СЕНТЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА. 3 страница

В ходе Ливонской войны особенное значение приобретал вопрос о защите русской торговли на Балтийском море. Рассчитывая насильственными мерами парализовать русскую морскую торговлю с Западом, Польша, а за нею и Швеция прибегли к обычному в те времена средству уничтожения торговли на море – к корсарству. Все океаны и моря того времени были полны пиратами, которые охотно нанимались на службу к различным правительствам. Поступая на такую службу, корсары получали специальное "каперское свидетельство" (или патент) и тем самым приобретали право легального существования. Иван Грозный также завел для защиты берегов Балтийского моря каперский флот, возглавлявшийся главным капером Карстеном Роде. Появление в Балтийском море каперского флота, действовавшего от имени правительства Ивана Грозного, вызвало чрезвычайное смятение в Швеции, Германии и других прибалтийских странах, хотя этот флот и существовали очень короткое время.

О том, что Иван IV, помимо создания каперского флота, намеревался серьезно закрепиться на берегах Балтийского моря, свидетельствует и его попытка овладеть Ревелем, крупным торговым портом и мощной морской крепостью. Овладение этим городом, захваченным после распада Ливонского ордена Швецией, означало не только изгнание опасного противника с южных берегов финского залива, но и получение укрепленной базы для каперского флота. Однако семимесячная осада Ревеля с суши не привела к желаемому результату. Оборонительные средства Ревеля оказались слишком мощными, к тому же к городу все время подвозили подкрепления и все необходимое морем.

Долголетняя Ливонская война потребовала напряжения всех сил Русского государства. С 1578 года военные действия приняли неблагоприятный оборот для русской армии, хотя продвижение польско-литовской армии и было остановлено у стен героически оборонявшегося Пскова. Длительная война, продолжавшаяся четверть века, закончилась перемирием с Польшей (1582 г.) и со Швецией (1583 г.), крайне невыгодным для России, потерявшей не только все приобретения, сделанные в Ливонии, но и южное побережье Финского залива с русскими городами Ям (ныне Кингисепп), Копорье и Ивангород. Россия была отрезана от Балтийского моря.

Русское государство не могло примириться с потерей выхода к Балтийскому морю. Поэтому на предложение шведов вместо перемирия заключить мир русское правительство ответило требованием возвратить России ее города на Балтийском побережье и стало добиваться возвращения утраченных земель вооруженной силой. Новая русско-шведская война закончилась заключением Тевзинского мира 1595 году, по которому Швеции пришлось возвратить России побережье Финского залива и Карелу (Кексгольм).

Однако Швеция, несмотря на заключение "вечного мира", продолжала готовиться к захвату русского побережья Финского залива. В начале XVII века, когда Россия была ослаблена польской интервенцией, Швеция перешла к открытым захватническим действиям и оккупировала даже Новгород.

По Столбовскому миру 1617 г. Швеция вновь отняла у России побережье Финского залива. Потеря русскими выходов к Балтийскому морю вызвала в Швеции бурный восторг. В официальном выступлении король Густав-Адольф говорил: "Русские – опасные соседи: границы земли их простираются до Северного, Каспийского и Черного морей; у них могущественное дворянство, многочисленное крестьянство, многолюдные города; они могут выставлять в поле большое войско; а теперь этот враг без нашего позволения не может ни одного судна опустить на Балтийское море".

Отсутствие выхода в Балтийское море стало особенно остро чувствоваться в России в связи с образованием в XVII в. внутреннего "всероссийского рынка" и развитием экономических и политических сношений со странами Западной Европы. Горячим сторонником борьбы со Швецией за выход в Балтийское море был выдающийся русский дипломат XVII в. А.Л. Ордын-Нащокин. В специальной записке, поданной царю Алексею Михаиловичу, он настаивал на заключении мира и союза с Речью Посполитой для того, чтобы направить все силы против Швеции.

