ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Y. Текст лекции

IY. Учебно-материальное обеспечение

1.Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника, интерактивная доска.

 

Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет тему №3 «Образование Древнерусского государства. Раннефеодальные государства на Руси (IX – начало XYI вв.)».

 

К YIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения, основанные одновременно на родовом и территориальном принципах.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровно-родственных отношений и было обусловлено им. Родоплеменные отношения заменялись территориальными, политическими и военными связями.

Переходим к рассмотрению учебных вопросов.

1. Образование древнерусского государства – Киевской Руси

Вопрос о возникновении Русского государства живо интересовал русских летопи­сцев с начала летописания (XI в.). Самые ранние из них считали, по-видимому, его основанием княжение Кия, который вместе с братьями Щеком и Хоривом в VIII веке основал го­род Киев и Киевское княжество. Автор «Повести временных лет» сообщал, что Кий ездил в Царьград, был почетным гостем византийского императора, построил город на Дунае, но потом вернулся в Киев. Таким образом, хотя точная датировка не установлена, принято считать, что Киевское княжество полисного типа возникло в конце VIII века.

К этому же времени наука относит и основание Новгорода. Несколько позже, согласно летописаниям, в 862 г. (или 874 г.?) варяжский конунг Рюрик со своими братьями был призван на княжение в Новгородскую землю, которую населяли славянские и финно-угорские племёна. Причём первым местом пребывания Рюрика была Ладога. По его смерти в 879 г. в Новгороде правил в качестве регента при малолетнем Игоре (сыне Рюрика) его дружинник Олег. Однако он не остался в Новгороде, а вместе с дружиной, в которую вошли и славянские воины, стал спускаться по Днепру. Олег захватил города Смоленск и Любеч на границе Киевского княжества, а затем хитростью проник в Киев и сел на княжеский «стол». Это произошло в 882 г.

До прибытия в Киев дружины Олега там сидели на княжеском престоле сразу два князя: Аскольд и Дир. Они тоже были варягами, приглашёнными киевским вече (народным собранием) на княжеский стол. Для языческого мира иметь князем хорошего воина, которому покровительствуют боги, значило обеспечить всему обществу защиту от других разбойников и получение какой-то части добычи (дани), награбленной княжеской дружиной у «чужих» народов. Согласно летописи, Аскольд и Дир в 866 г. совершили поход на Константинополь.

Утвердившись в Киеве, князь Олег стал покорять соседние славянские племена, освободив их от дани Хазарскому кагану. Он подчинил себе также угро-финские племена - чудь, весь, мерю, мурому. Таким образом, Олег произвел объединение земель новгородского севера и киевского юга под одной властью и явился основателем Киевского княжества - первой формы общерусского государства. При этом не­которые племена и города сохранили власть своих местных князь­ков, но все они были теперь «под рукой» великого князя киевского, как он стал теперь именоваться.

В 907 г. Олег собрал огромное разноплеменное славяно-варяжское войско и предпринял свой знаменитый поход на Царьград, в результате которого был заключён выгодный торговый договор и прибит «Олегов щит» на крепостных воротах византийской столицы. Согласно договору, русские «гости», приезжающие в Кон­стантинополь по торговым делам, должны были получать от греческого правительства продовольствие и могли пользоваться баней «елико хотят». Русский князь, со своей стороны, обязался не «творить пакости» в стране Греческой.

После следующего похода Олега на Константи­нополь в 911 г. был заключен новый договор. В нём подтверждались условия договора 907 г., но прибавлялось несколько дополнительных положений. Так, русским купцам предоставлялось право беспошлинной торговли. Договоры Олега с Византией стали первыми письменными документами русского права. Они были написаны греческими буквами, но на славянском языке, что говорит о вторичности варяжского влияния на русскую государственность. В первых договорах, заключённых князем Олегом с Византией, говорилось об их правовом основании: византийском законодательстве и «Законе русском». При подписании договоров византийцы давали клятву именем Иисуса Христа, а русские послы клялись славянскими богами, а отнюдь не скандинавскими.

В 912 году Олег умер. Его преемником стал князь Игорь. Он был менее талантлив, но более ко­рыстолюбив. При нем начали нападать на Рус­скую землю новые пришельцы из Азии - кочевники-печенеги. Игорь предпринял два похода на Византию. В 941 г. его войско разграбило берега Малой Азии, но затем русская флотилия потерпела жестокое поражение от «греческого огня»: «Пущати начаша трубами огнь на лодьи русския», - гласила летопись. В 945 г. был заключён мирный договор «на все лета, дондеже (пока) сияеть солнце и весь мир стоить». Договор этот, в общем, повторял условия договоров Олега, но уже не давал русским куп­цам права беспошлинной торговли. Кроме того, договор обязывал великого князя киевского оказывать греческому правительству во­енную помощь, когда оно «начнет хотети» этой помощи.

В 946 году, согласно начальной русской летописи, князь Игорь был убит древлянами за нарушение им обычая сбора дани. В Киеве стала править его жена - княгиня Ольга. Она отомстила древлянам за гибель мужа и в 955 г. совершила поездку в Константинополь. Там она была принята императором, который стал её крестным отцом. Возвратившись в Киев, Ольга устроила там первый православный храм, за что впоследствии была причислена церковью к лику святых. Однако её сын Святослав и княжеская дружина не приняли новой веры.

Князь Святослав прославился тем, что значительно расширил подвластные Киеву владения. Он покорил вятичей, окончательно разгромил Хазарский каганат, подчинил Тьмутаракань, помогая Византийскому императору, разгромил Болгарское царство. Вернувшись в Киев, Святослав прогнал от города кочевников-печенегов. Но столицей своих владений он хотел сделать Переяславец на Дунае. Этому воспротивился император Византии Иоанн Цимисхий, который выступил против Святослава с большим войском. В 972 г. Святослав вынужден был уйти в Русскую землю, а при отступлении - попал в засаду, устроенную печенегами на днепровских порогах, и был убит.

После гибели Святослава за киевский великокняжеский стол развернулась борьба между его тремя сыновьями. Победил и в 980 г. сел в Киеве великий князь Владимир, главной заслугой которого стало принятие Киевской Русью христианской религии православного исповедания. Это произошло в 988 г., после победного похода Владимира на принадлежащий Византии г. Корсунь (Херсон) и женитьбы на греческой царевне Анне.

После крещения жителей Киева христианство стало распространяться по всей Киевской Руси. Русская православная церковь орга­низовывалась как одна из епархий Константинопольского патриархата. Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В качестве организационных центров выступали приходы и монастыри. Особой грамотой великого князя устанавливается порядок сбора десятины от всех доходов в пользу церкви и их использования для благотворительной помощи всем нуждающимся. Ей предоставлялось право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по некоторым категориям дел и др. Князь Владимир впоследствии также был причислен церковью к лику святых.

Время правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) и Владимира Мономаха[1] (1113-1125 гг.) явилось периодом наибольшего рас­цвета Киевской Руси. Владимиру Мономаху удалось окончательно подчинить последний независимый союз племенных княжеств - вятичей, завершив тем самым формирование Древнерусского государства.