Вопросы конечного уровня знаний – 20 минут

Работа № 3. Амитоз в клетках эукариот – 20 минут

Изучите и схематическизарисуйте стаблицы в альбом процесс амитоза. Обозначьте основные структурные компоненты клетки.

Работа № 4. Гигантские политенные хромосомы из слюнных желез насекомого (личинка комара) – 20 минут

Политенные хромосомы превышают размеры хромосом из других клеток в 100-200 раз и содержат в 1000 раз больше хромонем. По длине хромосомы отчетливо видны чередующиеся светлые и темные диски-хромомеры различной величины и формы, производящие впечатление поперечной исчерченности. Зарисовать хромосомы. Указать гетерохроматические и эухроматические участки хромосом.

Работа № 5. Жизненный цикл клетки (схема) – 25 минут

Изучить и зарисовать с таблицы в альбом схему жизненного цикла клетки. Обозначить его основные периоды, указать временные соотношения периодов.

1. Сколько ДНК (С) входит в состав метафазной хромосомы?

2. Сколько хроматид входит в состав хромосомы на стадии метафазы митоза?

3. Сколько хроматид входит в состав хромосомы на стадии анафазы митоза?

4. В каких тканях митотический цикл клетки совпадает со всем периодом её существования, т.е. с жизненным циклом клетки?

5. В какой период жизненного цикла клетки происходит накопление энергии?

6. В чем отличие телофазы в клетках растений и животных?

7. В каких тканях организма человека может происходить амитотическое деление клеток?

8. Каковы особенности политенных хромосом?

9. В клетках каких органов человека может встречаться эндомитоз?

10. В какой период жизненного цикла клетки происходит накопление РНК и белков?

Выполнив все задания, подпишите альбом у преподавателя.

 

 

ТЕМА. РАЗМНОЖЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ.

ОСОБЕННОСТИ СПЕРМАТО-

И ОВОГЕНЕЗА. МЕЙОЗ

 

Цели занятия:  
Знать: Классификацию и сущность различных форм размножения организмов.
Уметь: Выделять отличительные особенности а) спермато- и овогенеза; б) редукционного и эквационного делений мейоза.

 

Организация самоподготовки: 1,5 часа.

1. Повторите по учебникам и конспектам лекций следующую информацию: митоз, фазы митоза, биологическое значение митоза.

2. Изучите по учебникам следующую информацию – размножение и его формы у одноклеточных и многоклеточных организмов; эволюция половых клеток; строение сперматозоидов и яйцеклеток; спермато- и овогенез, мейоз; опыление; осеменение, оплодотворение, партеногенез, гиногенез, андрогенез; половой диморфизм; гермафродитизм.

Литература:

Основная

1. Пехов А.П. Биология.– ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Конспекты лекций.

3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. – Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул : Алтайский государственный медицинский университет, 2007.

4. Сайт кафедры.

 

Самоконтроль.

Подготовка к занятию достаточна, если вы:

1. Можете дать определение понятий:

- размножение,

- гонады, гаметы,

- гаметогенез, сперматогенез, овогенез,

- опыление,

- осеменение,

- оплодотворение,

- моноспермия, полиспермия,

- партеногенез,

- половой диморфизм,

- гермафродитизм истинный и ложный.

2. Можете дать характеристику:

- бесполого размножения, его форм (митоз, шизогония, почкование, спорообразование, вегетативное размножение, полиэмбриония);

- полового размножения, его форм (копуляция, конъюгация, с оплодотворением, без оплодотворения);

- эволюции половых клеток;

- сперматогенеза, овогенеза;

- мейоза (I и II мейотические деления), оплодотворения;

- искусственного и естественного партеногенеза;

- андрогенеза, гиногенеза.

3. Знаете:

- строение яйцеклетки, сперматозоида;

- типы яйцеклеток по количеству и распределению лецитина (изолецитальные, телолецитальные, центролецитальные);

- биологическое значение мейоза.

4. Можете ответить на вопросы:

- Какие периоды гаметогенеза выделяют?

- Как называются клетки в периодах размножения, роста, созревания, формирования при спермато- и овогенезе?

- Какие биологические процессы происходят в каждый период гаметогенеза?

- Как называется обмен гомологичными участками хромосом при мейозе?

- В какую фазу мейоза происходит кроссинговер?