Приготовляясь к войне со Швецией, московское правительство разработало широкий план военных действий, по которому предусматривалось одновременное наступление русских сил на нескольких направлениях. Главные силы под начальством самого царя должны были спуститься на стругах по Западной Двине к Риге. Это направление считалось важнейшим, так как занятие Риги открывало выход к Балтийскому морю.

В августе 1656 года. русские войска овладели Динабургом и Кокенгаузеном (Кокенойс). На Западной Двине было начато строительство военных судов. Однако Ригу взять не удалось.

Другой отряд русских войск под начальством воеводы Потекусина должен был очистить от шведов Ижору и овладеть устьем Невы, после чего перед окольничим царя Алексея Михайловича Потемкиным* была поставлена задача идти на Стокгольм. Для этой цели ему были даны суда и прислано с Дона более 500 казаков – опытных мореходов. Весной 1656 г. Потемкин подошел к Неве и взял город Ниеншанц (Канцы), построенный в ее устье. Покончив с Ниеншанцем, Потемкин подошел к Нотебургу (Орешку), но овладеть им не смог, хотя и получил подкрепление из Ладоги в виде множества небольших судов. В июле того же года, спустившись по Неве в Финский залив, Потемкин предпринял нападение на остров Котлин, где настиг отряд шведских судов и с боя взял "полукорабль" и пленных. Десант, высаженный на Котлине, сжег находившиеся здесь поселения.

Осложнившаяся международная обстановка помешала России вернуть потерянные земли у берегов Финского залива. Основные цели, преследуемые действиями русских в Ижорской земле, достигнуты не были, и Нотебург остался в руках шведов. Тем не менее в начавшихся в 1658 г. переговорах России со Швецией важнейшим вопросом был вопрос о морских пристанях для русских кораблей.

Но шведы как раз более всего боялись появления русских у берегов Балтийского моря. По условиям перемирия, заключенного в деревне Валиесаре (1658 г.), за Россией остались только некоторые города, занятые ею в Ливонии. Однако и эти приобретения были потеряны по миру со Швецией, заключенному в 1661 г. в Кардисе. Россия и Швеция остались в границах, определенных грабительским Столбовским миром. Россия упорно добивалась получения гаваней в Балтийском море, но эта важнейшая историческая задача была разрешена только при Петре I.

Кроме небольшого участка побережья Финского залива, Россия издавна владела громадными по протяжению берегами северных морей – Белого и Баренцева. Баренцево море было известно русским под характерным названием "дышучего", т.е. незамерзающего моря, круглый год имеющего приливы и отливы.

На Кольском полуострове и у берегов Белого моря с давних пор появились поселения новгородцев. Охота за тюленями и рыболовство были извечными промыслами поморов, совершавших на своих судах дальние походы в Баренцево море. Отважные новгородцы пробирались далеко на восток и на север к берегам Новой Земли. В XIV в. три новгородских судна ("юмы") долго блуждали по северным морям: одно из них погибло, а два пристали к высоким горам. Во главе мореходов были Моислав Новгородец и его сын Яков, рассказавшие о виданном ими "самосиянном свете", который был ярче солнца, т.е. о северном сиянии. Предполагают, что Моислав и его спутники доходили до гористых берегов Вайгача и Новой Земли.

Пустынные берега Белого моря порой становились ареной ожесточенных боев русских с норвежцами ("мурманами"), разорявшими прибрежные земли. Об этом довольно подробно рассказывают летописи XV века. В 1419 г. норвежцы появились в устье Северной Двины с отрядом в 500 человек, "в бусах и в шнеках", и разорили Неноксу и несколько других погостов. Поморы напали на грабителей и уничтожили две шнеки, после чего уцелевшие норвежские суда ушли в море. В 1445 г. норвежцы вновь появились в устье Двины, причинив большой ущерб местным жителям. Этот набег был совершен, по видимому, в отместку за поход подвластных Новгороду карелов в пределы Норвегии (возможно речь идет о севере Финляндии и Норвегии). Карелы нанесли норвежцам большой урон, "избиша их и повоеваша и пленивше". Как и первый раз, поход норвежцев окончился полной неудачей. Внезапно напав на врага, двиняне перебили большое число норвежцев, убили трех их воевод и взяли пленных, которых послали в Новгород. Остальные норвежцы "вметавшиеся в корабли отбегоша".

