и 40 мм.
Требуемую расчетную длину анкеровки арматуры с учетом конструктивного решения элемента в зоне анкеровки определяют по формуле , (5.3) где
- базовая длина анкеровки,
,
- площади поперечного сечения арматуры соответственно, требуемая по расчету с полным расчетным сопротивлением и фактически установленная;
- коэффициент, учитывающий влияние на длину анкеровки напряженного состояния бетона Значения относительной длины анкеровки
для стержней, работающих с полным расчетным сопротивлением диаметром менее 36 мм, приведены в табл.3.3 п.3.45.
В любом случае фактическую длину анкеровки принимают не менее 0,3· , а также не менее 15
и 200 мм.