Ответить на вопросы конечного уровня знаний – 15 минут

Производные зародышевых листков – 25 минут

Способы дробления яйцеклетки – 15 минут

Работа № 5. Образование мезодермы – 15 минут

Работа № 4. Способы гаструляции – 30 минут

Изучить и зарисовать с таблицы в альбом способы гаструляции (образование 2-х зародышевых листков). Обозначьте на рисунках: вегетативный и анимальный полюса гаструлы, зародышевые листки, бластомеры, бластопор, гастроцель (где это возможно). Укажите для каких типов яйцеклеток характерен каждый способ гаструляции.

Изучить и зарисовать с таблицы в альбом способы образования третьего зародышевого листка – мезодермы. Обозначьте все зародышевые листки. Подпишите названия способов закладки мезодермы. Укажите, для каких организмов они характерны.

Работа № 6. Стадия нейрулы – 25 минут

На постоянных микропрепаратах рассмотрите зародыш на стадии образования нервной трубки. Нервная трубка закладывается на дорзальной стороне зародыша в виде впячивания эктодермы – нервной пластины. Под ней проходит плотный тяж – хорда. Слева и справа от хорды видны мезодермальные карманы. Под хордой располагается кишечная труба.

Зарисуйте в альбом, обозначьте – эктодерму, нервную пластинку, хорду, кишечную трубку, мезодерму.

Работа № 7. Заполните в альбоме таблицы – 40 минут

Отметить знаками «+» или «–».

Тип яйцеклетки полное равномерное полное неравномерное неполное дискоидальное неполное поверхностное
1. Изолецитальная 2. Резко-телолецитальная 3. Умеренно-телолецитальная 4. Центролецитальная        

Зародышевые листки Производные
Эктодерма Энтодерма Мезодерма  

1. От чего зависит способ дробления зиготы?

2. Чем отличаются бластомеры, расположенные на анимальном и вегетативном полюсе?

3. У каких животных гаструляция идет путем инвагинации, эпиболии, деляминации, иммиграции.

4. Из какого зародышевого листка развиваются сомиты?

5. Перечислите какие сомиты вы знаете.

6. Влияние факторов внешней среды на развитие организма?

 

Выполнив все задания, подпишите альбом у преподавателя.

 

ТЕМА. ОНТОГЕНЕЗ.

ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Цель занятия:  
Знать: 1. Типы онтогенеза. 2. Периоды постэмбрионального раз­вития и их характеристику. 3. Теории старения.
Уметь: 1. Определять тип развития у раз­ных видов животных.

Организация самоподготовки: 1,5 часа.

1. Повторите по учебникам и лекциям следующую информа­цию – понятие о росте, дифференцировке, периодизацию онтогене­за, размножение организмов.

2. Выучите по учебникам и конспектам раздел: «Онтогенез. Постэмбриональный период» – прямое и непрямое развитие, формы ме­таморфоза, факторы, регулирующие развитие, стадии по­стэмбрионального развития, теории старения, смерть, как завершающий этап индивидуального развития.

3. Подготовьте реферат на одну из предложенных тем.

Литература:

Основная

1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Конспекты лекций.

3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. – Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул : Алтайский государственный медицинский университет, 2007.

4. Сайт кафедры.

Дополнительная:

1. Биология. Жизнь. Гены. Онтогенез. Человек : в 2 кн.: учеб. для медиц. спец. вузов / В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Ярыгина. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. шк., 2003 –Кн. 1 / В.Н. Ярыгин. – 432 с. : ил. всего 745 : АМК (745).

2. Биология. Жизнь. Гены. Онтогенез. Человек: в 2 кн. : учеб. для медиц. спец. вузов / В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Ярыгина. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. шк., 2003 –Кн. 2 / В.Н. Ярыгин. – 334 с.

3.Биология / под ред. Ярыгина В.Н. – М. : Высшая школа, 2003, т. 1, 2.

4.Общая эмбриология. Б.П. Токин. – изд. 3-е. – М. : «Высшая школа», 1977.