Ввиду отсутствия постоянной связи с Западной Европой через Балтийское море сообщение через северные моря имело для России большое экономическое и политическое значение. Путь в Европу через Белое и Баренцево моря был издавна известен русским поморам, а вовсе не открыт английскими моряками, как это утверждается во многих английских источниках. Этим путем вместе с датским посольством плавал в Европу Истома Григорьев в конце XV в. Путешественники сели в устье Северной Двины на четыре судна и шли вдоль берегов Кольского полуострова и Скандинавии, добравшись до Бергена. Поход Истомы не был явлением исключительным. Тем же путем шел русский посол, направленный в Испанию, и некоторые другие русские люди. Замечательнее всего то, что русские путешественники характеризовали этот путь в северную Европу как "более длинный", но и "более безопасный".

Таким образом, прибытие в устье Северной Двины английского корабля под командой Ченслера было всего лишь началом более или менее регулярных торговых сношений Англии с Россией. Вслед за английскими в Белом море появились голландские корабли. Небольшое поселение в устье Северной Двины быстро выросло и стало городом Архангельском (1584 г.) – крупнейшим портом России в XVII веке.

Во время Ливонской войны судоходство в Белом море получило большое развитие. К этому времени относятся попытки Швеции утвердиться в Белом море. В 1571 г. поблизости от Соловецких островов появились шведские военные суда. Шведы, видимо, проводили рекогносцировку, готовясь к захвату Соловецких островов, что обеспечило бы им господство в Белом море. Для защиты от вражеских нападений вокруг Соловецкого монастыря был построен деревянный острог, набраны стрельцы и казаки. Это оказалось своевременной мерой, так как во время русско-шведской войны 1590-1595 гг. шведы напали на западный берег Белого моря.

В августе 1591 г. на севере развернулись военные действия в довольно широких масштабах. Шведский отряд в 1200 человек "в малых судах" пробрался к Кольскому острогу. Неприятель подступил к двум башням деревянного острога с намерением их зажечь, но был отброшен. В сентябре нападение повторилось. На этот раз 400 шведов на малых судах пробрались рекой Кемь и внезапно появились у Сумского острога. В течение восьми часов шведы пытались поджечь острог, но в тот же день (23 сентября) сняли осаду и, разорив несколько деревень, ушли обратно. Под стенами деревянного острога, где сидело в осаде 200 русских, из которых только 30 были стрельцами и пушкарями, шведы понесли большой урон ранеными, убитыми и пленными. Шведский военачальник был убит.

В ответ на нападение шведов зимой того же 1591 г. русские войска вошли в пределы Швеции. Русский отряд насчитывал 3000 человек – стрельцов, казаков и ополченцев из Устюга, Холмогор, Заонежья, монастырских слуг Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей. Воеводами были князья Андрей и Григорий Волконские. Поход начался с Сумского острога, целью его была Каянская земля на севере Финляндии, в которой русские войска воевали шесть недель.

Таким образом, попытка шведов в конце XVI в. вытеснить русских с Кольского полуострова с целью воспрепятствовать торговому судоходству в Белом море не увенчалась успехом. Освоенный к середине XVI в. северный морской путь из Западной Европы в устье Северной Двины в течение всего следующего столетия служил основной магистралью для сношений России с западноевропейскими странами.

Русские мореходы с давнего времени знали и морской путь по Северному Ледовитому океану на восток, к берегам Сибири. Северный путь получил особое значение с конца XVI в., после завоевания Сибири. Морской путь вдоль берегов Северного Ледовитого океана вел к Мангазее, расположенной на реке Таз в Сибири, – главному пункту по торговле мехами в конце XVI – начале XVII вв.

