Форма проведения семинарского занятия

Перед зачетом студенты проходят предварительное тестирование в компьютерном классе кафедры.

Каждому студенту предлагается один теоретический вопрос и одна задача. На подготовку к ответу дается 15 минут, а затем студент устно отвечает на полученное задание. Каждый студент должен уметь давать четкие определения генетических понятий и формулировок законов, делать заключение и выводы, правильно оформлять решения генетических задач и конкретно отвечать на поставленные в них вопросы.


III. БИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

 

ТЕМА. ОНТОГЕНЕЗ.

ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

 

Цель занятия:  
Знать: 1. Общие закономерности и понятия онтогенеза. 2. Характеристику стадий эмбриогенеза.
Уметь: 1. Определять на микропрепаратах стадию эмбриогенеза, зародышевые листки и осевые органы.

 

1. Организация самоподготовки: 1,5 часа.

2. Повторите следующую информацию: митотическое деление, размножение, мейоз, строение половых клеток.

3. Выучите по учебникам и конспектам лекций раздел «Онтогенез. Закономерности эмбрионального развития» (общие понятия онтогенеза, преформизм и эпигенетические воззрения, типы онтогенеза, периодизация онтогенеза, провизорные орга­ны, критические периоды развития, реализация действия генов).

Литература:

Основная

1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Конспекты лекций.

3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул : Алтайский государственный медицинский университет, 2007.

4. Сайт кафедры.

Дополнительная:

1. Биология. Жизнь. Гены. Онтогенез. Человек : в 2 кн.: учеб. для медиц. спец. вузов / В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Ярыгина. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. шк., 2003 –Кн. 1 / В.Н. Ярыгин. – 432 с. : ил. всего 745 : АМК (745).

2. Биология. Жизнь. Гены. Онтогенез. Человек: в 2 кн.: учеб. для медиц. спец. вузов / В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Ярыгина. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. шк., 2003 – Кн. 2 / В.Н. Ярыгин. – 334 с.

Самоконтроль.

Теоретическая подготовка к занятию достаточна, если вы можете:

1. Сформулировать понятия:

- онтогенез - филогенез
- дробление - морула
- бластула - бластомеры
- бластоцель - гаструла
- энтодерма - эктодерма
- мезодерма - гистогенез
- органогенез - нейрула
- эмбрион - плод
- провизорные органы - рост
- дифференцировка  

 

2. Ответить на вопросы:

- Как называется процесс образования женских половых клеток? Назовите стадии этого процесса.

- Как называется процесс образования мужских половых клеток? Назовите стадии этого процесса.

- Какой набор хромосом характерен для половых и соматических клеток?

- Чем отличается половое размножение от бесполого? Назовите виды полового размножения.

- Этапы эволюции половых клеток.

- Строение сперматозоида.

- Строение яйцеклетки. Особенности яйцеклетки млекопитающих.

- Типы яйцеклеток по содержанию и распределению лецитина.

- Как называется процесс слияния половых клеток?

- Какой набор хромосом имеет зигота?

- Кем были раскрыты основные закономерности онтогенеза и филогенеза?

- Какие представления лежали в основе преформизма?

- Какие взгляды лежали в основе эпигенеза?

- Кого называют овистами?

- Кого называют анималькулистами?

- Какие факторы определяют развитие организма?

- Перечислите типы онтогенеза.

- Назовите периоды онтогенеза

- Перечислите стадии эмбрионального развития.

- Какие преобразования осуществляются на стадии зиготы?

- Назовите типы дробления. Чем они характеризуются?

- Объясните механизмы бластуляции. Что такое бластула?

- Что называют гаструляцией?

- Назовите способы гаструляции и дайте их характерис­тику.

- Назовите способы закладки мезодермы.

- Объясните энтероцельный способ закладки мезодермы.

- Объясните телобластический способ закладки мезо­дермы.

- Какие органы и ткани образуются из эктодермы?

- Какие органы и ткани образуются из энтодермы?

- Какие органы и ткани образуются из мезодермы?

- Какие животные первично и вторичноротые?

- Какие органы называются провизорными? Приведите примеры.

- Что такое критические периоды онтогенеза и какие критические периоды выделяют в развитии человека?

- Приведите схему реализации действия генов в онтогенезе.

- Назовите причины нарушения эмбриогенеза?

- Какие факторы называются тератогенными?

- Какой степени выраженности могут быть отклонения в развитии зародыша?

- Что такое аномалии развития? Примеры.

- Что такое уродства? Примеры.

- Что такое пороки развития? Примеры.

 

Методические указания по выполнению

учебно-исследовательской работы

 

В альбоме записать:

Тема: «Общие закономерности эмбрионального развития».

Задание: Выполнить работы №№ 1-7.

Работа № 1. Этапы эмбрионального развития – 30 минут

На муляжах и таблицах рассмотрите стадии развития ланцетника: зиготу, стадии 2, 4, 8, 16 бластомеров, морулу, бластулу, гаструлу, закладку осевых органов. Обратите внимание на то, как проходят борозды дробления, на примерно равную величину бластомеров.

Зарисуйте стадии в альбом.

Работа № 2. Дробление яйцеклетки лягушки – 15 минут

На постоянных микропрепаратах рассмотрите полное неравномерное дробление яйцеклетки лягушки. Обрати­те внимание на размеры бластомеров. Мелкие бластомеры расположены на анимальном полюсе, а крупные на вегетативном.

Зарисуйте в альбом, обозначьте полюса клетки.

 

Работа № 3. Стадия бластулы – 15 минут

На постоянных микропрепаратах рассмотрите бластулу лягушки.

Зарисуйте в альбом. На рисунке обозначьте бластодерму,

бластоцель.