Автоматизации банковских бизнес-процессов
Государственное регулирование и управление в области
Банковская система - одна из сфер наиболее активного потребления информационных технологий. Сегодня их использование является одним из ключевых факторов эффективности и конкурентоспособности современного банка.
Необходимость внедрения новых информационных технологий в банковскую систему обусловлена следующими причинами:
— постоянный рост количества банковских операций обусловливает необходимость привлечения новых средств и способов обработки информации;
— возрастают требования в отношении качества, точности, надежности и безопасности обработки информации;
— усиление конкуренции между банками вызывает борьбу за клиента, а, следовательно, качество банковских услуг должно постоянно улучшаться;
— необходимость соответствия международным стандартам.
Таким образом, развитие информационных технологий в банках в первую очередь осуществляется для удовлетворения потребностей пользователей банковских услуг. Базовыми показателями их влияния на обслуживание пользователей являются: скорость и удобство обслуживания в результате отказа от бумажных форм, пересылки квитанций, поручений посредством современных технологий; разнообразие способов предоставления услуг за счет интеграции различных систем обслуживания пользователей и внутренних систем отчетности и управления, использования современных аппаратных и технических средств.
В настоящее время банки прошли основные этапы автоматизации: внедрены системы, непосредственно связанные с деятельностью кредитных организаций, построены коммуникационные сети. Но не всегда этим элементам доставало согласованности: часть из них приобреталась, часть — разрабатывалась собственными силами, а часть — создавалась сторонними разработчиками. В результате ряд процессов либо неэффективно, либо не полностью автоматизирован. В некоторых случаях затрачены неоправданно большие ресурсы.
То есть можно констатировать недостаточность комплексных решений при автоматизации бизнес-процессов как основной характеристики состояния информатизации в банках страны, их разобщенность. Каждый банк решает проблемы внедрения новейших технологий самостоятельно.
Вместе с тем, область автоматизации банковских бизнес-процессов достаточно жестко регулируется со стороны государства. Такое регулирование осуществляется посредством следующих нормативных документов:
1 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10 ноября 2008 г. N 455-З;
2 Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 28 декабря 2009 г. N 113-З;
3 Концепцией развития и применения информационных технологий в банковской системе РБ на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 августа 2008 г. N 115;
4 Техническими кодексами установившейся практики.
Государственное регулирование и управление в области автоматизации банковских бизнес-процессов включает:
· обеспечение условий для реализации и защиты прав субъектов информационных отношений;
· создание условий для развития и использования информационных технологий, информационных систем и информационных сетей на основе единых принципов технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
· формирование и осуществление единой научной, научно-технической, промышленной и инновационной политики в области информации, информатизации и защиты информации с учетом имеющегося научно-производственного потенциала и современного мирового уровня развития информационных технологий;
· создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов в области информации, информатизации и защиты информации;
· содействие развитию рынка информационных технологий и информационных услуг, обеспечение условий для формирования и развития всех видов информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;
· разработку и обеспечение реализации целевых программ создания информационных систем, применения информационных технологий;
· иное государственное регулирование.
Координацию деятельности в области разработки и продвижения современных информационных технологий в финансово-кредитной сфере Беларуси осуществляет Главное управление информационных технологий Национального банка Республики Беларусь.
Кроме того, при Национальном банке создан Координационный совет по банковским информационным технологиям. Целью его создания является консолидации научных и технических потенциалов различных организаций и банков Беларуси для реализации задач информатизации в банковской деятельности, унификации программно-технических средств и коммуникационных связей.
Развитием информационных технологий в денежно–кредитной системе Республики Беларусь, в том числе автоматизация деятельности Национального банка Республики Беларусь, его учреждений и предприятий является основным предметом деятельности ОАО «Центр банковских технологий».
В соответствии с решением Комитета по информационным технологиям Национального банка Республики Беларусь ОАО «Центр банковских технологий» уполномочен осуществлять следующие функции обеспечения координации процессов информатизации в банковской системе Республики Беларусь:
создание и развитие единого информационного пространства банковского сектора экономики Республики Беларусь с целью обеспечения интеграции информационных ресурсов и информационно–коммуникационных услуг для достижения эффективности применения информационных технологий в банковской системе;
организацию взаимодействия банковских информационных систем с информационными системами государственных органов управления, ведомств, организациями производственного сектора экономики;
организацию разработки и согласования с органами исполнительной власти и Национальным банком проектов нормативных правовых актов, связанных с реинжинирингом банковских бизнес–процессов, по вопросам информационных технологий;
разработку технических нормативов, сертификация программного обеспечения и программно–технических комплексов, применяемых в банковской системе.
ОАО "Центр банковских технологий" обеспечивается методическое сопровождение Концепции развития и применения информационных технологий в банковской системе Республики Беларусь на 2008-2012 годы, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.08.2008 № 115.
В фокусе Концепции находятся вопросы комплексного использования информационных технологий в банках Республики Беларусь. В первую очередь Концепция призвана определить пути снятия барьеров для реализации комплексных проектов по развитию информационных технологий в банковской системе. Эксперты к числу основных барьеров относят:
· отсутствие единых методик эффективности инвестиций в информационные технологии;
· отсутствие стандартов по применению информационных технологий;
· возрастающий дефицит ИТ-специалистов;
· низкий уровень применения ИТ-аутсорсинга.
Концепция ставит основной целью развития и применения информационных технологий повышение качества банковских услуг и определяет перед банковским сообществом ряд задач, решение которых требуется в самое ближайшее время:
· развитие единого информационного пространства банковской системы Республики Беларусь;
· интеграция единого информационного пространства банковской системы с информационными системами государственных органов, в том числе обеспечивающими обслуживание по принципу «одного окна», а также в целях информационного взаимодействия с надзорными и контролирующими органами;
· создание условий для широкого применения банками аутсорсинга услуг в сфере информационных технологий;
· создание системы сертификации программных аппаратных средств и внедрение системы аттестации поставщиков услуг для критичных банковских процессов;
· переход банков к использованию централизованной архитектуры автоматизированных банковских систем;
· внедрение в широкое применение клиентоориентированных технологий и решений, такие как контакт-центры и системы поддержки взаимоотношений с клиентами (CRM);
· внедрение в широкое применение форм дистанционного обслуживания, включая Интернет-банкинг и мобильный банкинг;
· популяризация применения дистанционных форм обслуживания в среде пользователей банковских услуг;
· внедрение эффективных методов управления проектами создания межбанковских автоматизированных информационных систем;
· упрощение процедур бухгалтерского учета в банках Республики Беларусь с учетом перехода на стандарты международной отчетности;
· внедрение современных технологий управления банковскими рисками;
· создание эффективной системы организационного, научно-методического и кадрового обеспечения использования информационных технологий в банках Республики Беларусь.
Таким образом, трудно переоценить роль информации в современном бизнесе, особенно в банковской деятельности.