Русские суда ("кочи"), выйдя из устья Северной Двины, шли вдоль восточного берега Белого моря, огибали полуостров Канин, а иногда пересекали его, пользуясь системой рек и тем, что даже в самое сухое время года "волок", т. е. сухое пространство между реками, впадавшими в Мезенскую губу и Чешскую губу, был незначительным. Опытные мореплаватели шли "большим же морем-окияном на урочище Югорский Шар", после чего вступали в Карское море. Весь путь до Мангазеи совершался с чрезвычайными трудностями, но это не останавливало русских промышленников. В 1610 г. в Мангазею пришло 16 кочей и на них 150 человек. Позже в летописи сообщается, что в Мангазею "пришли морем многие люди".

Сведения о существовании пути в Мангазею проникали в западноевропейские торговые круги. Уже во время переговоров о заключении Столбовского мира шведские уполномоченные расспрашивали русских послов, "сколько от Московского государства до Сибири". Англичане и голландцы мечтали об открытии северного пути из Европы в Китай, Японию и Индию, вместо более дальнего пути через Атлантический и Индийский океаны, к южным и восточным берегам Азии.

 

Теоретически северный путь на восток был наиболее коротким и, следовательно, наиболее выгодным, но практически этот путь, освоенный только в наше время, был недоступен для торговых судов Западной Европы.

Все географические открытия в Сибири были сделаны отважными русскими мореходами. Еще в 1610 г. русские промышленники в Мангазее сделали важное открытие: двинянин Кондратий Курочкин вместе с торговыми людьми, пришедшими с Северной Двины, совершил морскую экспедицию из Туруханского зимовья (Туруханска) в устье Енисея, "а как река и море прочистились... и они выехали из Енисея в открытое море". Таким образом, было доказано, что Енисей впадает в "Студеное" море, что доступ к устью Енисея имеется, что "большим кораблям из моря в Енисей пройти мочно".

Полярные походы были крайне опасными и часто кончались гибелью отважных русских мореходов. О безвестных путешественниках рассказывает замечательная находка, сделанная у восточного побережья Таймырского полуострова советскими моряками в 1940 г. Здесь были найдены остатки предметов, принадлежавших русским зимовщикам, потерпевшим крушение в заливе Симса. О том, что эти зимовщики "шли морем, а не сушей, неопровержимо свидетельствуют не только обломки разбитого судна и железного блока от паруса, но и остатки по крайней мере шести специальных мореходных инструментов".

С половины XVII в. русские суда начинают появляться в восточной части Северного Ледовитого океана. Из устья Лены они ходили морским путем на запад и через "день парусного ходу" добирались до реки Оленек. Далее русские суда в трое-пятеро суток доходили до устья Яны. Главным препятствием на пути отважных мореплавателей были нагромождения льда, среди которых с трудом пробирались кочи, прижимаемые к берегу морскими ветрами.

После постройки трех укрепленных зимовий на реке Колыме походы на восток вдоль берегов Северного Ледовитого океана участились. В 1648 г. экспедиция в составе шести кочей отплыла из устья Колымы. Три судна дошли до Большого Чукотского Носа, известного теперь под названием мыса Дежнева, названного так по имени Семена Дежнева, начальника одного из кочей, открывшего пролив между Азией и Америкой. Экспедиция обогнула крайнюю восточную оконечность Азии и дошла до реки Анадырь. Таким образом, была доказана возможность прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий океан. Контуры Великого северного морского пути вокруг берегов Азии были намечены еще отважными русскими мореплавателями XVII века.

От берегов великого Тихого океана переместимся на юг России.

В XVI-XVII вв. русские поселения почти вплотную подступили к берегам Черного и Азовского морей. Запорожское казачество расположилось на одном из днепровских островов (Хортица), в непосредственной близости к турецким крепостям, находившимся в устьях Днепра и Буга. Донские казачьи станицы уже в конце XVI века основались на нижнем течении Дона, также в непосредственной близости к турецкой крепости Азов. Борьба с Крымским ханством и Турцией за северное Причерноморье была для России исторически неизбежной. Она вызывалась прежде всего необходимостью защитить окраинные русские земли от нападений турок и татар. С ними, как мы уже знаем, казаки вели многовековую, непрерывную и абсолютно бескомпромиссную войну.

