Информационное обеспечение автоматизированных банковских систем
Систем
Технология создания автоматизированных банковских
БАНКОВСКИХ СИСТЕМ
ТЕМА 2. ОСНОВЫ РАБОТЫ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
Создание АБС требует учета особенностей структуры, специфики и объемов банковской деятельности. Это относится к организационному взаимодействию всех подразделений банка, которое вызывает необходимость создания многоуровневых и многозвенных систем (головной банк, его отделы, филиалы, обменные пункты, внешние структуры), со сложными информационными связями прямого и обратного направления.
Основные этапы создания АБС требуют:
1. проведения функционального и информационного обследования деятельности банка;
2. формирования требований к системе и их анализ;
3. разработки структурно-функциональной модели банка;
4. разработки информационной модели банка;
5. детальной структуризации АБС, общесистемного проектирования, постановок задач;
6. программирования, отладки, внедрения, эксплуатации, сопровождения.
С самого начала необходимо решить основной вопрос банковской автоматизации: покупать готовую АБС или разрабатывать собственную?
Рассмотрим характеристики каждого из вариантов:
1. Покупка готовой АБС.
· за:
- банк сразу получает быструю проверенную программу со всем набором документации;
- поддержка и сопровождение чаще всего осуществляется специалистами компании-разработчика, что обеспечивает более качественные работы;
- функциональность АБС является комплексной и продуманной;
- в компании-разработчике существует методика по грамотному внедрению системы;
- получение гарантированного обновления системы.
· против:
- высокий размер разовых капитальных вложений;
- новые бизнес-технологии могут не соответствовать уже существующим;
- требуется переобучение специалистов;
- банк не имеет никаких преимуществ в используемых информационных технологиях перед конкурентами, т.к. система тиражируемая и как следствие доступна всем участникам рынка;
- банк не получает права собственности на программный продукт и как следствие – будет необходимо опять покупать систему в случае экстенсивного увеличения самого банка.
2. Разработка собственной АБС.
· за:
- сотрудники получают именно такую автоматизацию, которая удовлетворяет их потребностям;
- доработка системы как силами банка, так и при помощи компании-аутсорсера возможна и никак не ограничена, при этом банк может быть уверен в постоянном развитии своей АБС;
- банк полностью владеет системой и, следовательно, может устанавливать ее неограниченно в своих отделениях и филиалах, а также продавать ее другим участникам рынка;
- собственная разработка может стать источником конкурентного преимущества банка.
· против:
- необходима постановка полного технического задания на каждую автоматизируемую функцию;
- банк должен создать специальную группу программистов, цель которой заключается в разработке такого программного обеспечения, которое обеспечило бы адекватную поддержку принятия решений;
- длительное время разработки;
- высокая стоимость собственной разработки за счет ее длительности и необходимости привлекать высокооплачиваемых специалистов.
3. Покупка базовой части готовой АБС и ее доработка.
· за:
- покупка готового и оттестированного ядра системы;
- возможность разработки принципиально новых приложений использующих АБС лишь в рамках ее ядра и хранилища данных;
- фокусировка собственных разработчиках именно на особенностях бизнеса, а не на базовых функциях;
· против:
- возможная доработка в рамках АБС ограничена.
В банках инициатором разработки программного обеспечения является Департамент банковских систем и технологий или самостоятельное управление центрального аппарата банка, который подготавливает проект задания на разработку программного обеспечения и согласовывает его с компанией-разработчиком.
Разработанное программное обеспечение первоначально тестируется в Департаменте банковских систем и технологий и передаются в филиал или отделение банка для испытаний и оценки. По результатам тестирования, испытаний и оценки проводится доработка программного обеспечения и подписывается акт о готовности программного обеспечения к опытной эксплуатации, которая проводится в случае, когда окончательная отладка программного обеспечения возможна только в условиях его реального использования. При этом продолжается параллельная эксплуатация заменяемой системы и сверка результатов работы двух систем, а выходные данные системы не используются в работе банка до завершения этапа опытной эксплуатации.
После подписания акта программное обеспечение и документация передается в подразделения банка, которые будут производить эксплуатацию. При этом направляются необходимые методические указания и инструкции, подготовленные Департаментом и разработчиком.
Банковская технология представляет собой взаимоувязанную совокупность видов обеспечения, каждый их которых раскрывает сущность и состав ресурсов, реализующих функциональные задачи и необходимых для функционирования всей банковской системы. К основным из них относятся информационное, программное и техническое обеспечение.
Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в банке, а также методы и принципы построения, состав и содержание баз данных.
Информационное обеспечение (внемашинное и внутримашинное) включает полный набор показателей, документов, классификаторов, файлов, баз данных, баз знаний, методов их использования в банковской работе, а также способы представления, накопления, хранения, преобразования, передачи информации, принятые в конкретной системе для удовлетворения любых ин формационных потребностей всех категорий пользователей в нужной форме и в требуемое время.
Ведущим направлением организации внутримашинного информационного обеспечения является технология баз и банков данных, хранилищ данных. К организации информационного обеспечения банковской деятельности предъявляется ряд требований. Наиболее важными из них являются: обеспечение для многих пользователей работы с данными в реальном времени; предоставление для обмена информацией возможности экспорта/импорта данных в разных форматах; безопасность хранения и передачи банковской информации; сохранение целостности информации при отказе аппаратуры.
Особенностью информационной системы банка является необходимость обработки двух типов данных, а именно оперативных и аналитических, поэтому в процессе функционирования АБС решается два класса задач:
1) обеспечение повседневной работы банка по вводу и обработке информации;
2) организация информационного хранилища в целях анализа данных для выявления тенденций развития, прогнозирования состояний, оценки и управления рисками и т.д.
Одним из новых направлений в создании АБС является объектно-ориентированный подход в информационных технологиях.
Подход основан на объединении данных и процедур в рамках понятия «объект» в отличие от распространенного структурного подхода, при котором данные и процедуры определяются и реализуются отдельно.
Современные подходы к проектированию информационного обеспечения позволяют специалистам банка самостоятельно модифицировать и дополнять словарь информационной модели в терминах банковских продуктов или услуг, предоставляемых клиентам. Среди множества понятий, первичным является документ (договор, заявка, ордер, распоряжение и т.д.), который порождает последовательность действий по его исполнению, т.е. операции. Наряду с простыми могут создаваться и сложные операции, формироваться новые услуги – действия, которые необходимо выполнять и отражать их последовательность.
Для расширения предметной области баз данных используются механизмы гибких классификаторов, которые позволяют организовать нужные группировки объектов, удобно использовать их при формировании отчетов, поиске и переносе информации.