Дать схемную реализацию.

f(a,b,c,d)= `ab Ú b→`cÚ cd(`cÚ cd)

Вариант 7

 

Даны три варианта множеств:

a). A ={2, 4, 5, 6}, B={ 1, 5, 6 }, C={ 4, 6}. E={1, 2, … , 9},

b). A = { a : a ' [1, 5] }, B={b: b ' (4, 6],}, C = { c: c ' [ 3, 9) }, E – вся числовая ось.

c). A ={(a, p), (c, c)}, B={(a, p), (1, 6 )}, C={(-4, 6), (1, 6 )}. E ={(a, p), (c, c), (a, a), (-4, 6), (1, 6)}

1. Выполнить над множествами следующие операции и дать графическую интерпретацию.

· `B Ç (C D A) для варианта множеств а).

· B È Ø (A \ C) для варианта множеств b).

· `C È B Ç A для варианта множеств c).

2. Выяснить выполняется ли соотношение (графически):

A\B ÈC = A ÇB \ C Ç`B

3. Найдите произведение множеств C ´ B, A ´ C и B2 и их мощности для варианта множеств c).

4. Найдите проекцию множеств C ´ A´ B на 2, 3 составляющие, то есть Пр2,3 C ´ A´ B для варианта множеств a).

5. Дано множество M={m: m =x+y, x ' B, y ' C} для варианта множеств а). и отношение R={(a, b): a, b ' M, I a-b I < 9}

· записать отношение в явном виде, найти обратное отношение R-1

· представить R координатным способом,

· выяснить какими свойствами обладает данное отношение,

6. В отделе НИИ работает несколько человек, причем каждый из них знает хотя бы один иностранный язык. 10 чел. знают английский, 9 – немецкий, 7 – французский, 4 знают и английский, и немецкий, 2 – английский и французский, 2 - немецкий и французский, а один человек знает все три языка. Сколько человек работает в отделе? Сколько человек знают ровно два языка? Сколько человек знают только немецкий?

7. Рота состоит из 5 офицеров, 8 сержантов и 80 рядовых. Сколькими способами можно выделить из них отряд, состоящий из одного офицера, 2 сержантов и 20 рядовых? Та же задача, если в отряд должен войти командир роты и старший из сержантов.

8. Упростить выражение

f(x,y,z) = (xyÚ y)® x

 

9. Минимизировать функции по картам Карно и найти сложность по Квайну:

а) Найти мин. сумму б) Найти мин. произведение

 

  -
  -
  - -
  -

 

10. Дать схемную реализацию.

 
 


f(x,y,z) = (xyÚ xyz)xÅy

Вариант 8

Даны три варианта множеств:

a). A ={2, 4, 5, 6}, B={ 1, 5, 6 }, C={ 4, 6}. E={1, 2, … , 9},

b). A = { a : a ' [1, 5] }, B={b: b ' (4, 6],}, C = { c: c ' [ 3, 9) }, E – вся числовая ось.

c). A ={(a, p), (c, c)}, B={(a, p), (1, 6 )}, C={(-4, 6), (1, 6 )}. E ={(a, p), (c, c), (a, a), (-4, 6), (1, 6)}

1. Выполнить над множествами следующие операции и дать графическую интерпретацию.

· `C È B \ A Ç B для варианта множеств а).

· (C D A) \C для варианта множеств b).

· A \ B Ç `C для варианта множеств c).

2. Выяснить выполняется ли соотношение (графически):

A Ç (B \ C) = (AÇ B) \ (A Ç C).

3. Найдите произведение множеств A ´ C, C ´ B и C2 и их мощности для варианта множеств c).

4. Найдите проекцию множеств A ´ C´ B на 2, 3 составляющие, то есть Пр2,3 A ´ C´ B для варианта множеств a).

