ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 2 страница

Однако Андрей сразу же спутал все их расчеты. Прежде всего, он согнал с других ростово-суздальских столов своих братьев, которые «сидели» по разным городам. Среди них был и знаменитый в будущем Всеволод Большое Гнездо. Затем Андрей удалил от дел старых бояр Юрия Долгорукого, распустил его поседевшую в боях дружину. Летописец отметил, что Андрей стремился стать «самовластцем» в Северо-Восточной Руси.

На кого же опирался Андрей Юрьевич в этой борьбе? Прежде всего, на города, городские сословия. Подобные стремления проявили в это время и властелины некоторых других русских земель, например Роман, а потом Даниил Галицкие. Свою резиденцию он перенес в молодой город Владимир; близ города в селе Боголюбове он построил великолепный белокаменный дворец, отчего и получил прозвище «Боголюбского». С этого времени и можно называть Северо-Восточную Русь Владимиро-Суздальским княжеством, по имени ее главных городов.

В 1169 г. вместе со своими союзниками Андрей Боголюбский взял штурмом Киев, выгнал оттуда своего двоюродного племянни­ка Мстислава Изяславича и отдал город на разграбление. Уже этим он показал все свое небрежение по отношению к прежней русской столице. Андрей не оставил город за собой, а отдал его одному из своих братьев, а сам вернулся во Владимир. Позднее Андрей предпринял еще один поход на Киев, но неудачно. Воевал он, как и Юрий Долгорукий, с Волжской Булгарией.

Действия Андрея Боголюбского вызывали все большее раздра­жение среди ростово-суздальского боярства. Их чаша терпения оказалась переполненной, когда по приказу князя был казнен один из родственников его жены, видный боярин Степан Кучка, чьи владения находились в районе Москвы, эта местность тогда носила название Кучково. Захватив владения казненного боярина, Андрей приказал построить здесь укрепленный замок. Так в Москве появилась первая крепость. В результате сговора знати и представителей ближайшего окружения князя возник заговор, и в 1174 г. Андрей Юрьевич был убит в своей резиденции Боголюбове (близ Владимира).

Гибель Андрея Боголюбского не остановила процесса централизации Владимиро-Суздальской Руси. Когда боярство Ростова и Суздаля попыталось посадить на престол племянников Андрея и управлять за их спиной княжеством, поднялись «меньшие люди» Владимира, Суздаля, Переяславля, других городов и при­гласили на владимиро-суздальский престол Михаила — брата Андрея Боголюбского. Его конечная победа в нелегкой междо­усобной борьбе с племянниками означала победу городов и поражение бояр.

Когда в 1177 г. после тяжелой болезни Михаил умер, его дело взял в свои руки вновь поддержанный городами третий сын Юрия Долгорукого Всеволод Юрьевич.

В 1177 г. он, разгромив своих противников в открытом бою близ города Юрьева, овладел владимиро-суздальским престолом. Мятежные бояре были схвачены и заточены в тюрьму, их владения конфискованы. Поддержавшая противников князя Рязань была захвачена, а рязанский князь попал в плен. Всеволод получил прозвище «Большое Гнездо», так как имел восемь сыновей и восемь внуков, не считая потомства женского пола. В своей борьбе с боярством Всеволод Большое Гнездо опирался не только на города, но и на мужающее с каждым годом дворянство, которое выступает в источниках под именем «отроков», «мечников», «вирников», «гридей», «меньшей дружины» и служило князю за землю, доходы, другие милости. Эта категория населения существовала и прежде, но теперь она становится все более многочисленной и влиятельной. С увеличением значения великокня­жеской власти в некогда заштатном княжестве их роль и влияние также вырастали год от года. Они по существу несли всю основную государственную службу: в войске, судопроизводстве, посольских делах, сборе податей и налогов, расправе, дворцовых делах, управлении княжеским хозяйством.

