ТЕМА. ЭВОЛЮЦИЯ ПОКРОВОВ ТЕЛА, СКЕЛЕТА, НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ЖИВОТНЫХ

Вопросы конечного уровня знаний (18 мин).

1. Чем обусловлена различная гетерогенность популяции?

2. Почему определенные признаки фенотипически выражаются не в одинаковой степени?

3. Значение закона Харди – Вайнберга?

4. В каких целях используют закон Харди – Вайнберга в

медико-генетическом консультировании?

Цель занятия:  
Знать: 1. Эволюционное развитие покровов тела, скелета, нервной системы. 2. Понятия групп Анамний и Амниот, гомологичных и аналогичных органов.
Уметь: 1. Провести эволюционное сравнение по перечисленным системам органов у разных типов животных (от беспозвоночных до высших хордовых).

Организация самоподготовки: 1,5 часа.

Выучите по конспектам лекций и учебникам:

1. Строение покровов тела, скелета, нервной системы разных типов животных (от беспозвоночных до высших хордовых).

2. Определение понятий гомологичных и аналогичных органов, групп Анамний и Амниот, основные принципы преобразования органов в процессе эволюции.

3. Латинские названия всех типов животных.

Литература:

Основная

1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Конспекты лекций.

3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул : Алтайский государственный медицинский университет, 2007.

4. Сайт кафедры.

Дополнительная

1. Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. Высшая школа, 2003, т. 2.

2. Яблоков А.В., Юсуфов Л. Г. Эволюционное учение. – Москва, 1976.

3. Георгиевский А.Б. Дарвинизм. – М. : Просвещение, 1985.

4. Чебышев Н.В., Козарь М.В., Беречикидзе И.А. Филогенез систем органов. – М. : Русский врач, 2000.

Самоконтроль.

Подготовка к занятию достаточна, если вы можете:

1. Ответить на вопросы:

- Латинские названия всех типов животных.

- Систематика хордовых.

- По какому признаку выделяют группы Анамний и Амниот?

- Определение понятий аналогичных и гомологичных органов.

- Основные принципы преобразования органов в процессе эволюции.

- Строение покровов тела у простейших.

- Сравнение строения покровов тела плоских, круглых и кольчатых червей.

- Особенности строения покровов тела членистоногих.

- Строение кожных покровов низших хордовых.

- Наружные покровы хрящевых и костных рыб.

- Особенности строения кожи земноводных, связанные с их образом жизни.

- Строение кожных покровов рептилий.

- Новообразования наружных покровов птиц и млекопитающих.

- Основные черты эволюции покровов тела хордовых.

- Опорные образования у простейших.

- Наружный и внутренний скелет у беспозвоночных.

- Строение скелета бесчерепных и круглоротых.

- Строение скелета позвоночных животных.

- Отличия в строении скелета низших и высших рыб.

- Преобразования осевого скелета земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих.

- Отделы осевого скелета земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих.

- Путь эволюции конечностей.

- Часть скелета головы, подвергшаяся редукции в процессе эволюции.

- Типы нервных систем.

- Связь эволюции нервной системы с уменьшением сегментации тела.

- Характеристика диффузной нервной системы.

- Тип нервной системы плоских червей, ее строение.

- Тип нервной системы кольчатых червей и членистоногих, ее строение.

- Тип нервной системы моллюсков, ее строение.

- Тип нервной системы хордовых животных.

- Отделы нервной системы позвоночных животных.

- Степень развития отделов головного мозга разных классов позвоночных.

- Развитие крыши полушарий переднего мозга.

- Взаимосвязь между строением головного мозга и активным образом жизни.

- Направление эволюции нервной системы.

 

2. Сравните по таблицам:

1. Степень развития отделов головного мозга разных классов позвоночных животных.

2. Развитие крыши полушарий переднего мозга.

3. Строение мозжечка у животных с разной степенью активности.

Методические рекомендации к теме по выполнению

учебно-исследовательской работы

 

В альбоме записать тему: «Эволюция покровов тела, нервной системы, скелета».

Задание:  
  1. Выполнить работу № 1-2. 2. Ответить на вопросы конечного уровня знаний.

Работа № 1. Типы нервных систем – 55 минут

Используя учебник и таблицы, изучить и зарисовать нервные системы следующих типов: Кишечнополостные, Плоские черви, Членистоногие, Моллюски; подтипа Бесчерепные. На рисунках подписать типы нервных систем и типы животных, у которых они имеются.

