Этногенез и его региональные (краевые) особенности.

Одной из центральных проблем изучения истории Юга России и его Азово-Донского подрегиона является процесс формирования картины разнообразного полиэтничного и многоконфессионального(религия,вероисповедание) культурного мира. В современной науке процесс образования народов называется этногенезом (этнос-народ, генезис-происхождение). В основе процессов этногенеза лежат, в первую очередь, происхождение антропологического типа, язык и религия, отчасти территория расселения и ландшафт, среда обитания и материальная, бытовая и духовная культура. На территории Подонья и Приазовья длительный исторический период проживали, в основном, народы индоевропейской языковой семьи, принадлежащие к иранской, славянской и германской языковым группам: скифы, сарматы, аланы, восточные славяне, русские, украинцы, армяне, греки, грузины, немцы, поляки и др. Они же, в основном, являются и носителями христианской, в большей степени православной культуры. Другой крупнейшей группой являются народы алтайской языковой семьи, тюркской и монгольской подсемьи: хазары, торки, булгары, печенеги, половцы (кыпчаки), монголы, татары, ногайцы, калмыки. В большинстве своём исповедовавшие ислам, кроме калмыков, которые остались приверженцами разновидности буддизма – ламаизма. Свой значимый след в истории и культуре Дона и Приазовья оставили и представители отдельных народов Кавказа, степного Предкавказья и Причерноморья: черкесы, адыги, шапсуги, чеченцы и ингуши, так же исповедовавшие ислам. Представители еврейской диаспоры в Приазовье представляли афро-азиатскую языковую семью и исповедовали иудаизм. Важнейшей специфической особенностью подрегиона, связанной с его географическим и геостратегическим положением, природоресурсным потенциалом, являлись процессы культурных заимствований(комплиментарности) в ходе постоянного соприкосновения различных цивилизаций, народов и культур. При массовых миграциях населения, в ходе войн и завоеваний, в древности и в средние века, весьма часто происходило смешение различных этнических групп, часто народы перемещались на новое место, или же объединялись в одну уже новую этническую общность, а иногда растворялись, ассимилировались среди других. Возникали метисные прослойки, отдельные устойчивые этносоциальные группы (донские армяне, греки, немцы) и даже уникальные полиэтничные сообщества - субэтносы, как, например, донское казачество. Поэтому проблемы изучения этногенеза относятся к числу одних из самых интересных, но и самых сложных, дискуссионных проблем исторической науки, культурологи, этнографии и социологии.