В учебном пособии предложена к изучению достаточно широкая подборка опубликованных источников, основной, обязательной и дополнительной литературы.

В основу реализации предлагаемой рабочей, учебно-методической программы курса положен модульный, проблемно-хронологический принцип изложения и освоения материала на лекционных занятиях и семинарах (практикумах).

Наровне и параллельно с казачьей проблематикой рассмотрены основные проблемы истории и культуры других народов и этносов( донских армян, греков, немцев и евреев и др), социальных групп не казачьего населения, показан их существенный вклад в прошлое и настоящее края и области.

При этом новация данного учебного пособия состоит в том, что здесь предпринята попытка в форме научно –популярных очерков объективно и пропорционально раскрыть полиэтничную, многоконфессиональную специфику всего населения Азово-Донского края и современной Ростовской области.

Важное, ключевое место в контексте данного курса занимают проблемы переосмысления 500-летней истории донского казачества, характеристики его государственно-правовых, социально-политических, военно-сословных и корпоративных черт, этнических, культурно-бытовых и хозяйственных традиций.

Важной составляющей его комплексного методического освоения являются: проведение коллоквиумов, «круглых столов» и дискуссий, применение анимационных технологий, ролевых и деловых игр, просмотр отрывков художественных и хроникально-документальных фильмов, прослушивание музыкальных композиций и песен, участие в факультативно-экскурсионных занятиях в музеях города и области, подготовка и защита рефератов, творческих (мультимедийных) презентационных проектов и заданий.

 

Все виды работы, по возможности, должны быть учтены и включены в имеющуюся в каждом современном учебном учреждении рейтинговую систему, использовании тестовой схемы контроля полученных учащимися и студентами знаний, необходимых для их более полной и объективной оценки.

 

 

Предвидя различные возможности преподавателей, студентов и учащихся к доступу, поиску, отбору и использованию данной литературы, автор-составитель счёл необходимым предложить обзорные научно-популярные очерки и подборку тематических учебных и научно-справочных материалов в виде элементов христоматии: отрывков из наиболее интересных, но редких научных, исторических и статистических изданий, учебников, монографий и статей, вышедших небольшим тиражом.

 

Это материалы из работ известных:

- дореволюционных историков и краеведов кон. XVIII - нач. XX века: В.Сухорукова, Д. Савельева, М.Харузина, С.Намикосова, Н.Краснова, В.Балуева, В.Богачёва, С.Сватикова, А.Грекова;

 

- исследований советских историков: В.Лунина, А.Пронштейна, В.Золотова, В.Бархударьяна, И.Хлыстова, В.Панченко, Е.Демешиной;

 

 

- современных исследователей: А.Агафонова, М.Астапенко, Г.Астапенко, А.Венкова,Ю. Гражданова, В.Королёва, А.Козлова, С.Кислицына, С.Казарова, Н.Миненкова, Н.Самариной, А.Скорика, М.Рыбловой, В.Трута,С.Черницына и других авторов.