- Происходит ли репликация ДНК в интерфазу II мейоза?

- Какова сущность овогенеза?

- Какой набор хромосом (n) и ДНК (С) имеют клетки, образующиеся в результате двух делений мейоза?

- Как называется клетка, образующаяся при слиянии гамет?

- В какую фазу мейоза к полюсам клетки расходятся хроматиды?

- Какие стадии выделяют в профазе I мейоза? Чем они характеризуются?

- Какой набор хромосом (n) и сколько ДНК (С) содержится в клетках в анафазе I и анафазе II мейоза?

- Сколько сперматозоидов образуется из одного сперматоцита первого порядка в процессе сперматогенеза?

- Сколько яйцеклеток и полярных телец образуется из одной оогонии в процессе овогенеза?

- В какую фазу мейоза происходит конъюгация гомологичных хромосом?

- Какое деление мейоза (I или II) называется редукционным, эквационным?

- Какие клетки (диплоидные или гаплоидные) образуются в результате мейоза? Какое это имеет значение?

 

Методические указания к теме по выполнению

учебно-исследовательской работы студентов

 

В альбомах записать тему занятия и задание.

Тема: «Размножения живых организмов. Особенности спермато- и овогенеза. Мейоз».

 

Задание:  
  1. На временных микропрепаратах изучить и зарисовать в альбом почкование дрожжевых грибов (работа № 1) – 20 минут. 2. На постоянном демонстрационном и временном микропрепаратах изучить плесень Мукор. Зарисовать в альбом гифы, спорангий на спорангиеносной нити, споры (работа № 2) – 25 минут. 3. На постоянных демонстрационных микропрепаратах изучить и зарисовать сперматозоиды петуха и морской свинки; оплодотворение (работы № 3-5) – 50 минут. 4. Изучить и зарисовать в альбом периоды спермато- и овогенеза. Указать название периодов гаметогенеза, клеток на каждой стадии развития, количество хромосом и ДНК в клетках (работа № 6-7) – 40 минут. 5. Изучить и зарисовать в альбом с таблицы типы яйцеклеток (работа № 8) – 30 минут. 6. Устно ответить на вопросы конечного уровня знаний – 15 минут.

Работа № 1. Бесполое размножение на примере почкования дрожжевых грибов – 20 минут

На чистое предметное стекло пипеткой нанесите каплю воды, затем концом препаровальной иглы внесите в эту каплю воды культуру дрожжевых грибов. Препарат закройте покровным стеклом и изучите при большом увеличении микроскопа. Найдите грибок в стадии размножения, т.е. с почкой. Проследите за ростом почки и отделением ее от материнской клетки. Зарисуйте один почкующийся грибок, обозначьте на рисунке почку.

По окончании работы тщательно промойте покровное стекло, промойте и протрите предметное стекло.

Работа № 2. Бесполое размножение на примере спорообразования у плесени Мукор – 25 минут

Изучите постоянный демонстрационный препарат плесени Мукор. Найдите на препарате гифы гриба, спорангиеносцы со спорангиями, споры, высыпавшиеся из спорангия.

Для приготовления временного микропрепарата мукоровой плесени необходимо на предметное стекло в каплю воды концом препаровальной иглы внести кусочек культуры плесени. Препарат закрыть покровным стеклом, изучить под малым увеличением микроскопа При изучении препарата обратите внимание на тело гриба – мицелий, состоящий из нитей-гиф. Гифы не имеют клеточного строения и представляют собой массу цитоплазмы с большим количеством ядер. Найдите в препарате спорангиеносцы со спорангиями. Надавите концом препаровальной иглы на покровное стекло так, чтобы лопнула оболочка спорангия, и вы увидите споры, выпавшие из спорангия. Сравните временный нативный микропрепарат с постоянным препаратом плесени мукор. Зарисуйте в альбом плесень мукор с временного и постоянного препаратов. На рисунках обозначьте части гриба. По окончании работы размойте временный микропрепарат.

 

Работа № 3. Сперматозоиды петуха – 15 минут

На постоянном демонстрационном микропрепарате под большим увеличением микроскопа рассмотреть сперматозоид петуха. Сперматозоид петуха имеет головку в виде тонкой изогнутой палочки и короткий хвостик. Зарисуйте эту клетку.