Укрепив свои позиции внутри княжества, Всеволод стал оказывать все большее влияние на дела Руси: вмешивался в дела Новгорода, овладел землями на Киевщине, подчинил полностью своему влиянию Рязанское княжество. Он успешно противобор­ствовал Волжской Булгарии. Его поход на Волгу в 1183 г. закон­чился блестящей победой. Тяжело заболев в 1212 г., Всеволод Большое Гнездо собрал своих сыновей и завещал престол старшему сыну Константину, сидевшему в то время в Ростове в качестве наместника отца. Но Константин, уже крепко связавший свою судьбу с ростовским боярством, попросил отца так и оставить его в этом городе, а сам престол перенести туда из Владимира. Это могло нарушить всю политическую ситуацию в княжестве. Больной Всеволод пришел в ярость. При поддержке своих соратников и церкви он передал престол второму по старшинству сыну Юрию и наказал ему оставаться во Владимире и отсюда управлять всей Северо-Восточной Русью.

Вскоре Всеволод умер в возрасте 64 лет, «просидев» на великокняжеском престоле 37 лет. Его преемнику Юрию не сразу удалось взять верх над старшим братом. Последовала новая междоусобица, продлившаяся 6 лет, и только в 1218 г., после смерти Константина, Юрий Всеволодович сумел овладеть престо­лом. Тем самым была окончательно нарушена старая официальная традиция наследования власти по старшинству, отныне воля великого князя — «единодержавца» стала сильней, чем былая «старина». Северо-Восточная Русь сделала еще один шаг к централизации власти. В борьбе за власть Юрий, однако, вынужден был заключить компромиссы со своими братьями. Владимиро-Суздальская Русь распалась на ряд уделов, где сидели дети Всеволода. Но процесс централизации был уже необратим. Татаро-монгольское нашествие нарушило это естественное развитие политической жизни на Руси и отбросило его назад.

Галицко-Волынское княжество сформировалось на основе земель бывшего Владимиро-Волынского княжества, которое располагалось на западных и юго-западных границах Руси. В XI — XII вв. во Владимире-Волынском правили второстепенные князья, направляемые сюда великими киевскими князьями.

Галицко-Волынская земля располагалась в местах, исключи­тельно благоприятных для хозяйства, торговли, политических контактов с окружающим миром. Ее границы подходили с одной стороны к предгорьям Карпат и упирались в течение Дуная. Отсюда было рукой подать до Венгрии, Болгарии, до торгового пути по Дунаю в центр Европы, до Балканских стран и Византии. С севера, северо-востока и востока эти земли обнимали владения Киевского княжества, которое ограждало его от натиска могучих ростово-суздальских князей.

В здешних местах за время существования единого государства Руси выросли и расцвели многие крупные города. Это Владимир-Волынский, названный так по имени Владимира I. Он был долгие годы резиденцией великокняжеских наместников. Здесь же располагался выросший на солеторговле Галич, где в середине XII в. сформировалось мощное и независимое боярство, активные городские слои. Заметно выросли центры местных удельных княжеств, где «сидели» потомки Ростислава — сына рано умерше­го старшего сына Ярослава Мудрого Владимира. Ростиславу Владимировичу дали в пожизненное владение малозначительный Владимир-Волынский. Во второй половине XII в. наиболее примечательными фигурами на политическом горизонте Галицко-Волынской Руси были потомки Ростислава и Мономаха. Назовем здесь пятерых князей: галицких князей — внука Ростислава Владимира Володаревича, его сына, знаменитого по «Слову о полку Игореве» Ярослава Осмомысла, двоюродного брата Ярослава — Ивана Берладника, а также волынских князей потомков Мономаха — его праправнука Романа Мстиславича волынского и его сына Даниила.

В середине XII в. в Галицком княжестве, которое к этому времени стало самостоятельным и отделилось от Волыни, началась первая большая княжеская смута, за которой просматривались интересы как боярских группировок, так и городских слоев. Горожане Галича, воспользовавшись отъездом своего князя Владимира Володаревича на охоту, пригласили в город в 1144 г. на княжение его племянника из младшей ветви тех же Ростиславичей, Ивана Ростиславича, который княжил в небольшом городке Звенигороде. Судя по позднейшим делам этого князя, он показал себя правителем, близким к широким городским слоям, и его приглашение вместо взбалмошного и драчливого Владимира Володаревича было вполне закономерным. Владимир осадил Галич, но горожане встали горой за своего избранника, и лишь неравенство сил и отсутствие у горожан военного опыта склонило чашу в пользу галицкого князя. Иван бежал на Дунай, где обосновался в области Берлади, отчего и получил прозвище Берладника. Владимир занял Галич и жестоко расправился с мятежными горожанами.

