Одежда и костюм донских казачек.

Одежда донских дворян XIX века

Одежда и военная форма казаков в XIX веке

В течение XIX в. форма постепенно упрощалась. В конце века она была заменена новой, которая просуществовала до революции. Перед войной обмундирование казака состояло из следующих предметов: гимнастёрки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, папахи, башлыка, пояса.

Тёмно-синий, длинный мундир с разрезом для посадки на седле застёгивался на крючках левой полой наверх. На обшлагах его рукавов и стоячем воротнике была красная окантовка. Тёмно-синие шаровары с красным кантом заправлялись в сапоги. Летом с такими шароварами носили гимнастёрку из ткани защитного цвета со стоячим воротником и застёжкой на пуговицах. Удлинённая шинель из грубого сукна защитного цвета застёгивалась крючками левой полой наверх. На воротниках шинели – красные лацканы с серебрянными форменными пуговицами. Головные уборы – фуражки и папахи. Казачья донская фуражка с тёмно – синим верхом, красным околышем и чёрным козырьком носилась сдвинутой на правую сторону. Зимой носили серые папахи и башлыки.

 

В 1801 г. всем донским казакам была присвоена единая форма. Они носили куртки и чекмени, застёгивающиеся на крючках спереди, с красной выпушкой по обшлагам и воротнику. Вместо барашковой шапки на голову надевался кивер, на шаровары положено было пришивать широкие алые лампасы.

Донские дворяне, которые служили, носили военную форму. Офицеры шили султаны на шапках, шарфы, шпоры и перчатки.

С 1804 г. офицеры получили серебряное шитьё на воротники. В 1809 г. генералам Войска Донского дано было общегенеральское шитьё. В 1854 - 1855 гг. появляются офицерские галунные погоны.

Офицеры Атаманского полка носили голубые мундиры, а Лейб-гвардии казачьего полка - короткие до талии красные куртки со стоячими воротниками с серебряным фигурным шитьём по воротнику и обшлагам.

Украшало мундиры плетение из шнурков, обвитых золотой или серебряной канителью, крепившееся на правом плече в виде двух петель и двух концов с заострёнными металлическими наконечниками.

Изменения в военной форме донских казаков происходит только к началу Первой мировой войны. Казачьи мундиры уже ничем не отличаются от общеармейской формы русской армии.

Женщины долго сохраняли одежду тех мест, откуда они пришли. На Дону существовало несколько различных комплексов одежды с кубелеком, понёвой, сарафаном и сукманом.

На Нижнем и Среднем Дону наибольшее распространение в XVII - XVIII вв. получил комплекс женского костюма с кубелеком, в котором чувствовалось влияние Востока. В. Д. Сухоруков писал, что одежда жён казачьей старшины отличалась восточной пышностью.

Верхнее платье кубелек напоминало по форме и названию татарское платье камзол. Шилось из дорогих тканей, парчи, шёлка. Эти ткани казаки привозили из военных походов или закупали в Москве. Кубелек до пояса застёгивался серебряными, позолоченными пуговицами. Под низ одевалась рубаха, шитая из тонкого полотна, шёлка, ворот, рукава и подол которого выглядывали из-под кубелька. Ворот рубахи украшался золотым шитьём. Выше талии, поверх кубелька, надевался пояс - татаур, шитый из бархата. Богатые казачки носили кованые серебряные пояса. При выходе из дома поверх кубелька надевался каврак (кафтан), который также застёгивался на груди. Многие женщины на татарский манер носили шаровары.

Кубелечный костюм, частично изменяясь, сохранялся в течение всего XVIII в. Обувью служили мягкие сафьяновые сапожки, украшенные на подъёме вышивкой. Поверх сапожек надевали туфли из сафьяновой кожи на невысоком каблуке.

Головы, как и все женщины России, казачки должны были покрывать. Обязательное покрытие женской головы идёт с давних времён и связано с поверьем древних славян о том, что волосы женщины обладают магической силой.

Женский головной убор отражал и возрастные различия в положении женщин: чёткое разграничение женских и девичьих головных уборов. На Дону головные уборы у замужних и незамужних казачек были различны, и были русского происхождения: девушки носили челоуч - налобную повязку, косу украшали лентами. Женщины носили повойники - мягкую шапочку, поверх которых повязывался платок.

Традиционным зимним нарядом казачек считалась донская шуба. Она шилась из меха лисы, а сверху покрывалась парчой или бархатом. Её длина доходила до пят. Она была без застёжки, с удлинёнными рукавами. Вместе с шубой носили шали, а по праздникам шапки.

Как и все женщины, казачки любили украшения. Самыми характерными были чикилики, которые представляли из себя алую ленту, украшенную жемчугом, к которой прикреплялась сетка из крупного жемчуга. Жемчуг являлся любимым украшением как россиянок, так и казачек.

Богатые казачки носили серебряные и золотые браслеты - безилики. Серебряное кольцо на пальце левой руки девушки означало, что она на выданье, на правой - просватана. Если кольцо с бирюзой - жених служит. Золотое кольцо на правой руке - замужняя, на левой - разведённая. Два кольца на одном пальце левой руки - вдова.

