Теоретические взгляды о конституции РФ. Первые конституционные проекты.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Y. Текст лекции

IY. Учебно-материальное обеспечение

1.Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника, интерактивная доска

 

Актуальность данной темы заключается в том, данная тема является одной из двух тем (тема №3) посвященной истории конституциализма в России, а без истории, как известно, нет современности. Изучив данную тему, получив соответствующие знания курсантам легче будет приступить к изучению действующей конституции РФ

. Имеется взаимосвязь данной темы с дисциплиной: ИОГП №17

 

 

Переходим к рассмотрению учебных вопросов

 

 

Первый конституционный акт в России - Основные государственные законы Российской Империи - по сравнению с другими европейскими странами был принят довольно поздно - в начале ХХ в.. Объясняется это многими причинами: сильными традициями абсолютной монархии - самодержавия, неразвитостью гражданского общества, слабым экономическим развитием и т.д. Парадоксальным также является тот факт, что еще в первой половине XIX в. конституции были дарованы Александром I подвластным Польше и Финляндии, а сама метрополия конституции не имела.

Однако история конституционализма в России началась значительно раньше. Под конституционализмом следует понимать теоретические взгляды о конституции как об основном законе государства, о представительных (парламентских) учреждениях, о правах и свободах человека и гражданина, общественное мнение о конституции, ее желательности или нежелательности, конституционные проекты, разрабатываемые государственными органами либо политическими партиями и группировками, учеными.

Первый государственный конституционный проект в России связан с правлением Александра I. В 1820 г. при участии видных государственных и общественных деятелей Н. Н. Новисильцева, князя П. А. Вяземского, французского юриста А. Дешана была разработана "Государственная уставная грамота Российской Империи". В ее основу была положена Конституция Польши 1815 г. и заимствования из французских конституций - Конституции VIII года Республики, Хартии 1814 г., конституций германских государств Баварии и Вюртемберга, идеи русских ученых Н. М. Карамзина, М. М. Сперанского.

В этом конституционном проекте предлагалось создание парламента - Государственного сейма, состоящего из двух палат - Сената (верхней палаты) и Посольской палаты (нижней палаты). Провозглашалось отделение судебной власти от административной. Устанавливались права поданных и их равноправие.

По этому проекту Россия должна была быть разделена на большие области, именуемые наместничествами. В каждое наместничество включалось несколько губерний. В наместничествах предусматривалось создание законодательных сеймов и "правительных" советов[1]. О том, что в намерения Александра I входило превращение России в федеративное государство, неоднократно писалось в дореволюционной литературе[1]. Содержание данного проекта долгое время держалось в секрете и стало достоянием гласности только в 1831 году, когда в руках польских повстанцев оказался архив наместника Польши[1].

Возможно, данный проект мог бы стать конституцией федеративного государства. Однако, по всей видимости, серьезным препятствием этому послужила ожесточенная борьба поляков за свою независимость. Поляки, несмотря на предоставленную им автономию, проявили огромное тяготение к полной и безусловной государственной независимости. Оно вылилось в ряд крупных и весьма жестоких восстаний со стороны поляков. Такими же жестокими мерами эти восстания подавлялись и Россией. Возник один из острейших в российской национальной политике польский вопрос. Надеждам на федерализацию России сбыться не удалось. После подавления польского восстания 1830-1831 годов автономия Польши была сильно урезана и постепенно сведена к нулю.

Согласно другим точкам зрения конституционный проект 1820 г. не был претворен в жизнь в связи со смертью Александра I в 1825 г.[1]

Известны в истории России конституционные проекты декабристов, особенно П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Конституционный проект П. И. Пестеля назывался "Русской правдой" и предполагал республиканскую форму правления. Конституция Н. М. Муравьева была менее радикальной и предусматривала конституционную монархию в России.

