ТЕМА 14. СССР В СЕРЕДИНЕ 40-х – СЕРЕДИНЕ 80-х ГОДОВ 8 страница

Президент В. Путин посетил Индию, Иран, Пакистан, Японию, Северную и Южную Корею, Вьетнам, Кубу, Индонезию, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны. Так, в августе 2003 г. во время визита в Малайзию был заключен крупный контракт на поставку российских военных истребителей, что серьезно упрочило отношения двух стран. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в области добычи нефти, с Ираном – по сооружению атомной электростанции (несмотря на резкое недовольство США). Во время визита в 2006 г. на африканский континент были подписаны договоренности о планируемых поставках в ЮАР и Марокко российского топлива для АЭС и строительстве в Южной Африке нашими специалистами еще одной атомной электростанции. Уже ставшие традицией дружественные связи с Индией, в том числе в сфере военно-стратегического сотрудничества, получили новый импульс. Непросто развивались отношения России с Японией, для которой главным вопросом всех контактов с Россией была и остается проблема Курильских островов.

На равноправной основе развивались отношения России и стран СНГ. Периодически проводились встречи глав государств, на которых согласовывались многие экономические, политические, военные, миграционные и другие вопросы. В марте 2005 г. на заседании Совета министров иностранных дел СНГ в Минске обсуждался вопрос о необходимости придать новый импульс сотрудничеству стран, входящих в СНГ.

26 января 2000 г. исполняющий обязанности Президента России В. Путин и Президент Белоруссии А. Лукашенко обменялись ратификационными грамотами по Договору о создании союзного государства – Союза Белоруссии и России. Однако в реальных союзных отношениях двух стран за прошедший период мало что изменилось.

В октябре 2000 г. в Астане было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) для выработки единых подходов при интеграции в международную экономику, а также создания Таможенного союза Единого экономического пространства стран-участников. Основали данную организацию Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. С 2006 г. полноправным членом организации стал Узбекистан. Украина, Молдавия и Армения являются наблюдателями.

В сентябре 2003 г. в Москве Президенты Российской Федерации, Белоруссии, Украины и Казахстана подписали Заявление о создании единого экономического пространства. Руководители государств официально объявили, что идет процесс углубления интеграции в рамках СНГ по примеру объединенной Европы, хотя реально делались лишь робкие попытки произвести реинтеграцию наиболее развитых бывших союзных республик.

Конфликтные отношения со странами постсоветского пространства сложились у России с Грузией, а также с прибалтийскими государствами. После победы на президентских выборах в начале 2004 г. М. Саакашвили Грузия стала страной, которая полностью зависит от США и занимает антироссийскую позицию. В отношениях с прибалтийскими государствами важнейшим фактором явилось их вступление в НАТО. Руководители Эстонии, Латвии и Литвы выдвигали претензии к России за «оккупацию» их стран в период нахождения Прибалтики в составе Советского Союза. Президенты Эстонии и Литвы отказались приехать в Москву на празднование 60-летия Победы над фашистской Германией. В Прибалтике существует ограничение прав русскоязычного населения, в том числе из числа военных пенсионеров и участников Великой Отечественной войны. Постепенно руководство России заняло более твердую позицию в вопросе о защите прав русскоязычных граждан в других странах, в том числе и в прибалтийских.

Россия в начале XXI в. вновь обрела внешнеполитическую самостоятельность, она четко показала, что является серьезным партнером на международной арене, который открыто провозглашает свои национальные интересы и стремится их отстаивать последовательно, а где надо и жестко.

Одним из приоритетов в области внешней политики является поиск эффективной и прагматичной внешнеполитической стратегии, которая отвечала бы реальным возможностям России.

 

Литература

1. История России: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2004. - С. 543-588.

2. Вяземский Е.Е. История России с древнейших времен до наших дней / Е.Е. Вяземский, Л.В. Жукова, В.А. Шестаков.– М.: Махаон, 2005. – С. 381-426.

3. Громов А.А. Новейшая история России в вопросах и ответах: учебное пособие / А.А. Громов. – М.: Лига, 2006. – С.192-230.

4. Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России / В.В. Казарезов. – М.: Вече, 2002. – С . 451 – 478.

5. Кириллов В.В. История России: учебное пособие / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С.629-650.

6. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит-ра, 1993. – 64 с.

7. Пихоя Р.Г. Конституционно-политический кризис в России 1993 года / Р.Г. Пихоя // Отечественная история. – 2002. – № 4. – С. 64-78; № 5.–С.113-132.

8. Согрин В.В. Три превращения современной России / В.В. Согрин // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С.3-24.

8. Федцов В.Г. Новейшая история России (1985-2004 гг.): учебное пособие / В.Г. Федцов, А.В. Федцова, Ю.Ю. Новиков. – М.: Приор-издат, 2006. – 144 с.

10. Филлипов А.В. Новейшая история России, 1945-2006 гг.: кн. для учителя / А.В. Филиппов. М.: Просвещение, 2007. – С.365-485.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте структуру институтов российской государственности в 1992-1993 гг.

2. Что представляла из себя радикальная экономическая реформа, которую стало проводить российское правительство с 1 января 1992 г.?

3. В чем заключалось значение принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.? Проанализируйте ее основные положения.

4. Как складывались отношения со странами СНГ, как шло развитие содружества?

5. Охарактеризуйте подготовку и результаты выборов в Государственную Думу РФ в декабре 1995 г.

6. Охарактеризуйте политику В. Путина по укреплению российской государственности.

7. Как развивалась ситуация в Чечне?

8. С какими социально-экономическими проблемами столкнулось российское общество в начале XXI в.?

9. Каковы особенности развития политического процесса в России на современном этапе?

10. Назовите основные направления международной политики российского государства при В. Путине.