ТЕМА. ЭВОЛЮЦИЯ ПОКРОВОВ ТЕЛА, СКЕЛЕТА, НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ЖИВОТНЫХ
Вопросы конечного уровня знаний (18 мин).
1. Чем обусловлена различная гетерогенность популяции?
2. Почему определенные признаки фенотипически выражаются не в одинаковой степени?
3. Значение закона Харди – Вайнберга?
4. В каких целях используют закон Харди – Вайнберга в
медико-генетическом консультировании?
Цель занятия: | |
Знать: | 1. Эволюционное развитие покровов тела, скелета, нервной системы. 2. Понятия групп Анамний и Амниот, гомологичных и аналогичных органов. |
Уметь: | 1. Провести эволюционное сравнение по перечисленным системам органов у разных типов животных (от беспозвоночных до высших хордовых). |
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
Выучите по конспектам лекций и учебникам:
1. Строение покровов тела, скелета, нервной системы разных типов животных (от беспозвоночных до высших хордовых).
2. Определение понятий гомологичных и аналогичных органов, групп Анамний и Амниот, основные принципы преобразования органов в процессе эволюции.
3. Латинские названия всех типов животных.
Литература:
Основная
1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2. Конспекты лекций.
3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул : Алтайский государственный медицинский университет, 2007.
4. Сайт кафедры.
Дополнительная
1. Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. Высшая школа, 2003, т. 2.
2. Яблоков А.В., Юсуфов Л. Г. Эволюционное учение. – Москва, 1976.
3. Георгиевский А.Б. Дарвинизм. – М. : Просвещение, 1985.
4. Чебышев Н.В., Козарь М.В., Беречикидзе И.А. Филогенез систем органов. – М. : Русский врач, 2000.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы можете:
1. Ответить на вопросы:
- Латинские названия всех типов животных.
- Систематика хордовых.
- По какому признаку выделяют группы Анамний и Амниот?
- Определение понятий аналогичных и гомологичных органов.
- Основные принципы преобразования органов в процессе эволюции.
- Строение покровов тела у простейших.
- Сравнение строения покровов тела плоских, круглых и кольчатых червей.
- Особенности строения покровов тела членистоногих.
- Строение кожных покровов низших хордовых.
- Наружные покровы хрящевых и костных рыб.
- Особенности строения кожи земноводных, связанные с их образом жизни.
- Строение кожных покровов рептилий.
- Новообразования наружных покровов птиц и млекопитающих.
- Основные черты эволюции покровов тела хордовых.
- Опорные образования у простейших.
- Наружный и внутренний скелет у беспозвоночных.
- Строение скелета бесчерепных и круглоротых.
- Строение скелета позвоночных животных.
- Отличия в строении скелета низших и высших рыб.
- Преобразования осевого скелета земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих.
- Отделы осевого скелета земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих.
- Путь эволюции конечностей.
- Часть скелета головы, подвергшаяся редукции в процессе эволюции.
- Типы нервных систем.
- Связь эволюции нервной системы с уменьшением сегментации тела.
- Характеристика диффузной нервной системы.
- Тип нервной системы плоских червей, ее строение.
- Тип нервной системы кольчатых червей и членистоногих, ее строение.
- Тип нервной системы моллюсков, ее строение.
- Тип нервной системы хордовых животных.
- Отделы нервной системы позвоночных животных.
- Степень развития отделов головного мозга разных классов позвоночных.
- Развитие крыши полушарий переднего мозга.
- Взаимосвязь между строением головного мозга и активным образом жизни.
- Направление эволюции нервной системы.
2. Сравните по таблицам:
1. Степень развития отделов головного мозга разных классов позвоночных животных.
2. Развитие крыши полушарий переднего мозга.
3. Строение мозжечка у животных с разной степенью активности.
Методические рекомендации к теме по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбоме записать тему: «Эволюция покровов тела, нервной системы, скелета».
Задание: | |
1. Выполнить работу № 1-2. 2. Ответить на вопросы конечного уровня знаний. |
Работа № 1. Типы нервных систем – 55 минут
Используя учебник и таблицы, изучить и зарисовать нервные системы следующих типов: Кишечнополостные, Плоские черви, Членистоногие, Моллюски; подтипа Бесчерепные. На рисунках подписать типы нервных систем и типы животных, у которых они имеются.