5. Дано множество M={m: m =x+y, x ' B, y ' C} для варианта множеств а). и отношение R={(a, b): a, b ' M, a+b - четное}

· записать отношение в явном виде, найти обратное отношение R-1

· представить R графовым способом,

· выяснить какими свойствами обладает данное отношение,

6. На загородную прогулку поехало 90 человека. Бутерброды с колбасой взяли 47 чел., с сыром – 38 чел., с ветчиной – 42 чел., и с сыром и с колбасой – 28 чел., с колбасой и ветчиной – 28 чел., с сыром и ветчиной - 24 чел. Все три вида бутербродов 20 чел., а несколько человек вместо бутербродов захватили с собой пирожки. a). Сколько человек взяли с собой пирожки? b). Сколько человек взяли с собой только бутерброды с колбасой? c). Сколько человек взяли с собой только бутерброды с сыром?

7. Из студенческой группы надо избрать делегацию, состоящую из 5 человек на конференцию. Сколькими способами это можно сделать, если в группе 20 человек?

 

8. Упростить выражение

f = x1® x2 Ú x1x2x3Ú x2x3Ú x1x3

 

9. Минимизировать функции по картам Карно и найти сложность по Квайну:

а) Найти мин. сумму б) Найти мин. произведение

 

  - -
 
  - -
  -

 

10. Дать схемную реализацию.

 

f(x,y,z) = (xyÚ z)Å (xÚ y) `(xÚ z)

Вариант 9

 

Даны три варианта множеств:

a). A ={3, 4, 5, 6}, B={ 1, 5, 7 }, C={ 4, 6}. E={1, 2, … , 9},

b). A = { a : a ' [2, 5] }, B={b: b ' (4, 7],}, C = { c: c ' [ 3, 8) }, E – вся числовая ось.

c). A ={(i, p), (j, j)}, B={(i, p), (5, 6 )}, C={(-4, 6), (5, 6 )}. E ={(i, p), (j, j), (i, i), (-4, 6), (5, 6)}

1. Выполнить над множествами следующие операции и дать графическую интерпретацию.

· `A È (C D B) для варианта множеств а).

· ØB \ (A Ç C) для варианта множеств b).

· C Ç B \ ØA для варианта множеств c).

2. Выяснить выполняется ли соотношение (графически):

( `A È B ) Ç A = A Ç B.

3. Найдите произведение множеств A ´ B, B ´ C и A2 и их мощности для варианта множеств c).

4. Найдите проекцию множеств A ´ B´ C на 2, 3 составляющие, то есть Пр2,3 A ´ B´ C для варианта множеств a).

5. Дано множество M={m: m =x+y, x ' A, y ' C} для варианта множеств а). и отношение R={(a, b): a, b ' M, a+b < 11}

· записать отношение в явном виде и найти обратное отношение R-1,

· представить R линейно- координатным способом,

· выяснить какими свойствами обладает данное отношение,

6. На одной из кафедр университета работают 13 человек, причем каждый из них знает хотя бы один иностранный язык. 10 чел. знают английский, 7 – немецкий, 6 – французский, 5 знают и английский, и немецкий, 4 – английский и французский, 3 - немецкий и французский. Сколько человек знают все три языка? Сколько человек знают ровно два языка? Сколько человек знают только французский?

7. На школьном вечере присутствуют 12 девушек и 9 юношей. Сколькими способами можно выбрать из них 4 пары для танца?

 

8. Упростить выражение

y(a,b,c)= (abÚ bc)ac Ú bÅc

 

9. Минимизировать функции по картам Карно и найти сложность по Квайну:

а) Найти мин. сумму б) Найти мин. произведение

 

  - -
  -
  -
  -

 

10. Дать схемную реализацию.