«Русская Правда» является наиболее радикальной по своим основным положениям. Помимо всего прочего это единственный проект, который стал программой общества декабристов. В тоже время следует отметить, что, как уже говорилось выше, «Русская Правда» не является результатом единоличной работы П. И. Пестеля. Она не только неоднократно обсуждалась на заседаниях и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом привлекались отдельные его члены. Юшневский признавался на следствии, что он кое-где «переправлял слог», но, очевидно, речь шла не только о стиле в узком смысле слов, а и о работе над содержанием; вносили свои поправки и другие декабристы; отдельную главу было поручено писать Сергею Муравьёву-Апостолу. Также стоит заметить, что «Русскую Правду» нельзя в полной мере назвать конституцией, основным законом, так как по своей форме и содержанию она в полной мере таковой не является скорее это конституционно-правовое сочинение. Да и в самом тексте документа содержится прямое указание на цель: она выступает в качестве наказа Временному правительству, а также является манифестом русскому народу. «Русская Правда» сохранилась в виде единственного списка, сделанного рукой самого Пестеля и содержащегося в томе №10 Следственного дела декабристов. По проекту она включала в себя десять глав, но в итоге было написано всего

пять. Поэтому представление о многих важных вопросах, например о верховной власти, приходится получать из «Конституции. Государственного Завета» - краткого изложения основ «Русской Правды» для Общества Соединённых Славян, записанного рукой Бестужева-Рюмина под диктовку Пестеля и основанного на первой редакции (вопрос о редакциях освещён ниже), - а также из мемуаров и показаний декабристов, где важное место занимают воспоминания о Киевском съезде 1823 года. Важнейшим моментом в процессе разбора «Русской Правды» является выделение в дошедшем до нас списке двух редакций. В показаниях Следственному комитету Пестель определил две части своего проекта как 1«черновик» и «беловик», что создаёт иллюзию единого по содержанию документа, отличающегося лишь внешней обработкой материала. Но после ознакомления с текстом можно говорить о том, что «черновик» и «беловик» отличаются не столько формулировками и незначительными изменениями, сколько рядом важных моментов, присутствующих в одной части, но отсутствующих либо значительно изменённых в другой. Следовательно, можно говорить о двух редакциях «Русской Правды»: 1-й является «черновик» (вторая часть 3-й, 4-я и 5-я главы), а 2-й - «беловик» (1-я, 2-я и часть 3-й главы). В пользу такого разделения говорят ошибки в нумерации, логическом построении текста на стыке между двумя предполагаемыми редакциями, повторы, что многие исследователи списывали на недоработку проекта. Первые главы первой редакции не присутствуют в делах Следственного комитета и, скорее всего, были уничтожены Пестелем после создания «беловика». По времени написания первая редакция должна быть отнесена к периоду 1822-23 годов, а вторая к 1824, когда Пестель дал окончательное название своему произведению «Русская Правда». 1825 год выпадает из работы над проектом: в это время, по словам самого автора, он лишь немного подправлял текст, ничего коренным образом не меняя. Таким образом, для воссоздания реальной картины содержания «Русской правды» нам приходится пользоваться широким кругом источников: от самой рукописи до воспоминаний декабристов.

Конституция Муравьёва играла важную роль в жизни общества и активно обсуждалась его членами: сохранились письменные замечания Торсона, поправки на полях рукописей документа, свои мнения и предложения высказывали Рылеев, Трубецкой, другие декабристы. До настоящего момента дошли в письменном виде три варианта Конституции: 1) текст, переписанный С. Трубецким и взятый при обыске в бумагах последнего (в литературе о декабристах данный вариант принято называть «первым»); 2) текст, сохранённый в портфеле И. И. Пущина, вероятно, переписанный рукой К. Ф. Рылеева («второй» или «пущинский» вариант»); 3) текст, написанный рукой самого Никиты Муравьёва после ареста в Петропавловской крепости («третий» и единственный имеющийся список, выполненный рукой самого автора). Последний вариант значительно отличается от двух первых как по оформлению, так и по содержанию: по вполне понятным причинам из него была изъята военная реформа, а вопрос о монархе трактовался более благожелательно для царской власти; его также трудно назвать конституцией. Стоит отметить, что многие исследователи не считали вышеприведённый список исчерпывающим и писали о существовании других, неизвестных редакций. Что же касается дошедших до нас рукописей, то их можно датировать следующим образом: первый вариант, по собственному признанию автора, был начат во время пребывания на военных сборах в Минске осенью 1821-го, а закончен, по всей видимости, в середине конце 1823 года; срок написания второго ограничивается концом 1824 года, если говорить более точно, то его можно приурочить к осени 1824 года (к этому времени должен был обнаружить своё влияние тот комплекс жизненных впечатлений, который завершился петербургскими спорами и расхождениями с Пестелем; к тому же имела место необходимость написания нового варианта Конституции, который мог стать составной частью программы объединённого общества, в связи с планом, выдвинутым на тех же петербургских совещаниях); в свою очередь третий в начале 1826 г. в Петропавловской крепости, по просьбе Следственного комитета. Таким образом, основой для сравнения в моей работе будет выступать вторая редакция, как логическое продолжение первой, а также те положения последнего варианта, которые либо отсутствуют, либо значительно изменены в сравнении с предыдущими.

