ТЕМА. КЛЕТКА ТКАНЕЙ ЖИВОТНЫХ

Вопросы конечного уровня знаний – 15 минут.

Работа № 8. Отличия животной и растительной клетки – 30 минут

Работа № 7. Строение митохондрий – 15 минут

Зарисуйте с таблицы в альбом строение митохондрии. Укажите наружную и внутреннюю мембраны, кристы, грибовидные выросты (гребни), матрикс.

Заполните таблицу:

Отличающийся признак Растительная клетка Клетка животных
Клеточная оболочка    
Пластиды    
Вакуоли    
Клеточный центр    
Сферосомы (функции)    
Запасные питательные вещества    
Особенности телофазы митоза    

1. Какие органические вещества входят в состав мембраны

клеток?

2. Назовите органеллы клетки, участвующие в синтезе и

транспортировке веществ.

3. Назовите модели плазматической мембраны клетки.

4. О какой функции клетки свидетельствует обилие

фиксированных и свободных рибосом?

5. Назовите место образования первичных лизосом.

6. В каких органеллах цитоплазмы клеток имеется

собственная ДНК?

7. Какие виды ЭПС вы знаете? Каковы особенности их

строения?

8. Назовите функции митохондрий, рибосом, ЭПС,

комплекса Гольжди, лизосом.

9. Какое строение имеют лизосомы? Какова их роль в

формировании пищеварительных вакуолей?

10. Роль лизосом в аутолизе клетки?

11. Что такое апоптоз и каково его биологическое значение?

Выполнив все задания, подпишите альбом у преподавателя.

Цели занятия:  
3нать: 1. Морфологическую и функциональную характеристики органелл ядра клетки.
Уметь: 1. Выделять черты сходства и отличия животной и растительной клеток.

 

Организация самоподготовки: 1,5 часа.

1. Повторите по учебникам и конспектам лекций следующую информацию – химический состав и морфология хромосом.

2. Выучите по учебникам и конспектам лекций следующую информацию – структурные компоненты ядра, кариотип и идиограмма.

Литература:

Основная

1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Конспекты лекций.

3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. – Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул : Алтайский государственный медицинский университет, 2007.

4. Сайт кафедры.

 

Самоконтроль.

Подготовка к занятию достаточна, если вы:

1. Знаете определения понятий:

- клетка,

- идиограмма,

- органеллы,

- включения,

- хромосомы,

- кариотип,

- хроматин,

- теломера,

- хроматин,

- спутники,

- центромера,

- микрофибриллы,

- половые хромосомы (гетерохромосомы),

- аутосома,

- хромомеры,

- половой хроматин Х и Y,

- хромонемы.

2. Сможете дать морфологическую и функциональную характеристики органелл ядра клетки; перечислите уровни организации наследственного материла эукариот.

3. Сможете ответить на вопросы:

- Кем и когда была создана клеточная теория?

- Основные компоненты эукариотической клетки.

- Строение и функции ядерной мембраны.

- Строение и функции ядрышка.

- Строение, свойства и функции хромосом.

- Классификация хромосом в зависимости от места расположения центромеры.

- Ультраструктура хромосом.

- Органеллы специального назначения цитоплазмы животной клетки.

- Сходства и отличия животной и растительной клеток.

- Какие участки хромосом называют эухроматическими, гетерохроматическими?

- Какие методы используют для идентификации хромосом?

 

Методические рекомендации к теме по выполнению

учебно-исследовательской работы

 

В альбомах записать тему занятия и задание.

Тема: «Клетка тканей животных».

 

Задание:  
  1. Приготовить временный микропрепарат, изучить и зарисовать при большом увеличении микроскопа (работа № 1) – 25 минут. 2. Пользуясь постоянными микропрепаратами, изучить их и зарисовать при большом увеличении микроскопа (работы 2-7) – 90 минут. 3. Пользуясь таблицей, изучить и зарисовать строение клеточного центра (по данным электронной микроскопии) (работа 8) – 15 минут. 4. Пользуясь таблицей, изучить и зарисовать в альбом распределение полового хроматина в различных типах клеток у женщин и мужчин (работа 9) – 20 минут. 5. Пользуясь таблицей, изучить и зарисовать в альбом ультраструктуру хромосом (работа 10) – 20 минут. 6. Ответить на вопросы конечного уровня знаний – 15 минут.

Работа № 1. Временный микропрепарат клеток плоского эпителия – 25 минут

Общий план строения клетки можно изучить на временном микропрепарате клеток эпителия слизистой полости рта.
Для этого необходимо:

- протереть предметное и покровное стекла марлевой салфеткой;

- нанести на предметное стекло пипеткой каплю метиленовой сини;

- взять продезинфицированный шпатель;

- легким нажимом сделать шпателем соскоб с внутренней поверхности щеки;

- клетки слизистой со шпателя внести в каплю метиленовой сини на предметное стекло, накрыть покровным стеклом, излишек влаги удалить фильтровальной бумажкой;

- шпатель поместить в лоток для использованных инструментов.

Приготовленный препарат изучите под большим увеличением микроскопа и зарисуйте одну клетку плоского эпителия, обозначьте ядро, цитоплазму, клеточную мембрану.

По окончании работы препарат размойте, стекла положите на место.

Работы № 2-5. Постоянные микропрепараты – 60 минут.

Протерев препарат салфеткой, аккуратно положите его на предметный столик микроскопа покровным стеклом вверх (в противном случае изображение не будет видно). Найдите изображение на малом увеличении микроскопа, переведите микроскоп на большое увеличение и изучите данный объект.

Все предложенные вам препараты зарисуйте с большого увеличения микроскопа. В альбомах отобразите одну клетку каждого вида и обозначьте ядро, цитоплазму и клеточную мембрану.