Системы сбора и представления банковской отчетности
Цели, задачи и принципы развития автоматизированной
Основные принципы и концептуальные технические решения по информатизации процессов представления отчетности банков в Национальный банк Республики Беларусь определяет Концепция развития автоматизированной системы сбора и представления отчетности банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь в Национальный банк Республики Беларусь, утвержденная постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 31.08.2005г. № 251.
Автоматизированная система сбора и представления банковской отчетности (далее – АС ПБО) включает информационные ресурсы, информационные технологии (далее – ИТ) и комплексы программно-технических средств, осуществляющих информационные процессы технологии сбора и представления банковской отчетности.
Представление банками отчетности является комплексным, многосоставным видом банковской деятельности, связанным с другими смежными процессами. Подготовка банковской отчетности была и остается на настоящий момент одной из самых ресурсоемких задач в банках.
Основными задачами автоматизации процесса подготовки банковской отчетности являются:
· формирование достоверной и содержательной информации о деятельности банков;
· предотвращение отрицательных результатов финансовой деятельности банков и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения их финансовой устойчивости;
· использование банковской отчетности для принятия управленческих решений.
Применение того или иного инструмента автоматизации однозначно зависит от принятого способа подготовки отчетности, и наоборот, средства автоматизации, которыми располагают банки, влияют на выбор технологии получения отчетов. Несмотря на локальный характер автоматизированных решений с точки зрения получения результата, каждое является частью уникальной системы автоматизации в банках. В конечном итоге способы подготовки отчетности и инструменты автоматизации определяются по совокупности факторов: количество филиалов и дочерних структур банка, состав банковских операций и применяемых финансовых инструментов, возможности автоматизированной банковской системы, уровень автоматизации структурных подразделений банка, наличие хранилища данных (автоматизированной базы данных) и т.д.
Основными целями развития АС ПБО являются:
· повышение гибкости и эффективности функционирования банковской системы в условиях рыночных отношений;
· обеспечение структурных подразделений Национального банка и органов государственного управления Республики Беларусь своевременной и достоверной информацией о состоянии банковской системы;
· обеспечение возможности осуществления качественного мониторинга состояния денежно-кредитных процессов.
Главной целью развития АС ПБО является повышение эффективности реализации функций Национального банка за счет применения современных информационных технологий.
Основными задачами развития АС ПБО выступают:
· создание единого информационного пространства банков и Национального банка на основе единой технологии интегральной и защищенной автоматизированной системы;
· повышение уровня интеграции информационного взаимодействия в рамках автоматизации технологических процессов;
· создание системы классификаторов и реестров показателей и форм банковской отчетности;
· повышение информационной безопасности и надежности АС ПБО;
· подготовка нормативных правовых актов и методических материалов, регламентирующих функционирование и развитие АС ПБО;
· снижение трудозатрат на создание, согласование, хранение, поиск и представление необходимых форм банковской отчетности за счет оптимизации и автоматизации процессов их обработки, устранения неоправданной дублируемости информационных ресурсов;
· унификация программно-технической инфраструктуры.
Принципами развития АС ПБО являются:
· эффективность информатизации;
· непрерывность производственных процессов;
· унификация и типизация технологических решений;
· сочетание принципов централизации и децентрализации;
· открытость к дальнейшему развитию и модернизации;
· масштабируемость и инвариантность к внешним факторам;
· информационная безопасность и надежность;
· эффективность капиталовложений.