Работа № 7. Головка самки рода Culex – 10 минут

Рассматривая под малым увеличением микроскопа или под лупой препарат, обратите внимание на крупные фасеточные глаза, занимающие большую часть поверхности головы комара.

При изучении ротового аппарата сначала найдите хоботок. Он является наиболее массивным элементом ротового аппарата и заканчивается на свободном конце двумя небольшими листовидными дольками. По обе стороны от хоботка расположены нижнечелюстные щупики, которые у комаров рода Culex значительно короче хоботка и составляют примерно 1/3-1/4 его длины. Кнаружи от щупиков найдите усики, или сяжки, покрытые редкими короткими волосиками.

Зарисуйте головку самки комара рода Culex в альбом. На рисунке обозначьте: хоботок, нижнечелюстные щупики, сяжки.

 

Работа № 8. Головка самки комара рода Anopheles – 10 минут

Сравните строение элементов ротового аппарата самки малярийного комара и самки комара Culex. Найдите отличия. Зарисуйте головку в альбом и сделайте соответствующие обозначения.

Работа № 9. Головка самца рода Anopheles – 10 минут

Характерными отличиями ротового аппарата самца малярийного комара по сравнению с ротовым аппаратом самки является: отсутствие колющих элементов, строение усиков, покрытых большим количеством более длинных волосков), булавовидные утолщения на конце нижнечелюстных щупиков.

Зарисуйте головку самца малярийного комара в альбом. На рисунке обозначьте: хоботок, нижнечелюстные щупики с булавовидными выростами, усики.

Работа № 10. Головка самца комара рода Culex – 10 минут

Сравните строение элементов ротового аппарата самца комара рода Culex и самца малярийного комара. Найдите отличия.

Зарисуйте головку в альбом и сделайте соответствующие обозначения.

Вопросы конечного уровня знаний (12 мин)

1. Чем отличаются личинки комаров Culex и Anopheles?

2. Чем отличаются куколки комаров Culex и Anopheles?

3. Как отличить имагиальную форму комара Culex и Anopheles?

4. Как отличить головку самки комара Culex от головки самки комара Anopheles?

5. Как отличить головку самца комара Culex от головки самца комара Anopheles?

6. Возбудителей каких заболеваний переносят комары?

7. Каковы меры борьбы с личинками малярийного комара?

8. Каков тип ротового аппарата мухи?

9. Какие особенности строения ходильной конечности мухи способствуют распространению заболеваний?

10. Возбудителей каких заболеваний переносит комнатная муха?

 

Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.

 

 

ТЕМА. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – ARTHROPODA

ПОДТИП ТРАХЕЙНОДЫШАЩИЕ – TRACHEATA КЛАСС НАСЕКОМЫЕ – INSECTA

ОТРЯД ВШИ – ANOPLURA

ОТРЯД БЛОХИ – APHANIPTERA

Цели занятия:  
  1. Знать общую характеристику класса Насекомые. 2. Знать морфологические особенности вшей и блох, их медицинское значение. 3. Уметь определять вшей до рода, вида, подвида, пола. 4. Научиться применять теоретические знания по этой теме для профилактики заболеваний, вызываемых и переносимых представителями отрядов Вши и Блохи.

Организация самоподготовки: 1,5 часа.

1. Выучить по учебникам и конспектам лекций раздел: тип Членистоногие, подтип Трахейнодышащие, класс Насекомые, отряды Вши, Блохи.

Литература:

Основная

1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР- Медиа, 2011.

2. Конспекты лекций.

3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул : Алтайский государственный медицинский университет, 2007.

4. Сайт кафедры.

Дополнительная

1. Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа, 2003, т. 2.

2. Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Владос. Пресс. – 2005.

3. Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фолиант, 2003.

4. Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С., Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитологии. – М., 2004.

Самоконтроль.

Подготовка к занятию достаточна, если вы:

1. Можете написать и прочитать латинские названия типа, подтипа, класса, отрядов, родов изучаемых представителей.

2. Знаете определения понятий:

- эктопаразит и эндопаразит,

- облигатно-трансмиссивные и факультативно-трансмиссивные заболевания,

- переносчик, виды переносчиков,

- природно-очаговые заболевания,

- половой диморфизм,

- возбудитель заболевания.

3. Можете дать:

- характеристику отряда Вши,

- характеристику отряда Блохи,

- морфологическую характеристику отдельных представителей: головной, платяной и лобковой вшей.

4. Сможете ответить на следующие вопросы:

- Каковы особенности развития вшей?

- Какое медицинское значение имеют вши?

- Кто является возбудителем вшивого сыпного и возвратного тифа?

- Какие особенности передачи вшами этих возбудителей человеку?

- Как отличить самку от самца у вшей?

- Каковы особенности развития блох?

- Какое медицинское значение имеют блохи?

- В чем выражается половой диморфизм у блох?

- Возбудителей каких заболеваний переносят блохи?

- Каковы меры борьбы со вшами и блохами?

 

Методические указания по выполнению

учебно-исследовательской работы

 

В альбом записать тему занятия и задание.

Тема: «Тип Членистоногие – Arthropoda

Подтип Трахейнодышащие – Tracheata

Класс Насекомые – Insecta

Отряды: Вши – Anoplura

Блохи – Aphaniptera»

Задание:  
  1. Выполните работы № 1-3. 2. Устно ответьте на вопросы конечного уровня.

Работа № 1. Морфологические особенности головной (Pediculus humanus capitis) и платяной (Pediculus humanus humanus) вшей – 40 минут

Рассмотрите препараты под малым увеличением микроскопа. Обратите внимание на коричневый цвет тела головной вши. Найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко. По бокам головы видны короткие членистые усики. Грудной отдел не расчленен на сегменты. Брюшко состоит из десяти сегментов. Наружные края сегментов брюшка имеют форму фестонов и пигментированы. У самки на заднем конце брюшка находятся два серповидных придатка (гоноподы), у самцов сквозь задние сегменты просвечивает копулятивный аппарат. Зарисуйте самца и самку в альбоме, сделав соответствующие обозначения.

Платяная вошь больших размеров беловатого цвета. Усики тонкие и длинные. Боковые вырезки на брюшке менее глубокие, чем у головной вши. Определите пол вшей. Самки крупнее самцов этого же вида. Зарисуйте в альбом самку и самца. Подпишите отличительные признаки.

Работа № 2. Лобковая вошь (Phtirus pubis) – 15 минут

Рассмотрите под малым увеличением микроскопа микропрепарат лобковой вши.

Лобковая вошь имеет короткое, широкое тело. Голова широким основанием сидит на груди. Грудь – самая широкая часть тела. Границы ее с брюшком неясные. Брюшко короткое, кзади суживающееся, несет несколько пар увеличивающихся к заднему концу тела пальцевидных боковых выростов с длинным волосками. Задний конец брюшка самки раздвоен, а у самца закруглен. Зарисуйте препарат. На рисунке должны быть обозначены: головка, усики, грудь, ходильные конечности.