После долгих скитаний Иван Берладник еще раз попытался вернуться в Галич. Летопись сообщает, что смерды открыто переходили на его сторону, но он столкнулся с сильной княжеской оппозицией. К этому времени его противник Владимир Володаревич уже умер, но галицкий престол перешел к его сыну — энергичному, умному и воинственному Ярославу Осмомыслу, женатому на дочери Юрия Долгорукого Ольге. При Ярославе Галицкое княжество достигло наивысшего расцвета, славилось своим богатством, развитыми международны­ми связями, особенно с Венгрией, Польшей, Византией. Правда, далось это Ярославу Осмомыслу нелегко, и автор «Слова о полку Игореве», рассказывая о его успехах и мощи, опускает те политические трудности, которые пришлось испытать этому князю в борьбе с боярскими кланами. Сначала он боролся с Иваном Берладником. Позднее против него поднял мятеж его сын Владимир, который вместе со своей матерью — дочерью Юрия Долгорукого и видными галицкими боярами бежал в Польшу. За этим мятежом ясно читается противоборство своевольного галицкого боярства политике Ярослава Осмомысла, стремившего­ся к централизации власти с опорой на «младшую дружину» и горожан, натерпевшихся от своеволия бояр.

Если Галицкое княжество прочно находилось в руках Ростиславичей, то в Волынском княжестве прочно сидели потомки Мономаха. Здесь правил внук Мономаха Изяслав Мстиславич. К концу XII в. и в этом княжестве, как и в других крупных княжествах-государствах, стало просматриваться стремление к объединению, к централизации власти. Особенно ярко эта линия проявилась при князе Романе Мстиславиче. Опираясь на горожан, на мелких землевладельцев, он противостоял своеволию боярских кланов, властной рукой подчинял себе удельных князей. При нем Волынское княжество превратилось в сильное и относительно единое государство. Теперь Роман Мстиславич стал претендовать на всю Западную Русь. Он воспользовался раздорами среди правителей Галича после смерти Ярослава Осмомысла и попы­тался воссоединить Галицкое и Волынское княжества под своей властью. Вначале ему это удалось, но в междоусобную борьбу включился венгерский король, который сумел захватить Галич и изгнал оттуда Романа. Его соперник, сын Осмомысла Владимир, был схвачен, выслан в Венгрию и там заточен в башне. И лишь после его смерти в 1199 г. Роман Мстиславич вновь объединил и теперь уже надолго Волынь и Галич. В дальнейшем он стал и великим князем киевским, превратившись в обладателя огромной территории, равной Германской империи.

Роман, как и Ярослав Осмомысл, продолжал политику централизации власти, подавлял боярский сепаратизм, содейство­вал развитию городов. Подобные же стремления были видны в политике зарождающейся централизованной власти во Франции, Англии, других странах Европы. Правители крупных русских княжеств в этом смысле шли тем же путем, что и другие страны, опираясь на растущие города и мелких землевладельцев, зависимых от них. Именно этот слой стал и в Европе, и позднее на Руси основой дворянства — опоры центральной власти. Но если в Европе этот процесс шел естественным путем, то на Руси он был прерван в самом начале опустошительным татаро-монгольским нашествием.

Новгородская боярская республиказанимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала.

Новгородская земля находилась далеко от кочевников и не испыта­ла ужаса их набегов. Богатство Новгородской земли заключалось в на­личии громадного земельного фонда, попавшего в руки местного бояр­ства, выросшего из местной родоплеменной знати. Своего хлеба в Нов­городе не хватало, но промысловые занятия — охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество — получили значитель­ное развитие и давали боярству немалые доходы. Возвышению Новго­рода способствовало исключительно выгодное географическое положе­ние: город находился на перекрестке торговых путей, связывавших За­падную Европу с Русью, а через нее — с Востоком и Византией. У причалов реки Волхов в Новгороде стояли десятки кораблей.

Как правило, Новгородом владел тот из князей, кто держал киев­ский престол. Это позволяло старшему среди Рюриковичей князю контролировать великий путь «из варяг в греки» и доминировать на Руси. Используя недовольство новгородцев (восстание 1136 г.), бояр­ство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело окон­чательно победить князя в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой. Высшим органом республики было вече, на котором избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и т. д. Наряду с общего­родским вечем существовали «кончанские» (город делился на пять районов — концов, а вся Новгородская земля — на пять облас­тей— пятин) и «уличанские» (объединявшие жителей улиц) вечевые сходы. Фактическими хозяевами на вече были 300 «золотых поя­сов»— крупнейшие бояре Новгорода.

