Линейные алгоритмы. Ветвление. Разработка алгоритма и построение блок-схем
Лабораторная работа №7
Этапы разработки алгоритма
Этапы разработки алгоритма – это этапы решения информационной задачи, выполнение которых приводит, в конечном счете, к общему результату.
1 этап. Анализ условия задачи. Определить объекты задачи, необходимые для разработки алгоритма.
2 этап. Разработка макета исходных данных. Выбрать форму представления исходных данных, выделить их начальные значения и типы. Здесь целесообразно указывать соответствующие пояснения, которые в дальнейшем смогут служить комментариями в алгоритме и программе.
При составлении макета удобно сразу же назначить имена объектам задачи и алгоритма и записать их на макете.
3 этап. Макет вывода данных. Выбрать форму выходного документа (обычно поясняющие тексты, фамилия исполнителя и дата исполнения) (должен быть удобным для пользователя)
4 этап. Составление таблицы идентификаторов. Специальная таблица, которая должна содержать возможно более полную информацию об объектах задачи и объектах алгоритма. Таблица не закрывается до завершения решения задачи, т.к. в любой момент работы может быть дополнена.
Объект задачи | Объект алгоритма | Иденти-фикатор | Тип, значение | Начальное значение |
5 этап. Пошаговая детализация. Составить общий макет алгоритма, а затем перейти к разбиению на более мелкие подзадачи (блок-схемы), зафиксировав появляющиеся объекты в таблице.
6 этап. Формальное исполнение алгоритма. По блок-схеме определить хотя бы несколько значений. Формальное исполнение алгоритма позволяет не только найти ошибки, но и определить пути их исправления.
1. Линейные алгоритмы. Построить блок-схему для вычисления значения выражения
. Хвводит пользователь
Чаще всего удобнее бывает сначала составить таблицу идентификаторов. При ее составлении фактически реализуются первые четыре этапа разработки алгоритма.
Объект задачи | Объект алгоритма | Иденти-фикатор | Тип, значение | Начальное значение |
Вводимое значение | переменная | Х | веществ | Вводит пользователь |
Искомое значение | переменная | У | веществ | – |
Затем строим блок-схему:
![]() |
2.Алгоритмы «ветвление». Построить блок-схему для вычисления значения функции Z:
, где У вводит пользователь
Составим таблицу идентификаторов:
Объект задачи | Объект алгоритма | Иденти-фикатор | Тип, значение | Начальное значение |
Аргумент функции | Переменная | Y | Веществ | Вводит пользователь |
Значение функции | Переменная | Z | веществ | – |
Замечание: в задачах данного типа необходимо выделить условие, и определить, что будет выполняться при выполнении или невыполнении условия. Удобнее всего бывает составлять фразу словесного описания типа: «Если (условие) то (выполняется выражение 1) иначе (выполняется выражение 2) и затем составлять блок-схему.
Очевидно, что для определения той ветви, по которой будет происходить вычисление значения z(y) достаточно проверить выполнение одного из условий: y<0 (или y>=0).
Построим блок-схему:
![]() |
Варианты для самостоятельной работы:
1) Построить блок-схему для вычисления значения выражения
2) Построить блок-схему для вычисления значения выражения
3) Построить блок-схему для вычисления значения выражения
4) Заданы четыре неравные между собой числа: a, b, c, d. Найти наименьшее из них.
5) Построить блок-схему для вычисления значения выражения
6) Построить блок-схему для вычисления значения выражения
7) Построить блок-схему для вычисления значения функции
8) На плоскости хОу задана фигура. Определить, принадлежит ли заданная точка М(х,у) данной фигуре?
9) Построить блок-схему для вычисления значения функции
10) Построить блок-схему, проверяющую, верно ли утверждение, что введённое вами число делится без остатка на 3
11) В ЭВМ поступают результаты соревнований по плаванию для трёх спортсменов. Построить блок-схему, которая выбирает лучший результат и выводит его на экран с сообщением, что это результат победителя заплыва
12) На плоскости хОу задана фигура. Определить, принадлежит ли заданная точка М(х,у) данной фигуре?
13) Построить блок-схему, реализующую эпизод применения компьютера в книжном магазине. Компьютер запрашивает стоимость книги, сумму денег, внесённую покупателем; если сдачи не требуется, то печатает на экране «СПАСИБО»; Если денег внесено больше, то печатает «ВОЗЬМИТЕ СДАЧУ» и указывает сумму сдачи; если денег недостаточно, то печатает «ДОПЛАТИТЕ» и выводит размер недостающей суммы
14) На плоскости хОу задана фигура. Определить, принадлежит ли заданная точка М(х,у) данной фигуре?
15) Построить блок-схему, которая по введённому вами К – числу грибов печатает фразу «Мы нашли в лесу К грибов», причём согласовывает окончание слова «гриб» с числом К. (кол-во грибов – целое число). Например: 1 – гриб, 2 – гриба, 15 – грибов