5.Молекулярно-генетические механизмы старения. Б.Ф. Банюшин, Г.Д. Бердышев. – М., «Медицина», 1977.

6.Гилберт С. Биология развития в 3 т.т. – М., Мир, 1994.

7.Персин Л.С. Ортодонтия, диагностика, виды зубоврачебных аномалий. – М. : Изд-во «Интер», 1996.

8.Материалы интернет-сайтов.

Вопросы для самоконтроля:

- Какие особенности характерны для каждого периода постэмбрионального развития?

- Периодизация постнатального периода онтогенеза у человека.

- Возрастная классификация постнатального периода он­тогенеза у человека.

- Какие факторы внешней среды влияют на рост и развитие организмов?

- Каковы механизмы внутренней регуляции роста и раз­вития?

- Как происходит гормональная регуляция процессов роста и развития?

- Какие особенности характерны для клеток злокачест­венной опухоли?

- Какие факторы обладают бластомогенными свойства­ми?

- Какие признаки характеризуют процесс старения?

- Какие взгляды лежат в основе теории ортобиоза?

- В чем заключается основная концепция теории В. Ружечки?

- Какой системе отводил преобладающую роль в старении И.П. Павлов? Основная концепция его теории.

- На чем основана теория старения Л.А. Богомольца?

- Чем объясняет процесс старения мутационная теория?

- В чем суть эндокринной теории старения? Кто ее автор?

- Как объясняет процессы старения организмов М. Рубнер?

- В чем заключается концепция теории старения А.В. Нагорного?

- Как объясняет старение адаптационно-регуляторная теория?

- Что понимают под клинической смертью?

- Что включает в себя понятие биологической смерти?

- Чем занимается наука реанимация? Значение реанима­ции для медицины.

 

Методические указания по выполнению

практической работы

 

Тема: «Постэмбриональное развитие».

Задание:  
  1. Выполнить работы № 1-2 – 35 минут. 2. Познакомиться с основными закономерностями онтогенеза и отклонениями нормального развития человека, влиянием факторов внешней и внутренней среды на процессы индивидуального развития, рассмотреть возможные механизмы старения: заслушать рефераты, представленные с презентациями (в форме конференции) – 150 минут.

Работа № 1. Прямое развитие – 20 минут

Используя влажные макропрепараты, изучите прямое развитие рептилии, птиц, млекопитающих.

 

Работа № 2. Развитие с полным метаморфозом – 15 минут

На макропрепарате изучите и зарисуйте в альбом стадии развития комнатной мухи.

Рекомендуемые темы рефератов:

1. Гормональная регуляция в онтогенезе (влияние гормонов гипофиза, щитовидной железы, половых желез на рост и дифференцировку).

2. Отклонения в течении эмбрионального развития (тератогенные факторы и вызванные ими аномалии, пороки, уродства).

3. Продолжительность жизни разных видов животных и растений.

4. Продолжительность жизни человека. Долгожительство (продолжительность жизни в разных странах, в разные эпохи; влияние различных факторов на продолжительность жизни).

5. Теории старения: эндокринная, нейрогенная, ортобиоза (когда и кем были сформулированы, суть теорий; доказательства в пользу этих теорий).

6. Теории старения: энергетическая, А.А. Богомольца, В. Ружечки.

7. Теории старения: мутационная; митотического лимита.

8. Теории старения: А.В. Нагорного, адаптационно-регуляторная.

9. Геронтология и гериатрия (определение понятий; задачи, стоящие перед этими науками; разделы и достижения).

10. Биологические аспекты здорового образа жизни (труд и отдых, питание, оздоровление организма, отказ от вредных привычек). Питание и долголетие.

 

ТЕМА. РЕГЕНЕРАЦИЯ. ТРАНСПЛАНТОЛОГИЯ

 

Цель занятия:  
Знать: 1. Характеристику процессов регенера­ции и гомеостаза в организме. 2. Основные понятия трансплантологии. 3. Значение трансплантологии для медицины.