Жителям Новгородской земли удалось отбить натиск крестонос­ной агрессии в 40-х годах XIII в. Не смогли захватить город и монголо-татары, но тяжелая дань и зависимость от Золотой Орды сказа­лись на дальнейшем развитии этого региона.

Огромное воздействие на судьбу Руси, как и многих других стран Европы и Азии, оказало образование в начале XIII в. в степях Центральной Азии сильного Монгольского государства. Монгольские племена в XII-XIII вв. занимали территорию современной Монголии и Бурятии. В начале XIII в. произошло их объединение под властью одного из ханов - Темучина.

В 1206 г. на курултае (съезде племен) он был провозглашен Великим ханом под именем Чингисхана. В 1213 г. начались завоевательные походы монголов. За 20 лет они завоевали Северный Китай, Корею, Среднюю Азию, Закавказье. В причерноморских степях монголы столкнулись с половцами. Половецкий хан Котян обратился за помощью к Киевскому, Черниговскому и Галицкому князьям. В 1223 г. на реке Калке произошла битва, ставшая первым столкновением русских с монголами. Объединенные силы русских и половцев были разгромлены. Главная причина поражения заключалась в слабости русских полков, разъединенных княжескими усобицами. Из похода вернулась лишь десятая часть русского войска. Несмотря на успех, монголы повернули назад в степь.

В 1235 г. монгольские ханы принимают решение о походе на запад. Возглавил набег внук Чингисхана Бату (Батый). Новейшие исследования определяют численность монгольского войска в 65 тыс. воинов. В исторической науке продолжает оставаться открытым вопрос о том, кто все-таки напал на Русь: монголы, татары или монголо-татары. По русским летописям - татары. В 1236 г. монголы овладели Волжской Булгарией и подчинили своей власти кочевые народы степи. В 1237 г. хан Батый вторгся в русские земли. Первым русским городом, подвергшимся разорению, стала Рязань. После шестидневной осады она была взята. В январе 1238 г. монголы вторглись во Владимиро-Суздальскую землю. Батый на четвертый день осады взял Владимир. Это же постигло многие города Северо-Восточной Руси. Великий князь Юрий Всеволодович еще до появления неприятеля под стенами Владимира отправился собирать войско, но на реке Сить 4 марта 1238 г. русские дружины были разбиты, а князь Юрий погиб. Монголы двинулись на Северо-Запад Руси и не дошли всего 100 км до Новгорода. Весна заставила Батыя отступить в степь. Но и по пути домой монголы разоряли русские земли.

В 1239-1240 гг. Батый обрушился на южную Русь. В 1240 г. он осадил Киев, захватил и разрушил его. В 1240-1242 гг. монголы вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию. Встретив упорное сопротивление и ослабленный предыдущими походами, Батый отступил на восток. В 1242 году монголы в низовьях Волги образовали новое государство - Золотую Орду (Улус Джучи), формально бывшее частью Монгольской империи. Оно включало в себя земли волжских булгар, половцев, Крым, Западную Сибирь, Приуралье, Среднюю Азию. Столицей стал город Сарай Бату.

Русский народ вел самоотверженную борьбу, но разобщенность и несогласованность действий сделали ее безуспешной. Поражение привело к установлению на Руси монголо-татарского ига. Термин «иго» впервые употребил Н.М. Карамзин. В исторической литературе есть две точки зрения на монгольское иго. Традиционная рассматривает его как бедствие для русских земель. Другая - трактует нашествие Батыя как рядовой набег кочевников. Согласно традиционной точке зрения иго - достаточно гибкая система властвования, которая изменялась в зависимости от политической ситуации (сначала - кровавое завоевание и набеги, затем - экономическое угнетение и политическая зависимость). Иго включало комплекс мер. В 1257-1259 гг. монголы провели перепись русского населения для исчисления дани (подворное обложение, так называемый «ордынский выход»). В русские земли назначались наместники - баскаки с сильными военными отрядами. Их задачей было удержание населения в повиновении, контроль за сбором и доставкой дани на Волгу. Сторонники традиционной точки зрения крайне негативно оценивают воздействие ига на различные стороны жизни Руси. Происходило массовое перемещение населения на запад и северо-запад, а вместе с ним и земледельческой культуры на территории с менее благоприятным климатом. Резко снизилась политическая и социальная роль городов. Усиливалась власть князя по отношению к населению.