Одежда с понёвой, сарафаном и сукманом бытовала в верховьях Дона. В основном это была русская одежда. Красную понёву (юбку) из трёх полотнищ домодельной ткани казачки носили с рубахой и рогатой кичкой.

В России понёву начинали носить только девушки, достигшие возраста замужества. На Дону юбки начинали носить девочки с 15 лет и то при условии, если старшая сестра была просватана. Ежели она была не замужем, то младшие сёстры должны были ходить в платьях, чтобы « не посадить» старшую сестру под корыто.

Одежда казаков–некрасовцев была русская. Крой в своей основе имел простейшие геометрические формы: это круг, квадрат и прямоугольник, что свидетельствует о древности кроя.

Одежда казачки, жившей в верховьях Дона в начале XVIII в., состояла из рубахи, балахона, завески, пояса и мутозиков. Рубашка, как мы говорили выше, является самой древней одеждой обитателей Восточной Европы. Подол, ворот и рукава украшались вышивкой, выделялись цветом.

Рубашка казачки–некрасовки состояла из двух частей. Верх рубахи, который был не виден, шился из простой ткани, а подол и рукава – из ярких шёлковых тканей. Подол состоял из двух прямоугольных полотнищ, по бокам которых вшивались клинья. Низ подола украшался красной каймой – построчкой. Рукава имели пройму. Поверх рубахи надевался балахон, представляющий верхнюю распашную одежду на подкладке, сшитый из яркой полосатой ткани. Рукава балахона, как и рубахи, тоже имели прямую пройму, которые сшивались при помощи треугольников, называвшихся ластовицами. Сверху на рукава нашивались разноцветные яркие шёлковые ленты – наставки. На груди балахон имел застёжку, количество пуговиц превышало количество петель. Сверху балахона надевалась завеска. В повседневном наряде она выполняла утилитарную роль, защищала одежду от загрязенения, а в праздничном костюме была дополнительным украшением. Крой её был прост. Шилась она из яркого прямоугольного полотнища, сосборенного под обшивку, украшенного каймой – построчкой. Завеска шилась без завязок. Дополнительным украшением к костюму был мутозик – пояс длиной 2,5 м, сшитый из разноцветных лоскутов.

В холодное время года казачки–некрасовки поверх балахона носили куфаенки или сарафаны. Куфаенки – это верхняя распашная, длиной до пояса, с короткими рукавами одежда, стёганная на шерсти. Сарафан имел такой же покрой, как и балахон, но впереди к нему пришивались две косые полки, и был он так же стёган на шерсти.

Головные уборы казачек – некрасовок демонстрировали их статус. Девочки и девушки – невесты с самого рождения носили связку, сложенную в несколько раз полоску ткани, украшенную бисером. Поверх связки надевали платок красно – жёлтой расцветки.

Женский головной убор некрасовки представлял собой более сложную композицию. Он включал каюк – наполненный шерстью валик из х\б ткани, поверх которого надевали шлычку – повязку особой формы, потом прилаживали связку, и завершал головной убор уруминский платок.

В середине XIX в. в комплекс женской одежды входил и сарафан. Он являлся символом русской национальной одежды. Сарафаны шили без спинки, с высоким нагрудником, множеством сборок сзади и украшали его цветными лентами. Такие сарафаны носили в верховьях Дона.

Кубелек, который носили казачки первого и второго Донских округов, прежде был в верховых станицах предметом роскоши и служил нарядом для женщин более зажиточных семейств. В XIX в. среди казачек получил распространение сукман – вид нераспашной одежды с узкими короткими рукавами. Сукман шился из шерсти синего или чёрного цветов. По прямому разрезу шеи он обшивался шёлковой лентой или тесьмой красного цвета. Под сукман надевали длинную домотканую рубаху, воротник, подол и рукава которой шились из красного ситца. Подпоясывался сукман плетёным поясом из красных ниток. Во второй половине 19 в. сукман носили женщины пожилого возраста.

Быстрый процесс экономического развития Дона в 80 – 90 гг. XIX в. сопровождался ростом численности неказачьего населения, ломал рамки казачьей замкнутости. Яркий красочный старинный женский костюм уходит из быта и преобладающим становится комплекс женской одежды с юбкой и кофтой.

В течение столетий одни женские уборы сменялись другими. И только платок во все времена оставался неизменной принадлежностью женского костюма. Платки в России появились только в XVI – XVII вв. Это большие шёлковые платки с разноцветными полосами. Их привозили с востока купцы. Наряду с парчёвыми повойниками, в описях имущества казаков встречаются и шёлковые платки – шали. Первоначально рисунок на платках был некрупным, многие шали имели восточный орнамент в подражание турецким. Но вначале XX в. цветение алых роз по чёрному, красному и белому полю становится всё более пышным.

С праздничными платьями носили покупную обувь – кожаные на пуговицах ботинки – гусарики, гетры на шнурках, полуботинки с узким носом – баретки. Рабочей обувью служили поршни – примитивные башмаки. Носили самодельные чирики – туфли на жёсткой подошве с широким каблуком и тупым носом.

Из тёплой одежды в ходу были традиционные донские шубы, покрытые чёрной блестящеё тканью (ластином) и отороченые мехом выдры, некоторые носили овчинные шубы, плюшевые пальто.