Предмет дизайна.

Направленность методических рекомендаций.

Методические рекомендации направлены на облегчение самостоятельной работы студентов выполнению практических заданий по курсу «Основы проектирования» в первом семестре обучения. Методические рекомендации помогут систематизировать теоретические знания по разделу «Композиция» и дадут рекомендации технического порядка по приобретению практических умений и навыков использования графического и макетного материалов.

Эта работа представляет собой специфично изложенную структуру композиции, которая могла бы заложить фундамент специальных знаний, необходимых для изучения предмета «Проектирование» и носит пропедевтический характер.

Разделы:

1. Предмет дизайна.

2. Структура преподавания композиции в курсе «Проектирование».

-Категории композиции;

-свойства и качества композиции;

3. Свойства некоторых графических и макетных материалов.

 

Учебный курс «Проектирование» основан на системном использовании разносторонних знаний и умений, полученных на протяжении обучения в училище. Этот курс должен воспитать мастера, творческую личность, в которой объединены эстетические знания и умения (рисунок, живопись, композиция, цветоведение, история искусств, история промышленного искусства, дизайна) на основе крепких технических знаний (черчение, перспектива, технология и т.д.). Перед преподаванием таких основополагающих дисциплин, как рисунок, живопись, композиция, должны стоять конкретные задачи, которые помогут развивать у студентов конкретно определённые навыки и знания, необходимые дизайнеру.

Метод художественного конструирования (от анализа ситуации- до решения графического образа и объёмно-пространственного макета с учётом реальной технологии) представляет собой законченный цикл, ценность которого в разумном синтезе утилитарного и эстетического.

По определению, которое дала международная организация дизайнеров (ICSID), ДИЗАЙН – это творческая деятельность, направленная на определение формальных качеств предметов и среды. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство как с точки зрения производителя, так и потребителя.

Дизайн направлен охватить все аспекты окружающей среды, объединяя в себе творческое начало и теорию (техническая эстетика), которая является его основой.

Техническая эстетика определяет закономерности развития художественного конструирования, его социальную природу и разрабатывает основные принципы и методы, на основе которых формируется искусственная предметная среда с учётом человеческого фактора.

Художественное конструирование – вид деятельности человека в сфере материального производства, направленный на повышение качества промышленной продукции и искусственной среды путём гармонизации средствами технической эстетики.

 

2. Структура преподавания композиции в курсе «Основы проектирования».

 

Дисциплина «Основы проектирования» преподаётся на первом курсе отделения Дизайн среды, то есть входит в список дисциплин подготовительного периода в общей структуре обучения. Это, естественно, отражается на целях и задачах, поставленных перед этой дисциплиной. Одной из важнейших составляющих частей проектирования, его теоретической базой является композиция, знание которой и умение применять её возможности в различных видах изобразительной деятельности. Поэтому композиция должна стать чуть ли не основным разделом в курсе Основ проектирования.

Теоретичное изучение категорий, свойств и приёмов композиции должно быть подкреплено выполнением ряда практических работ, направленных на усвоение и закрепление теории. Поэтому плановое, последовательное изучение категорий, свойств и приёмов композиции параллельно дублируется серией графических и макетных работ-упражнений на отражение наилучшим образом отдельных качеств и приёмов композиции.

Курс Основы проектирования охватывает очень разнообразный и многоплановый материал, очень непростой для системного изложения. Предлагаемая структура теории композиции позволяет чётче проявить ряд закономерностей, связанных с гармонизацией предметного мира.

Учитывая специфику и начальный уровень подготовки студентов , практические упражнения выполняются с учётом последовательности приобретения практических навыков. Особенное внимание следует уделить качеству графических и макетных работ. Это поможет студентам максимально глубоко познакомиться с особенностями и свойствами графических и макетных материалов и инструментов (бумага, тушь, гуашь, кисти, резак, клей и прочее).

 

Категории композиции.

Наиболее общие и существенные связи и отношения отражены в законах (категориях) композиции:

-тектоника;

-объёмно-пространственная структура.

Взаимное отношение конструкции и формы (тектоника) – это наиболее существенное качество, которое определяет композицию всякой структуры и работу над ней, начиная с композиционного приёма и заканчивая определением характера формы и её нюансов.

В то же самое время форму каждой структуры можно рассматривать с точки зрения определения взаимодействия всех её элементов между собой и с пространством – как объёмно-пространственную структуру, иногда простую и лаконичную, иногда достаточно сложную.

Эти две категории композиции тесно связаны между собой. Нарушение тектоники приводит к потере естественных связей объёмно-пространственной структуры.

 

Качества и свойства композиции.

 

Композицию следует рассматривать в единении двух сторон: методической и как состояние высокоорганизованной формы.

В разнообразных композициях некоторые качества и свойства играют как ведущую, так и второстепенную роли, что естественно отражено в их характеристиках: контрастные, ритмичные, динамичные и т.д..

Несколько обособленно стоят ещё два обязательных и важных качеств композиции – единство стиля и образность формы. Выделение обусловлено тем, что их достижение зависит от умения художника передать дух (настроение) в самом виде вещи или пространства.

 

Закономерности композиции.

 

Рассматривая разнообразные аспекты закономерностей композиции можно прийти к выводу, что определяющим фактором в этом есть наличие или отсутствие внутренней логики развития формы.

 

Средства композиции.

 

Анализ гармоничных композиций показывает, что гармония может быть достигнута проработкой формы по различным направлениям – пропорционированием, определением композиционного центра, балансом нюанса и контраста и так далее. Некоторые свойства композиции могут вести ведущую роль.