Сравнение конституционных проектов 2.1. Структура

Структурная организация «Русской Правды» и Конституции похожа, особняком же здесь стоит Манифест. «Русская Правда» составлена из вводной части, глав, разбитых на параграфы, которые, уже в свою очередь, могут делиться на пункты. Деление на главы представлено как в самом тексте проекта, так и более подробно в показании Пестеля на следствии: «Первая глава рассуждала о границах государства и о разделении земельного оного пространства на области, областей на округи или губернии, округов на уезды, уездов на волости, и определяла значение и состав Волостей. Вторая глава рассуждала о жителях России, разделяла оные на Коренной народ Русский и на племена подвластные и присоединённые и, указывая на средства, коими можно слить все сии различные оттенки в один общий состав таким образом, чтобы все жители России через некоторое время составляли истинно только один народ. Глава третья рассуждала о всех различных сословиях, в государстве обретающихся, указывая на права, преимущества каждого из оных и представляя меры и действия, которые бы надлежало с каждым из оных предпринять, дабы слить все сословия в одно общее сословие Гражданское. Глава четвёртая рассуждала о политическом или общественном состоянии народа, о правах гражданства, о равенстве всех перед Законом и об образе, коим устроивался представительный порядок в избирательных собраниях. Глава пятая рассуждала о гражданском или частном состоянии народа, то есть о главнейших правилах и постановлениях так называемого гражданского частного права в отношении лиц, имуществ и взаимных между граждан сношений. Глава шестая долженствовала рассуждать о верховной власти и быть написана вдвойне: одна в монархическом, а другая в республиканском смысле. Любую можно было бы избрать и в общее сочинение включить. Глава седьмая долженствовала рассуждать об образовании правительственных мест и начальств в волостях, уездах, округах и областях, а равно и представить общее учреждение министерств, доказывая, что оных должно быть десять, не более, не менее. Глава осьмая долженствовала рассуждать о частях правления, устроивающих государственную безопасность, как внешнюю, так и внутреннюю; то есть об Юстиции, полиции, внешних сношениях, военных силах и морских силах; говоря при том особенно о каждой из главных отраслей каждой из сих частей правления. Глава девятая долженствовала рассуждать о частях правления, заведывающих общественным благосостоянием, то есть о Финансах, народном хозяйстве или внутренних делах, просвещении и учебной системе, духовных делах и общем делосводе; говоря подобным же образом особенно о каждой из главных отраслей каждой из сих частей правления. Глава десятая, наконец, долженствовала содержать род наказа для составления общего государственного Свода Законов или Уложения и представить главнейшие правила или так сказать оглавление (Sommaire) сего полного и общего Государственного Уложения». Общее числа параграфов в «Русской Правде» следующее: во вторую редакцию входят 13 параграфов вводной части, 11 параграфов 1-й главы, 16 параграфов 2-й и 12 параграфов 3-й, включая недописанный 12-й параграф о казённых крестьянах (всего 52 параграфа); в первую 6 параграфов 3-й главы, 17 параграфов 4-й и 24 параграфа 5-й (всего 47 параграфов). Организация двух первых редакций Конституции от «Русской Правды» отличается лишь тем, что главы состоят не из параграфов, а из статей, и во второй редакции отсутствует вводная часть. Всего в документе 13 глав: 1 «О народе русском и правлении» (2 статьи), 2 «О Гражданах» (7 статей), 3 «О состоянии, личных правах и обязанностях Русских» (33 статьи), 4 «О России» (1 статья), 5 «О внутреннем устройстве волостном и уездном или поветовом» (15 статей), 6 «О Народном Вече» (1 статья), 7 «О Палате представителей, о числе и выборе представителей» (13 статей), 8 «О Думе Верховной» (5 статей), 9 «О Власти, преимуществах Народного Веча и составлении законов» (23 статьи), 10 «О верховной исполнительной власти» (14 статей), 11 - «О внутренних Властях и о правительствах Держав» (1 статья), 12 «О правительствующей Власти Держав» (4 статьи), 13 «О исполнительной власти Держав» (15 статей). Вторая редакция Конституции в общей сложности содержит 134 статьи. Тюремный вариант имеет особую структуру: он состоит из 15 озаглавленных параграфов, разбитых по тематическому признаку и кратко описывающих положения Конституции. Манифест имеет следующую организацию. Его можно условно подразделить на четыре части: вводную («Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние твоё!»), декларацию основных положения (15 пунктов), учреждение Временного правления, состоящее из одного небольшого абзаца, и наказ ему (7 пунктов). Такая структура определяется, прежде всего, характером документа, в котором надо было в максимально простой, краткой и доходчивой форме донести до читателя или слушателя основные положения.

