Сцепление арматуры с бетоном

В железобетонных конструкциях благодаря сцепле­нию материалов скольжения арматуры в бетоне под на­грузкой не происходит. Прочность сцепления арматуры с бетоном оценивается сопротивлением выдергиванию или вдавливанию арматурных стержней, заанкерованных в бетоне (рис. 1.28, а). Согласно опытным данным, прочность сцепления зависит от:

1) зацепления в бето­не выступов на поверхности арматуры периодического профиля (рис. 1,28, б);

2) сил трения, развивающихся при контакте арматуры с бетоном под влиянием его усадки;

3) склеивания арматуры с бетоном, возникаю­щего благодаря клеящей способности цементного геля.

Наибольшее влияние на прочность сцепления оказывает первый фактор - он обеспечивает около 3/4 общего соп­ротивления скольжению арматуры в бетоне. Если арма­тура гладкая и круглая, сопротивление скольжению уменьшается в 2-3 раза. Исследования показали, что распределение напряжений сцепления арматуры с бето­ном по длине заделки стержня неравномерно, и наиболь­шее напряжение сцепления τc,max не зависит от длины анкеровки стержня lan. Среднее напряжение сцепления определяется как частное от деления усилия в стержне N на поверхность заделки

τc=N/(lan u)

где u — периметр сечения стержня; для гладкой арматуры при сред­них классах бетона оно примерно равно 2,5-4 МПа.

Прочность сцепления возрастает с повышением клас­са бетона, уменьшением водоцементного отношения, а также с увеличением возраста бетона. При недостаточ­ной заделке к концам стержней приваривают коротыши или шайбы (по концам стержней из гладкой стали класса A-I устраивают крюки).

При вдавливании арматурно­го стержня в бетон прочность сцепления больше, чем при его выдергивании, вследствие сопротивления окру­жающего слоя бетона поперечному расширению сжима­емого стержня.

 

Рис. 9.Сцепление арматуры с бетоном

С увеличением диаметра стержня и на­пряжения в нем σs прочность сцепления при сжатии воз­растает, а при растяжении уменьшается. Отсюда следует, что для лучшего сцепления арматуры с бетоном при конструировании железобетонных элемен­тов диаметр растянутых стержней следует ограничи­вать.

 

АНКЕРОВКА АРМАТУРЫ

Анкеровку арматуры осуществляют одним из следующих способов или их сочетанием: в виде прямого окончания стержня (прямая анкеровка); с загибом на конце стержня в виде крюка, отгиба (лапки) или петли; с приваркой или установкой поперечных стержней; с применением специальных анкерных устройств на конце стержня.

Базовую (основную) длину анкеровки, необходимую для передачи усилия в арматуре с полным расчетным значением сопротивления на бетон, определяют по формуле , (5.1)

где и - соответственно площадь поперечного сечения анкеруемого стержня арматуры и периметр его сечения, определяемые по номинальному диаметру стержня;

- расчетное сопротивление сцепления арматуры с бетоном, принимаемое равномерно распределенным по длине анкеровки и определяемое по формуле , (5.2)

- коэффициент, учитывающий влияние вида поверхности арматуры, принимаемый равным: 1,5 - для гладкой арматуры (класса А240); 2,5 - для горячекатаной и термомеханически упрочненной арматуры периодического профиля (классов А300, А400 и А500);

- коэффициент, учитывающий влияние размера диаметра арматуры, принимаемый равным: 1,0 - при диаметре арматуры мм; 0,9 - при диаметре арматуры 36 и 40 мм.

Требуемую расчетную длину анкеровки арматуры с учетом конструктивного решения элемента в зоне анкеровки определяют по формуле , (5.3) где - базовая длина анкеровки,

, - площади поперечного сечения арматуры соответственно, требуемая по расчету с полным расчетным сопротивлением и фактически установленная;

- коэффициент, учитывающий влияние на длину анкеровки напряженного состояния бетона Значения относительной длины анкеровки для стержней, работающих с полным расчетным сопротивлением диаметром менее 36 мм, приведены в табл.3.3 п.3.45.

В любом случае фактическую длину анкеровки принимают не менее 0,3· , а также не менее 15 и 200 мм.