ТЕМА. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

Вопросы конечного уровня знаний: (13 мин).

Работа № 3. Блоха человеческая (Pulex irritans) – 40 минут

Рассмотрите под малым увеличением микроскопа препараты: самка и самец блохи. Тело сплющено с боков. Крылья отсутствуют. Грудь разделена на три сегмента, каждый из которых несет по паре конечностей. Третья пара ног намного длиннее. Брюшко сегментировано. Самка крупнее самца. У самца конец брюшка загнут кверху, и через хитин просвечивает сложный копулятивный аппарат. Самка крупнее самца. У самки в задней части тела видна сперматека в виде запятой. Все тело покрыто волосками, щетинками. Зарисуйте самку и самца блохи. На рисунке обозначьте голову, грудь, брюшко, третью пару ног, усики, сперматеку (у самки), сложный копулятивный аппарат (у самца).

 

1. Какое патологическое состояние называют педикулезом?

2. Особенности передачи блохами чумных бактерий?

3. Назовите животных, являющихся природным резервуаром чумы?

 

Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.

 

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ – ANNELIDES

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – ARTHROPODA

 

Цели занятия:  
  1. Закрепить теоретические знания по типу Кольчатые черви и типу Членистоногие. 2. Закрепить практические навыки по определению микропрепаратов и раздаточного материала.

Организация самоподготовки: 1,5 часа.

1. Повторите по учебникам, конспектам лекций разделы: тип Кольчатые черви, тип Членистоногие.

2. Посмотрите зарисовки в альбоме по данной теме.

 

Литература:

Основная

1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Конспекты лекций.

3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул : Алтайский государственный медицинский университет, 2007.

4. Сайт кафедры.

Дополнительная

1. Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа, 2003, т. 2.

2. Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Владос. Пресс. – 2005.

3. Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фолиант, 2003.

4. Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С., Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитологии. – М., 2004.

Cамоконтроль.

Подготовка к занятию достаточна, если вы можете:

1. Ответить на вопросы:

- Общая характеристика типа Кольчатые черви и его систематика.

- Общая характеристика классов Малощетинковые и Многощетинковые черви.

- Общая характеристика класса Пиявки.

- Общая характеристика типа Членистоногие.

- Классификация типа Членистоногие. Особенности развития представителей типа Членистоногие.

- Общая характеристика класса Ракообразные, его систематика. Значение представителей этого класса.

- Общая характеристика класса Паукообразные, его систематика.

- Характеристика отряда Пауков, его медицинское значение.

- Характеристика отряда Скорпионов, его медицинское значение.

- Характеристика отряда Фаланг, его медицинское значение.

- Характеристика отряда Клещей, его медицинское значение.

- Характеристика семейства Иксодовых клещей и представителей семейства, имеющих медицинское значение.

- Характеристика семейства Аргазовых клещей и представителей семейства, имеющих медицинское значение.

- Чесоточный зудень.

- Общая характеристика класса Насекомые, его классификация.

- Характеристика семейства Мух, его медицинское значение.

- Характеристика семейства Комариные, его медицинское значение.

- Характеристика семейства Бабочниц, его медицинское значение.

- Характеристика отряда Вшей и представителей отряда, имеющих медицинское значение.

- Характеристика отряда Блох и представителей отряда, имеющих медицинское значение.

- Переносчики возбудителей заболеваний и их классификация.

- Структура природного очага заболевания, примеры заболеваний с природной очаговостью.

- Трансмиссивные заболевания (облигатные и факультативные).

2. Написать и прочитать по латыни названия типов, классов, отрядов, семейств, родов, изученных видов.

3. Определить на микропрепаратах:

- личинку клеща,

- нимфу клеща,

- ротовой аппарат и лапку мухи,

- личинки комаров рода Culex и Anopheles,

- куколки комаров рода Culex и Anopheles,

- головки самок комаров рода Culex и Anopheles,

- головки самцов комаров рода Culex и Anopheles,

- самца и самку блохи,

- самца и самку головной вши,

- самца и самку платяной вши,

- лобковую вошь,

- циклопа,

- дафнию.

4. Определите макропрепараты:

- речного рака,

- скорпиона,

- паука,

- тарантула.

5. Определите на раздаточном материале:

- самку клеща рода Ixodes,

- самца клеща рода Ixodes,

- самку клеща рода Dermacentor,

- самца клеща рода Dermacentor.

 

Самоконтроль студентов проводится компьютерным тестированием по данному разделу – 20 мин.

 

Устное собеседование по разделу (100 мин). Каждому студенту предлагается определить 1 микропрепарат, на раздаточном материале определить клещей до рода и пола, ответить на 2 теоретических вопроса. На подготовку к ответу дается 15 минут.