Автоматизации банковских бизнес-процессов

Государственное регулирование и управление в области

Банковская система - одна из сфер наиболее активного потребления информационных технологий. Сегодня их использование является одним из ключевых факторов эффективности и конкурентоспособности современного банка.

Необходимость внедрения новых информационных технологий в банковскую систему обусловлена следующими причинами:

— постоянный рост количества банковских операций обусловливает необходимость привлечения новых средств и способов обработки информации;

— возрастают требования в отношении качества, точности, надежности и безопасности обработки информации;

— усиление конкуренции между банками вызывает борьбу за клиента, а, следовательно, качество банковских услуг должно постоянно улучшаться;

— необходимость соответствия международным стандартам.

Таким образом, развитие информационных технологий в банках в первую очередь осуществляется для удовлетворения потребностей пользователей банковских услуг. Базовыми показателями их влияния на обслуживание пользователей являются: скорость и удобство обслуживания в результате отказа от бумажных форм, пересылки квитанций, поручений посредством современных технологий; разнообразие способов предоставления услуг за счет интеграции различных систем обслуживания пользователей и внутренних систем отчетности и управления, использования современных аппаратных и технических средств.

В настоящее время банки прошли основные этапы автоматизации: внедрены системы, непосредственно связанные с деятельностью кредитных организаций, построены коммуникационные сети. Но не всегда этим элементам доставало согласованности: часть из них приобреталась, часть — разрабатывалась собственными силами, а часть — создавалась сторонними разработчиками. В результате ряд процессов либо неэффективно, либо не полностью автоматизирован. В некоторых случаях затрачены неоправданно большие ресурсы.

То есть можно констатировать недостаточность комплексных решений при автоматизации бизнес-процессов как основной характеристики состояния информатизации в банках страны, их разобщенность. Каждый банк решает проблемы внедрения новейших технологий самостоятельно.

Вместе с тем, область автоматизации банковских бизнес-процессов достаточно жестко регулируется со стороны государства. Такое регулирование осуществляется посредством следующих нормативных документов:

1 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10 ноября 2008 г. N 455-З;

2 Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 28 декабря 2009 г. N 113-З;

3 Концепцией развития и применения информационных технологий в банковской системе РБ на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 августа 2008 г. N 115;

4 Техническими кодексами установившейся практики.

Государственное регулирование и управление в области автоматизации банковских бизнес-процессов включает:

· обеспечение условий для реализации и защиты прав субъектов информационных отношений;

· создание условий для развития и использования информационных технологий, информационных систем и информационных сетей на основе единых принципов технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

· формирование и осуществление единой научной, научно-технической, промышленной и инновационной политики в области информации, информатизации и защиты информации с учетом имеющегося научно-производственного потенциала и современного мирового уровня развития информационных технологий;

· создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов в области информации, информатизации и защиты информации;

· содействие развитию рынка информационных технологий и информационных услуг, обеспечение условий для формирования и развития всех видов информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;

· разработку и обеспечение реализации целевых программ создания информационных систем, применения информационных технологий;

· иное государственное регулирование.

Координацию деятельности в области разработки и продвижения современных информационных технологий в финансово-кредитной сфере Беларуси осуществляет Главное управление информационных технологий Национального банка Республики Беларусь.

Кроме того, при Национальном банке создан Координационный совет по банковским информационным технологиям. Целью его создания является консолидации научных и технических потенциалов различных организаций и банков Беларуси для реализации задач информатизации в банковской деятельности, унификации программно-технических средств и коммуникационных связей.

Развитием информационных технологий в денежно–кредитной системе Республики Беларусь, в том числе автоматизация деятельности Национального банка Республики Беларусь, его учреждений и предприятий является основным предметом деятельности ОАО «Центр банковских технологий».

В соответствии с решением Комитета по информационным технологиям Национального банка Республики Беларусь ОАО «Центр банковских технологий» уполномочен осуществлять следующие функции обеспечения координации процессов информатизации в банковской системе Республики Беларусь:

создание и развитие единого информационного пространства банковского сектора экономики Республики Беларусь с целью обеспечения интеграции информационных ресурсов и информационно–коммуникационных услуг для достижения эффективности применения информационных технологий в банковской системе;

организацию взаимодействия банковских информационных систем с информационными системами государственных органов управления, ведомств, организациями производственного сектора экономики;

организацию разработки и согласования с органами исполнительной власти и Национальным банком проектов нормативных правовых актов, связанных с реинжинирингом банковских бизнес–процессов, по вопросам информационных технологий;

разработку технических нормативов, сертификация программного обеспечения и программно–технических комплексов, применяемых в банковской системе.

ОАО "Центр банковских технологий" обеспечивается методическое сопровождение Концепции развития и применения информационных технологий в банковской системе Республики Беларусь на 2008-2012 годы, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.08.2008 № 115.

В фокусе Концепции находятся вопросы комплексного использования информационных технологий в банках Республики Беларусь. В первую очередь Концепция призвана определить пути снятия барьеров для реализации комплексных проектов по развитию информационных технологий в банковской системе. Эксперты к числу основных барьеров относят:

· отсутствие единых методик эффективности инвестиций в информационные технологии;

· отсутствие стандартов по применению информационных технологий;

· возрастающий дефицит ИТ-специалистов;

· низкий уровень применения ИТ-аутсорсинга.

Концепция ставит основной целью развития и применения информационных технологий повышение качества банковских услуг и определяет перед банковским сообществом ряд задач, решение которых требуется в самое ближайшее время:

· развитие единого информационного пространства банковской системы Республики Беларусь;

· интеграция единого информационного пространства банковской системы с информационными системами государственных органов, в том числе обеспечивающими обслуживание по принципу «одного окна», а также в целях информационного взаимодействия с надзорными и контролирующими органами;

· создание условий для широкого применения банками аутсорсинга услуг в сфере информационных технологий;

· создание системы сертификации программных аппаратных средств и внедрение системы аттестации поставщиков услуг для критичных банковских процессов;

· переход банков к использованию централизованной архитектуры автоматизированных банковских систем;

· внедрение в широкое применение клиентоориентированных технологий и решений, такие как контакт-центры и системы поддержки взаимоотношений с клиентами (CRM);

· внедрение в широкое применение форм дистанционного обслуживания, включая Интернет-банкинг и мобильный банкинг;

· популяризация применения дистанционных форм обслуживания в среде пользователей банковских услуг;

· внедрение эффективных методов управления проектами создания межбанковских автоматизированных информационных систем;

· упрощение процедур бухгалтерского учета в банках Республики Беларусь с учетом перехода на стандарты международной отчетности;

· внедрение современных технологий управления банковскими рисками;

· создание эффективной системы организационного, научно-методического и кадрового обеспечения использования информационных технологий в банках Республики Беларусь.

Таким образом, трудно переоценить роль информации в современном бизнесе, особенно в банковской деятельности.