Процедура принятия управленческого решения

Классификация решений, принимаемых в организации

 

В организации принимается большое количество самых разнообразных решений. Они различаются по содержанию, срокам действия и разработке, направленности и масштабам влияния, уровнем принятия, информационной обеспеченности и т. д. С помощью классификации можно выделить классы решений, требующих разного подхода к процессу и методам их принятия, не одинаковых по затратам времени и других ресурсов (табл. 1).

 

Таблица 1. Классификация решений, принимаемых в организации


По способу принятия решения - интуитивные, основанные на суждениях, рациональные

Содержание - экономические, социальные, организационные, технические, научные

Продолжительность действия - стратегические, тактические, оперативные

Глубина воздействия - одноуровневые, многоуровневые

Программируемые решения - это решения повторяющихся и четко определенных проблем. Как правило, это стандартные задачи, неоднократно возникают в организации, по поводу которых достаточно надежная и достоверная информация, а также готовы, разработаны и успешно применялись ранее правила и процедуры. Процедура устанавливает порядок, последовательность действий, права, обязанности участников взаимодействия в процессе принятия решения. В качестве примера можно привести задачу оформления периодического заказ инвентаря для одного из цехов предприятия. Для разработки и оптимизации программируемых решений используются формализованные методы, которые имеют четкий алгоритм решения задачи в виде экономико-математических моделей, методик анализа и расчета данных, компьютерных программ, обеспечивающих высокую точность количественной оценки разрабатываемых вариантов.

Непрограммируемые решения связаны с новыми, сложными, не встречавшихся ранее, нетрадиционными, непредвиденными проблемами, не поддаются точной количественной оценке. Как правило, их сложно определить и структурировать, они характеризуются неясной формулировкой цели, неточностью и неопределенностью информации, отсутствием четких правил и процедур решения. При разработке непрограммируемый решений применяются эвристические методы. Они характеризуются тем, что разработка альтернативных вариантов решений основана не на точных расчетах, а на логике, суждениях и умозаключениях. При этом используются профессиональные знания, высокий уровень квалификации, творческие способности специалистов различных областей. К непрограммируемые относятся решения, связанные с определением целей и формулировкой стратегии развития организации, с изменением ее структуры, с прогнозами работы на новых рынках и т. д. Количество таких решений увеличивается по мере роста масштабов и сложности организации, усиление динамичности и неопределенности ее внешней среды.

Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения его правильности. Принимает решение не взвешивает «за» и «против» по каждой альтернативе, он не оценивает ситуацию, а опирается на озарение, чувства. Интуиция включает предчувствие, воображение, проницательность или мысли, которые часто спонтанно проявляются в сознательном постижении проблемы и в дальнейшем принятии решений. Интуитивный подход может дать хорошие результаты при анализе проблем, требующих срочного решения, в ситуации с трудно определяемыми целями, неточной информацией и невозможностью количественной оценки.

Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее и прогнозирует результат альтернативного выбора. Здесь существует опасность упустить новую альтернативу, поскольку руководитель ориентируется на старый опыт решения аналогичных проблем.

Рациональные решения не зависят от прошлого опыта. Процесс их принятия предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. Идет поиск наилучшего решения.

По способу принятия управленческих решений могут подразделяться на единоличные и коллегиальные. Единоличные решения принимаются руководителем самостоятельно без согласования с другими работниками организации. Принятия коллегиальных решений, требует предварительного коллективного обсуждения решаемой проблемы.

 

 

Различают три возможных подхода к принятию управленческих решений: системный, ситуационный и ресурсный.

Системный подход предполагает решение конкретной проблемы в совокупности с решением всех проблем, стоящих перед организацией.

Ситуационный подход исходит из того, что применение того или иного метода решения проблемы определяется ситуацией.

Ресурсный подход основан на решении проблем посредством рационального распределения ресурсов организации.

 

 

Процедура принятия рационального решения включает семь последовательных этапов:

1) определение проблемы;

2) формулировка ограничений и критериев принятия решений;

3) выявление альтернатив;

4) оценка альтернатив;

5) выбор альтернативы;

6) реализация решения;

7) обратная связь.