Функционирования банковской отчетности
Информационные технологии построения модели
Основополагающим принципом в технологии формирования банковской отчетности должна быть способность учитывать изменения в принципах и методах ее составления, то есть быть адаптивной. Это позволит создать АС ПБО, способную приспосабливаться к последующим изменениям экономической ситуации и нормативной базы. Система формирования отчетности, независимая от правовых и хозяйственных процедур, но способная их реализовывать, является наиболее перспективным направлением построения банковских технологий.
Технологическая модель такой системы включает интеллектуальные, информационно-технологические образы различных типов банковской деятельности, способные настраиваться на регистрацию как внутренних, так и внешних событий, классифицировать их по типам деятельности, способу и характеру отражения, а затем накапливать информацию о событиях и представлять ее пользователям в понятной форме.
АС ПБО должна быть универсальной и легко настраиваемой системой формирования различных отчетов, содержащих структурированное представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств банка, независимой от особенностей методологии учета и отчетности.
Средой функционирования технологической модели банковской отчетности являются программно-технические решения, в основе которых складывается концепция интеллектуального хранилища данных. Реализация ее дает преимущество доступа ко всем данным, содержащим информацию, необходимую для формирования банковской отчетности.
В состав модели включаются информационные объекты: хранилище данных и таблицы (матрицы) решений.
Хранилище данных предназначено для хранения, накопления и структурного объединения информации:
· об организационной структуре банка;
· об учетной политике, содержащей формализованные принципы бухгалтерского учета и требования к составлению банковской отчетности;
· о стратегии, процедурах и методах, которые применяются при работе с кредитными требованиями, финансовыми активами и обязательствами, а также порядок формирования резерва на возможные потери по кредитным требованиям и управления кредитными рисками;
· о плане счетов и правилах ведения бухгалтерского учета, о лицевых счетах аналитического учета банка;
· о формализованных оценках и суждениях при толковании фактов хозяйственной жизни и событий банковской деятельности;
· о клиентах, услугах и целевых рынках банка;
· об отношениях с внешними контрагентами и внутренними клиентами.
Таблицы (матрицы) решений предназначены для преобразования информации и реализации возможности ведения исторической согласованности учета и отчетности в условиях существования изменений в системах отчетности. Матрицы решений представляют собой информационные объекты, содержащие алгоритмы преобразования и соответствия текущей входной, исторической и выходной информации.
В основу концепции хранилища данных закладываются следующие свойства:
· предметная ориентация;
· интегрированность данных;
· инвариантность во времени;
· неразрушаемость – стабильность информации;
· устранение избыточности информации.
Основными компонентами хранилища данных являются:
· программное обеспечение промежуточного слоя, которое обеспечивает сетевой доступ и доступ к базам данных. К нему относятся сетевые и коммуникационные протоколы, драйверы, системы обмена сообщениями и прочее;
· транзакционные (on-line) базы данных и внешние источники информации. Это оперативные базы данных, предназначенные для эффективной обработки структур данных в относительно небольшом числе четко определенных транзакций;
· программное обеспечение доступа к данным, которое обеспечивает общение Национального банка и конечных пользователей с информационным хранилищем;
· программное обеспечение, выполняющее загрузку и предварительную обработку данных, представляет собой набор средств для загрузки данных из внешних источников. Выполняется, как правило, в сочетании с дополнительной обработкой: проверкой данных на чистоту, логическим контролем данных, консолидацией, форматированием, фильтрацией и другими процедурами;
· информационное хранилище, которое представляет собой ядро всей системы - один или несколько серверов баз данных;
· метаданные («данные о данных»). Играют роль справочника, содержащего сведения об источниках первичных данных, алгоритмах обработки, которым исходные данные были подвергнуты;
· уровень информационного доступа, который обеспечивает непосредственное общение пользователя с информационным хранилищем посредством стандартных систем манипулирования, анализа и представления данных;
· уровень управления (администрирования), которое обеспечивает выполнение процедур, необходимых для обновления информационного хранилища и поддержания его в актуальном и корректном состоянии.
Для обмена данными и представления информации, необходимой пользователям информационной системы, в качестве технической реализации могут быть использованы средства электронного обмена данными – Electronic Data Interchange (далее – EDI) и язык расширенной разметки электронных документов – Extensible Markup Language (далее – XML).
Основа системы EDI заключается в стандартизации документов и представлении их в виде, удобном для компьютерной обработки.
Разработка информационной системы с использованием спецификаций XML позволяет:
· отдельно описывать структуру данных без привязки их к форме отображения;
· определять форму представления данных независимо от конкретного содержания;
· создавать метаданные;
· управлять доступом к данным;
· фильтровать данные по содержанию, структуре и метаданным;
· преобразовывать содержание и структуру данных, согласовывать практику применения данных с национальным законодательством;
· описывать стандартные коммуникативные форматы данных, принятые в различных предметных областях.
5. Функциональные возможности подсистемы «СТ.БАНК.ИТ.
Аналитика и отчетность» для подготовки бухгалтерской