Работа № 2. Строение головного мозга позвоночных – 55 минут

Используя таблицы и муляжи, сравнить и зарисовать головной мозг представителей следующих классов подтипа Позвоночные: Рыб, Амфибий, Пресмыкающихся, Птиц, Млекопитающих.

На рисунках подписать отделы головного мозга.

Вопросы конечного уровня знаний (18 мин)

1. В каком классе позвоночных впервые появляется древняя кора и новая кора?

2. В каком направлении шла эволюция нервной системы?

3. Как эволюционировал осевой скелет, в чем заключались эволюционные изменения этого скелета?

4. Назовите основные черты эволюции покровов тела.

5. Назовите причину сходства гомологичных органов.

 

Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.

 

ТЕМА. ЭВОЛЮЦИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ

И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ У ЖИВОТНЫХ

Цель занятия:  
Знать: 1. Эволюционное развитие пищеварительной и дыхательной систем. 2. Прогрессивные черты развития пищеварительной и дыхательной систем у беспозвоночных и хордовых.
Уметь: 1. Провести эволюционное сравнение по перечисленным системам органов от простейших до высших хордовых.

Организация самоподготовки: 1,5 часа.

1. По учебникам и конспектам лекций выучите разделы: «Эволюция пищеварительной системы», «Эволюция дыхательной системы».

Литература:

Основная

1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Конспекты лекций.

3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул : Алтайский государственный медицинский университет, 2007.

4. Сайт кафедры.

Дополнительная

1. Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа, 2003, т. 2.

2. Яблоков А.В., Юсуфов Л.Г. Эволюционное учение. – Москва, 1976.

3. Георгиевский А.Б. Дарвинизм. – М. : Просвещение, 1985.

4. Чебышев Н.В., Козарь М.В., Беречикидзе И.А. Филогенез систем органов. – М. : Русский врач, 2000.

Самоконтроль.

Подготовка к занятию достаточна, если вы можете:

1. Ответить на следующие вопросы:

- Функции и значение пищеварительной системы.

- Типы пищеварения.

- Процесс пищеварения у одноклеточных животных.

- Строение пищеварительной системы кишечнополостных.

- Принципы, положенные в основу деления животных на первично- и вторичноротых.

- Строение пищеварительной системы плоских червей.

- Особенности пищеварительной системы круглых червей.

- Строение пищеварительной системы кольчатых червей, особенности ее организации у дождевого червя и медицинской пиявки.

- Особенности строения пищеварительной системы членистоногих.

- Приспособления к питанию у паукообразных и насекомых.

- Строение пищеварительной системы моллюсков.

- Направление эволюции пищеварительной системы у хордовых.

- Строение пищеварительной системы бесчерепных.

- Строение пищеварительной системы позвоночных животных:

· круглоротых,

· рыб,

· земноводных,

· пресмыкающихся,

· птиц,

· млекопитающих.

- Функции дыхательной системы.

- Закладка дыхательной системы.

- Газообмен у простейших, кишечнополостных, плоских червей, круглых червей и большинства кольчатых червей.

- Строение дыхательной системы многощетинковых кольчецов.

- Принцип, который положен в основу деления типа Членистоногие на подтипы.

- Строение дыхательной системы жабернодышащих, хелицероносных, трахейнодышащих.

- Строение дыхательной системы бесчерепных и круглоротых.

- Связь между пищеварительной и дыхательной системами.

- Особенности, которые характеризуют развитие дыхательной системы позвоночных, относящихся к разным классам.

- Строение дыхательной системы:

· рыб,

· земноводных,

· пресмыкающихся,

· птиц,

· млекопитающих.

- Основные типы органов дыхания, которые служат для обмена газов.

 

Методические рекомендации к теме по выполнению

учебно-исследовательской работы

 

В альбоме записать тему: «Эволюция пищеварительной и дыхательной систем».

 

Задание.  
  1. Выполнить работу № 1 . 2. Ответить на вопросы конечного уровня знаний.

Работа № 1. Дыхательная система разных классов позвоночных – 110 минут

Пользуясь таблицами, изучить и зарисовать органы дыхательной системы следующих классов: Рыб, Амфибий, Пресмыкающихся, Птиц, Млекопитающих. На рисунках подпишите строение органов дыхания.