Работа № 2. Строение головного мозга позвоночных – 55 минут
Используя таблицы и муляжи, сравнить и зарисовать головной мозг представителей следующих классов подтипа Позвоночные: Рыб, Амфибий, Пресмыкающихся, Птиц, Млекопитающих.
На рисунках подписать отделы головного мозга.
Вопросы конечного уровня знаний (18 мин)
1. В каком классе позвоночных впервые появляется древняя кора и новая кора?
2. В каком направлении шла эволюция нервной системы?
3. Как эволюционировал осевой скелет, в чем заключались эволюционные изменения этого скелета?
4. Назовите основные черты эволюции покровов тела.
5. Назовите причину сходства гомологичных органов.
Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.
ТЕМА. ЭВОЛЮЦИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ
И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ У ЖИВОТНЫХ
Цель занятия: | |
Знать: | 1. Эволюционное развитие пищеварительной и дыхательной систем. 2. Прогрессивные черты развития пищеварительной и дыхательной систем у беспозвоночных и хордовых. |
Уметь: | 1. Провести эволюционное сравнение по перечисленным системам органов от простейших до высших хордовых. |
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1. По учебникам и конспектам лекций выучите разделы: «Эволюция пищеварительной системы», «Эволюция дыхательной системы».
Литература:
Основная
1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2. Конспекты лекций.
3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул : Алтайский государственный медицинский университет, 2007.
4. Сайт кафедры.
Дополнительная
1. Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа, 2003, т. 2.
2. Яблоков А.В., Юсуфов Л.Г. Эволюционное учение. – Москва, 1976.
3. Георгиевский А.Б. Дарвинизм. – М. : Просвещение, 1985.
4. Чебышев Н.В., Козарь М.В., Беречикидзе И.А. Филогенез систем органов. – М. : Русский врач, 2000.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы можете:
1. Ответить на следующие вопросы:
- Функции и значение пищеварительной системы.
- Типы пищеварения.
- Процесс пищеварения у одноклеточных животных.
- Строение пищеварительной системы кишечнополостных.
- Принципы, положенные в основу деления животных на первично- и вторичноротых.
- Строение пищеварительной системы плоских червей.
- Особенности пищеварительной системы круглых червей.
- Строение пищеварительной системы кольчатых червей, особенности ее организации у дождевого червя и медицинской пиявки.
- Особенности строения пищеварительной системы членистоногих.
- Приспособления к питанию у паукообразных и насекомых.
- Строение пищеварительной системы моллюсков.
- Направление эволюции пищеварительной системы у хордовых.
- Строение пищеварительной системы бесчерепных.
- Строение пищеварительной системы позвоночных животных:
· круглоротых,
· рыб,
· земноводных,
· пресмыкающихся,
· птиц,
· млекопитающих.
- Функции дыхательной системы.
- Закладка дыхательной системы.
- Газообмен у простейших, кишечнополостных, плоских червей, круглых червей и большинства кольчатых червей.
- Строение дыхательной системы многощетинковых кольчецов.
- Принцип, который положен в основу деления типа Членистоногие на подтипы.
- Строение дыхательной системы жабернодышащих, хелицероносных, трахейнодышащих.
- Строение дыхательной системы бесчерепных и круглоротых.
- Связь между пищеварительной и дыхательной системами.
- Особенности, которые характеризуют развитие дыхательной системы позвоночных, относящихся к разным классам.
- Строение дыхательной системы:
· рыб,
· земноводных,
· пресмыкающихся,
· птиц,
· млекопитающих.
- Основные типы органов дыхания, которые служат для обмена газов.
Методические рекомендации к теме по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбоме записать тему: «Эволюция пищеварительной и дыхательной систем».
Задание. | |
1. Выполнить работу № 1 . 2. Ответить на вопросы конечного уровня знаний. |
Работа № 1. Дыхательная система разных классов позвоночных – 110 минут
Пользуясь таблицами, изучить и зарисовать органы дыхательной системы следующих классов: Рыб, Амфибий, Пресмыкающихся, Птиц, Млекопитающих. На рисунках подпишите строение органов дыхания.