 
 


y(a,b,c) = (abÚ c)(abÚ abc)

 

Вариант 10

 

Даны три варианта множеств:

a). A ={2, 4, 5, 6}, B={ 1, 5, 6 }, C={ 4, 6}. E={0,1, 2, … , 9},

b). A = { a : a ' [2, 4] }, B={b: b ' (4, 7],}, C = { c: c ' [ 3, 9) }, E – вся числовая ось.

c). A ={(i, p), (j, j)}, B={(i, p), (5, 6 )}, C={(-4, 6), (5, 6 )}. E ={(i, p), (j, j), (i, i), (-4, 6), (5, 6)}

 

1. Выполнить над множествами следующие операции и дать графическую интерпретацию.

· `A È C Ç B для варианта множеств а).

· B D A Ç C для варианта множеств b).

· C \ B Ç `A для варианта множеств c).

2. Выяснить выполняется ли соотношение (графически):

A\(C È B)=(A\B) ÇC.

3. Найдите произведение множеств A ´ C, B ´ A и C2 и их мощности для варианта множеств c).

4. Найдите проекцию множеств A ´ C´ B на 2, 3 составляющие, то есть Пр2,3 A ´ C´ B для варианта множеств a).

5. Дано множество M={m: m =x+y, x ' A, y ' B} для варианта множеств а). и отношение R={(a, b): a, b ' M, a+b - нечетное}

· записать отношение в явном виде и найти обратное отношение R-1,

· представить R линейным способом,

· выяснить какими свойствами обладает данное отношение,

6. Известно, что из 100 студентов живописью увлекаются 28 чел., спортом – 42 чел., музыкой – 30 чел., живописью и спортом – 10 чел., живописью и музыкой - 8 чел., спортом и музыкой – 5 чел. живописью, спортом и музыкой – 3 чел. Определить a). сколько человек увлекается только спортом, b). сколько человек ничем не увлекается, c). сколько человек увлекается хотя бы спортом или музыкой ?

7. Сколько словарей надо издать, чтобы можно было непосредственно выполнять переводы с любого из 5 языков: русского, английского, французского, немецкого, итальянского, на любой другой из этих 5 языков?

 

8. Упростить выражение

y(a,b,c ) = (aÚ bc)c Ú (b®c)

 

9. Минимизировать функции по картам Карно и найти сложность по Квайну:

а) Найти мин. сумму б) Найти мин. произведение

 

  -
  -
  -
  - -

 

10. Дать схемную реализацию.

 
 


f(x,y,z) = (xyÚ xyz) (xÅy)

5. Выполнение и оформление контрольной работы

Контрольная работа состоит из 10 вариантов, по 10 заданий в каждом, варианты закрепляются за студентом по последней цифре номера зачетной книжки.

При выполнении работы студенты знакомятся с рекомендуемой основной и дополнительной литературой.

Структура контрольной работы: титульный лист, основная часть, список литературы

Общий объем работы составляет примерно 10 страниц.

Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям, приведенным в методическом пособии «Выполнение контрольных и курсовых работ: Методические рекомендации для студентов, обучающихся по ФГОС-3» (ВСЭИ, 2013).

 

 

6. Учебно-методическое обеспечение

 

А. Основная литература

1. Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. Задачи и упражнения по дискретной математике: Учеб. пособие. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Физматлит, 2005. – 416 с.

2. Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов. – СПБ.: Питер, 2005. – 304 с.

3. Плотников А.Д. Дискретная математика: учеб. пособие / А.Д. Плотников. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2006.

 

Б. Дополнительная литература

1. Акимов, О.Е. Дискретная математика: логика, группы, графы, фракталы / О.Е. Акимов. – М.: Акимова, 2005.

2. Белоусов А.И., Ткачев С.Б. Дискретная математика. – М.: Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2001. – 744 с.

3. Волченская Т.В., Князьков В.С. Компьютерная математика: ч.1. Теория множеств и комбинаторика: Учеб. пособие. – Пенза, 2003. – 88 с.

4. Пономарев В.Ф. Дискретная математика для информатиков-экономистов. Учеб. пособие. - Калининград: КГТУ, 2002. - 163с.

5. Яблонский С.В. Введение в дискретную математику. – М.: Высшая школа, 2001. – 384 с.