Поведение казаков на море поражает своей беспримерной смелостью искусных воинов, а их легендарные походы особенной тщательностью подготовки. Для своих морских набегов на ненавистных мусульман казаки строили особые суда ("чайки"), длиной до 20 м, шириной от 3 до 4 м, с осадкой 50-60 см. Эти суда были снабжены двумя рулями: на корме и на носу. На каждом из них имелась мачта, на которой в хорошую погоду и при попутном ветре поднимался парус; в обычное же время "чайки" передвигались на веслах, для чего вдоль каждого борта сидело от 10 до 15 гребцов. К бортам были привязаны связки тростника, поддерживавшие казачьи "чайки" на поверхности воды даже в том случае, если они наполнялись водой. Припасы хранились в бочках. В дальний морской поход собиралось от 80 до 100 казачьих "чаек". Каждое судно был снабжено 4 или 6 мелкокалиберными пушками (фальконетами) и имело экипаж в 50-70 человек; каждый казак имел два ружья и саблю. Такая эскадра представляла собой грозную силу, тем более что казаки обычно нападали внезапно, не давая противнику возможности сосредоточить свои силы. Такой казачий флот спускался вниз по Днепру к устью реки. Впереди шло судно атамана с флагом на мачте, за ним остальные "чайки". Зная, что турецкие галеры тщательно сторожат днепровское устье, казаки прятали свои суда в речных протоках среди камышей, дожидаясь темных ночей. Нередко прорыв казачьей флотилии не оставался незамеченным для турок, которые успевали сообщить в Константинополь об угрожающей им опасности. Тотчас же тревога распространялась по берегам Черного моря, но казаки научились почти всегда появляться внезапно, и именно там, где их никогда не ждали. Удачные набеги казаков на деле наглядно показывали уникальную возможность успешного использования речных путей для нападения на татарские и турецкие города. К тому же в те далёкие времена это был единственный способ нанести удар, например, крымцам на их территории. С севера Крым был надежно защищен труднопреодолимыми причерноморским степями и морскими заливами.

 

Поход в Крым в 1556 году принадлежит к числу замечательных военных событий XVI века. Главные русские силы двинулись из Путивля к Днепру под командой представителя московского правительства дьяка Ржевского. На Днепре к казакам Ржевского присоединилось ещё 300 казаков из Канева. Суда для похода были построены на притоке Днепра – реке Псел. Передовой пункт крымских татар на Днепре – Ислам-Кермень – оказался покинутым татарами. Захватив его, отряд пошел далее, на Очаков, прикрывавший выход из Днепра и Буга в Черное море. Здесь Ржевский добился большого успеха, разбив отряд татар и турок и взяв предместье Очакова ("острог"). Поход Ржевского показал слабость турецко-татарской обороны на Днепре, а тем самым уязвимость черноморских берегов Крыма и Турции.

Смелые действия Ржевского были продолжены в 1559 году. На этот раз Днепровским отрядом командовал окольничий Даниил Адашев. С отрядом в 8000 человек он спустился на лодках вниз по Днепру к Очакову, вблизи которого захватил два турецких корабля. Высадившись на северном берегу Крыма, в 15 километрах от Перекопа, русские войска разорили татарские селения и благополучно вернулись обратно. Хан преследовал их с небольшими силами, "а многие люди к нему не поспешили собраться". Значение похода Адашева как первого удачного нападения русских с моря на Крым русский летописец, повествующий об этом событии, оценивает так: "преже бо сего от начала, как и юрт Крымской стала, и как в тот Корсунской остров (т.е. Крым) нечестивии бусормане водворишася, русская сабля в нечестивых тех жилищах кровию очервена не бывала и по се время". Впервые война была перенесена на территорию самой Крымской орды, ранее безнаказанно грабившей русские земли.