Заметный след в российском конституционализме оставил проект М. Т. Лорис-Меликова, который вошел в историю как "конституция Лорис-Меликова". Его проект, предусматривающий создание представительных учреждений рассматривался в 1881 г. и был одобрен Александром II. Однако проект не был реализован в связи с убийством Александра II 1 марта 1881 г., а его преемником Александром III конституция Лорис-Меликова была отвергнута

Особенно много конституционных проектов было разработано в начале ХХ в. Среди них следует выделить проект конституции группы ученых-либералов в составе В. В. Водовозова, Н. Ф. Анненского, В. М. Гессена, Ф. Ф. Кокошкина, П. И. Новгородцева, С. А. Котляревского и других. Они предлагали установить форму правления в виде конституционной монархии с двухпалатным парламентом - Государственной Думой, правительством, назначаемым Императором, возглавляемым канцлером и ответственным перед Государственной Думой.

В апреле 1906 г. Императором Николаем II были утверждены Основные государственные законы, которым суждено было стать первой русской конституцией.

В советский период первой конституцией в России стала Конституция РСФСР 1918 г. С образованием Союза ССР в 1922 г. Россия стала одной из союзных советских республик и все ее последующие конституции принимались за союзными конституциями, дублировали большинство их положений и поэтому самостоятельного значения не имели. Всего в период существования СССР было принято три союзные и соответственно российские конституции: Конституция СССР 1924 г. (Конституция РСФСР 1925 г.), Конституция СССР 1936 г. (Конституция РСФСР 1937 г.) и Конституция СССР 1977 г. (Конституция РСФСР 1978 г.).

Конституция РСФСР 1978 г. в отличие от всех прежних конституций РСФСР приобрела самостоятельный характер с конца 80-х годов ХХ в., когда начались крупные политические и социально-экономические преобразования в стране, наметились тенденции распада СССР. После прекращения существования СССР в декабре 1991 г. Конституция РСФСР 1978 г. с многочисленными и принципиальными изменениями и дополнениями продолжала свое действие и в условиях нового государства - РФ. Она стала называться Конституцией РФ - России.

Несмотря на изменения принципиального характера Конституция 1978 г. имела массу недостатков, сохраняла много рудиментов советского прошлого и вскоре перестала отвечать новым политическим и социально-экономических реалиям. Встал вопрос о новой Конституции РФ, которая и была принята референдумом (всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г.

В следующих вопросах лекции мы рассмотрим Основные государственные законы Российской Империи, Конституцию РСФСР 1918 г, Конституцию СССР 1924 г., Конституцию СССР 1936 г., Конституцию СССР 1977 г. и Конституцию РСФСР 1978 г., ее последующие изменения и дополнения, процесс разработки и принятия Конституции РФ 1993 г., ее основные черты и структуру.