Иная точка зрения на монгольское иго принадлежит «евроазийцам» и Л.Н. Гумилеву. Он рассматривал вторжение монголов не как завоевание, а как «великий кавалерийский рейд» (Гумилев). Разрушались только те города, которые стояли на пути орды; гарнизонов монголы не оставляли; постоянной власти не установили; с окончанием похода Батый ушел на Волгу. Целью этого набега было не завоевание Руси, а война с половцами. Так как половцы удерживали линию между Доном и Волгой, то монголы применили тактический прием обхода и совершили «кавалерийский рейд» через Рязанское, Владимирское княжества. Факты говорят о том, что Батыево нашествие нанесло огромный ущерб (из 74 городов Древней Руси были разрушены 49). Но влияние монгольского погрома на исторические судьбы русского народа не следует и преувеличивать. Почти половина территории Руси, включая Новгородскую землю, Полоцкое, Турово-Пинское и отчасти Смоленское княжества, избежали разгрома. Полагают, что монгольское нашествие положило начало отставанию Руси от стран Запада или усилило этот процесс.

В первой половине XIII века над Русью нависла грозная опасность с запада. Немецкие рыцари-крестоносцы (в 1237 г. рыцари двух орденов, Тевтонского и Меченосцев, создали новый Ливонский орден) начали осуществлять насильственную колонизацию и католицизацию прибалтийских племен. Шведы не оставили давних притязаний на новгородские земли (Приневье и Приладожье). В июле 1240 г. шведский десант во главе с полководцем Биргером высадился на невском берегу (в районе Усть-Ижоры). Новгородский князь Александр Ярославович атаковал шведский лагерь и разгромил противника. За эту победу он получил почетное прозвище «Невский». К 1242 г. немецкие рыцари, захватив города Изборск, Ям и Копорье, угрожали Новгороду. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера состоялась битва, вошедшая в историю, как «Ледовое побоище». Победа была достигнута благодаря мужеству русских воинов, а также полководческому искусству князя Александра Невского. Агрессия на Русь была сорвана, военная мощь Ливонского ордена существенно ослаблена.

Весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты — одни для Поднепровья, другие — для Северо-Восточной Руси и т. д.

В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских словен, вятичей, других восточнославянских племен, так и влия­ние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производ­ственными навыками, торговала, воевала, мирилась,— угрофинов, балтов, иранских племен, других славянских народов.

В пору своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т. е. нахо­дящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

Одновременно Русь не просто копировала эти чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлени­ем в абсолютно русском стиле.

Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием христианства положение Руси резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит, и представления о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако хрис­тианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек, не преодолело народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на Северо-Востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельства о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. во время раскопок под Смоленском нашли глиняный сосуд, относящийся к началу X века, на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и «Житие» византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е гг. IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.

Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X в., также имели копии на славянском языке. К этому времени относится существование толмачей-переводчиков и писцов, которые записывали речи послов на пергамент.

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеско-боярской, купеческой среде, в монастырях, церквях, где зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащая легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», которое представляло собой перевод византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.

Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде опреде­лили развитие древнерусской литературы. Эта литература развива­лась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, свои размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом.

Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Илларион. В начале 40-х гг. XI в. он создал свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории. Это «Слово» посвящено обоснованию государственно-идеологической концеп­ции Руси, полноправному месту Руси среди других народов и государств, роли великокняжеской власти, ее значении для русских земель. «Слово» объясняло смысл крещения Руси, выявляло роль русской церкви в истории страны. Уже одно это перечисление указывает на масштабность сочинения Иллариона. Во второй половине XI в. появляются и другие яркие литературно-публицистические произведения: «Память и похвала Владимира» монаха Иакова, в котором идеи Иллариона получают дальнейшее развитие и применяются к исторической фигуре Владимира.

Культура Руси воплощалась в ее архитектуре. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитекту­ра восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами.

И, конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор — песни, сказания, былины, пословицы, пого­ворки, афоризмы, сказки. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали», (конечно, с их согласия), в более поздних — когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.