С этого времени начинаются походы казаков в Черное море. В 1589 году казачьи "чайки" под командой атамана Калуги спустились вниз по Днепру и направились к берегам Крыма. Взяли на море турецкий корабль и ночью напали на город Козлов (теперь Евпатория). В 1606 году захватили на море 10 турецких галер со всеми припасами и напали на Варну. Осенью 1608 года взяли Перекоп, а в следующем году на 16 "чайках" появились в дунайских гирлах. Казачьи походы стали еще более грозными для турок после того, как запорожцы начали проводить их совместно с донскими казаками. Тогда выяснилось, что могущественный турецкий флот уже не в состоянии защитить берега Крыма и Малой Азии. Важнейшие черноморские порты – Кафа (Феодосия), Трапезонд и Синоп – сделались объектами нападений казаков. Их юркие, быстроходные "чайки" появились даже под стенами Константинополя. Крупнейшим событием начала XVII века является поход на Синоп - один из богатейших турецких городов на малоазиатском берегу Черного моря. Дорога к Синопу была показана казакам их же сородичами, "потурнаками", т. е. пленными казаками, которые, не выдержав истязаний и тяжкой работы на турецких галерах, согласились принять ислам. Они, естественно, ненавидели своих поработителей и охотно соглашались быть проводниками своих бывших собратьев. Казаки внезапно напали на город, разорили замок и арсенал, уничтожили парусные и гребные суда в гавани и освободили христианских невольников. Взятие Синопа (1616 г.) произвело в Турции сильное впечатление и явилось причиной смещения великого визиря. В 1615 году донские казаки напали на Азов и уничтожили много турецких кораблей, затем они двинулись на 70 стругах под Кафу, взяли ее и освободили множество невольников. От берегов Крыма они направились к южному берегу Черного моря и захватили Трапезонд. Современники ставили в заслугу предводителю казачьего флота гетману Петру Сагайдачному то, что он "за своего гетманства взял в Турцех место Кафу; аж и сам цесарь Турский был в великом страху". Вскоре после взятия Синопа и Трапезонда казачья флотилия, под начальством атамана Шила, появилась под стенами Стамбула (Константинополя), столицы турецкой империи. Упреждающие морские казачьи походы сыграли очень важную роль в деле защиты русских земель от хищнических набегов крымских татар.

Такое поведение казаков в бассейне Чёрного моря, естественно, вызывало постоянные дипломатические осложнения между Россией и Турцией, требовавшей прекращения казачьих набегов на черноморские берега. Этим и объясняется то обстоятельство, что московское правительство в своих грамотах запрещало казакам громить крымские и турецкие берега. Однако это запрещение являлось чисто формальным, потому что московское правительство было заинтересовано в существовании постоянного казачьего флота на Дону, противостоявшего турецким морским силам, безраздельно господствовавшим в Черном и Азовском морях. Поэтому казачьи флотилии не только не расформировывались, но даже пополнялись новыми стругами, строившимися в Воронеже за счет царской казны. Так, царская грамота 1627 года, укорявшая донских казаков за набеги на крымские и турецкие владения, в то же время разрешала казакам оставить у себя на Дону 14 стругов для проводов турецких и русских послов.

Крупнейшим событием в истории морских походов донских казаков было взятие Азова. Азовская крепость стояла на левом берегу Дона поблизости от впадения его в море. Следовательно, такая крепость могла быть взята только с помощью речных или легких морских судов. Осада Азова казаками началась 21 апреля и продолжалась два месяца. Казаки взяли Азов 18 июня 1637 года. "и многих людей побили". Во время осады казаки били по городским стенам из пушек, окружали крепость окопами и подводили под башни подкопы. Все это можно было сделать только благодаря тому, что казаки обладали достаточной артиллерией и боевыми припасами, доставленными из Москвы. Прибытие из Москвы под Азов дворянина Степана Чирикова и атамана Ивана Каторжного с хлебом, порохом и деньгами автор исторической повести об Азове считает поворотным моментом в осаде этой крепости. Всевеликое войско Донское стреляло в этот день по крепостным стенам из ружей и пушек.