Организация самоподготовки: 1,5 часа.

1. Повторите по учебникам и лекциям следующую информа­цию: понятие о росте и дифференцировке; влияние внешних и внутренних факторов на рост развитие; злокачественный рост; продолжительность жизни человека.

2. Изучите по учебникам и лекциям следующую информацию: регенерация, ее формы, способы; регенерация органов у млекопитающих; стимуляция регенерации; виды трансплантации; трансплантология как наука; проблема тканевой несовместимости.

Литература:

Основная

1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Конспекты лекций.

3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул : Алтайский государственный медицинский университет, 2007.

4. Сайт кафедры.

Дополнительная:

1. Биология. Жизнь. Гены. Онтогенез. Человек : в 2 кн.: учеб. для медиц. спец. вузов / В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Ярыгина. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. шк., 2003 –Кн. 1 / В.Н. Ярыгин. – 432 с. : ил. всего 745 : АМК (745).

2. Биология. Жизнь. Гены. Онтогенез. Человек : в 2 кн.: учеб. для медиц. спец. вузов / В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Ярыгина. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. шк., 2003 – Кн. 2 / В.Н. Ярыгин. – 334 с.

3. Биология/ под ред. Ярыгина В.Н. – М. : Высшая школа, 2003, т. 1, 2.

4.Петров Р. «Я или не я», серия «Эврика». – М., 1983.

5.Кнышев В. «Иммунитет. За и против». – М., 1986.

6.Белоусов К.Г., Газарян Л.В. Биология индивидуального развития животных. – М., «Высшая школа», 1983.

7.Виленчик М.М. Биологические основы старения и долго­летия. – М., «Знание», 1987.

8.Мэттсон П. Регенерация – настоящее и будущее. – М. : «Мир», 1980.

9.Лопухин Ю.М. Экспериментальная хирургия. – М. : «Ме­дицина», 1971.

Самоконтроль.

Подготовка к занятию достаточна, если вы можете:

1. Дать определение следующих понятий:

- регенерация - трансфузия
- трансплантация - толерантность
- донор - эксплантация
- реципиент - гомеостаз
- трансплантат  

 

2. Ответить на следующие вопросы:

- Какие формы регенерации выделяют?

- Что называют физиологической регенерацией? В чем состоит ее биологическое значение?

- Каким образом проявление регенерационной способности в филогенезе связано с повышением организации?

- Что понимают под явлением соматического эмбриогене­за?

- Как проявляется способность к регенерации при аутотомии?

- Что называют репаративной регенерацией?

- Какие формы репаративной регенерации различают?

- Как происходит восстановление путем эпиморфоза?

- Каким путем осуществляется морфаллаксис?

- Как происходит восстановление путем эндоморфоза?

- Как проявляется регенерационная способность у человека?

- Какие виды патологической регенерации различают?

- Что включает регенерация на молекулярном уровне?

- Какие факторы влияют на регенерацию?

- Чем занимается трансплантология? Ее значение как ме­дико-биологической дисциплины?

- Какие виды трансплантации различают?

- Как называют трансплантации в зависимости от места пересадки?

- Какие проблемы связаны с трансплантацией жизненно важных органов?

- Каким путем возможно преодоление тканевой несовме­стимости?

- Какое значение имеет культивирование изолированных органов вне организма?

- Какое значение имеет метод культуры тканей в биоло­гии и медицине?

- Что понимают под гомеостазом живых систем?

- Какова роль эндокринной и нервной систем в обеспече­нии постоянства внутренней среды и адаптивных изме­нений?

 

Записать в альбоме тему и задание.

Тема: «Регенерация. Трансплантология».

 

Задание:  
  1. Познакомиться с биологическими и медицинскими основами трансплантологии: рассмотреть основные понятия трансплантологии, познакомиться с историей трансплантологии, познакомиться с основными методами трансплантологии и направлениями ее развития: заслушать рефераты, представленные с презентациями (в форме конференции) – 150 минут.