ЗАНЯТИЕ № 8

ЗАНЯТИЕ № 7

 

ТЕМА: Периферическая нервная система.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить строение и функции периферической нервной системы. Рассмотреть черепно-мозговые нервы.

Литература: смотри I занятие.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

 

1. Общий обзор строения и функции ПНС (12 пар черепных и 31 пара спинномозговых нервов)

2. Самостоятельная работа по теме:

а) Изучить строение ПНС по таблицам.

б) Изучить строение периферических нервов (нервных стволов) по препаратам.

 

Оборудование.

 

1. Модели: головной мозг, череп человека, позвоночник человека.

2. Влажные препараты: головной мозг (сагиттальный разрез)

 

Таблицы.

1. Головной мозг.

2. Спинной мозг

3. ПНС.

4. Выход черепных нервов на основании мозга

 

Вопросы.

 

1. Строение ПНС.

2. Черепные нервы, их строение в зависимости от функции и расположения.

3. Строение и функции обонятельных нервов / I пара /

4. Особенности строения и функции нервов, обеспечивающих движение глазного яблока / глазодвигательный, блоковой, отводящий нервы/.

5. Строение и функции тройничного нерва. Ветви тройничного нерва, их формирование.

6. Назовите ветви лицевого нерва. Какие из этих ветвей отходят от основного ствола нерва в толще пирамиды височной кости. Какие двигательные ветви отходят от лицевого нерва. Как называется каждая из них и какие мышцы иннервируют.

7. Строение и функции отводящего преддверноулиткового нервов.

8. Перечислите ветви языкоглоточного нерва. Какая из ветвей этого нерва содержит преганглионарные парасимпатические волокна, иннервирующие околоушную и слюнную железы.

9. Строение блуждающего нерва, перечислить ветви, отходящие от него в головном, шейном и грудном отделах.

10. Из каких корешков формируется добавочный нерв. Какие ветви отходят от него. Строение подъязычного нерва, иннервация.

11. Из каких корешков формируются спинномозговые нервы. На какие ветви они делятся /передняя, задняя, менингеальная, соединительная/

12. Как называются задние ветви спинномозговых нервов в разных отделах тела. Какие органы они иннервируют.

13. Формирование шейного сплетения, его основные ветви.

14. Плечевое сплетение и его характеристика. Образование мышечно-кожного нерва.

15. Назовите межрёберные нервы, особенности их образования и топография ветвей, зоны иннервации.

16. Ветви поясничного сплетения /мышечные, подвздошно-подчревный, подвздошно-паховый, бедренно-половой, латеральный, кожный нерв бедра, запирательный, бедренный, подкожный/.

17. Крестцовое сплетение, его расположение. Длинные и короткие ветви крестцового сплетения и зоны иннервации.

 

 

ТЕМА: Вегетативная нервная система (ВНС).

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить строение, топографию и функции ВНС. Усвоить части ВНС, расположение их центров в различных отделах головного и спинного мозга, усвоить понятие о рефлексах, простой и сложной рефлекторной дуге. Современные представления о рефлекторном кольце; ознакомиться с методикой изучения данной темы в средней школе.

Литература: смотреть I занятие.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1. Общий обзор и строение ВНС. Топография и функции.

2. Самостоятельная работа студентов:

а) Изучить строение ВНС по таблицам и муляжам.

б) Разбор самостоятельной работы студентов.

в) Рассмотреть предузловой (преганглионарный) и послеузловой (постганглиональный) нервные волокна по таблицам.

Оборудование.

Микропрепараты: 1.Миелиновые нервные волокна.

2. Безмеилиновые нервные волокна.

 

Таблицы.

1. Схема строения ВНС.

2. Рефлекторная дуга.

 

Вопросы.

1. Общая характеристика ВНС и её составных частей.

2. Назовите центры (ядра) ВНС. Указать где из этих ядер располагается.

3. Топография симпатической нервной системы, особенности формирования симпатического ствола и его характеристика.

4. Какие нервы отходят от шейного, грудного и брюшного отделов симпатического ствола. Куда эти ветви направляются.

5. Топография, формирование головного и крестцового отделов ВНС.

6. Узлы входящие в состав парасимпатической части ВНС (ресничный, поднижнечелюстной, подъязычный, ушной, тазовые узлы).

7. Рефлекс, рефлекторная дуга: простая и сложная.

8. Современные представления о рефлекторном кольце.