Информационное общество.

Свойства информации.

Человек живет в мире информации. Начиная с рождения, он ежесекундно получает информацию из внешнего мира. Что же он может делать с поступающей информацией? Человек может хранить, обрабатывать информацию, в итоге получать новую информацию и передавать её другим людям, используя различные способы и средства.

Чтобы информация способствовала принятию на её основе правильных решений, она должна характеризоваться такими свойствами, как:

 

достоверность (истинность, правильность);

полнота (подробность, всесторонность);

ценность (важность, полезность);

актуальность (оперативность, своевременность);

ясность (понятность, доступность);

 

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или восприятию неправильных решений. Иногда бывает, что в процессе разговора по телефону услышать собеседника мешает шум, из-за чего вы не всегда точно воспринимаете информацию. Так бывает и в других случаях. Если вы отправляете телеграмму с просьбой вас встретить, а телеграфист ошибся в дате приезда, то вряд ли вас встретят вовремя.

Информация считается полной, если ее достаточно для принятия какого-либо решения, которое не повлечет за собой ошибку. Например, если двое договорились о встрече в определенное время, то они вряд ли встретятся, не договорившись еще и о месте встречи.

Ценность информации зависит от того, какие задачи мы можем решить с её помощью. Ценность, важность информации – это понятие субъективное, например, информация о возможных заморозках имеет различную важность для садовода, шофёра и водителя трамвая.

Актуальную информацию важно иметь при работе в изменившихся условиях. Только вовремя полученная (актуальная) информация может принести пользу людям. Недаром существуют прогнозы погоды, учёные стараются найти наиболее надёжные способы предупреждения о землетрясениях, ураганах, других стихийных бедствиях.

Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация. Можно заметить, что все перечисленные характеристики информации взаимосвязаны, взаимозависимы. Например, ценность информации определяется её достоверностью, полнотой и оперативностью.

 

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций – преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIХ в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

ü переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

ü миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

ü создание программно-управляемых устройств и процессов.

По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания. Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

 

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

 

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

 

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

Ø решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

Ø обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

Ø главной формой развития станет информационная экономика;

Ø в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

Ø информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

Ø формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

Ø с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

Ø реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

 

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

Ø большее влияние на общество имеют средства массовой информации, социальные сети (информационные войны);

Ø информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

Ø существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

Ø многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

 

Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.