Самостоятельная работа на занятии
Вопросы для самоподготовки
Становление рефлексов и развитие двигательных навыков в онтогенезе
Время: 2 часа.
Мотивационно - воспитательная характеристика темы:нервная система обеспечивает саморегуляцию жизнедеятельности организма благодаря способности реагировать на внешние и внутренние воздействия. Главная и специфическая функция ЦНС — осуществление простых и сложных высокодифференцированных отражательных реакций, получивших название рефлексов. Созревание ЦНС и мускулатуры в раннем онтогенезе ведёт к увеличению двигательной активности ребёнка. В свою очередь увеличение движений стимулирует рост и развитие не только мускулатуры, но и ЦНС за счёт усиленного притока афферентных импульсов.
Учебная цель:сформировать у студентов представление о рефлексе как остереотипной реакции живого организма на определенное воздействие, проходящей с участием нервной системы. Уяснить, что осуществление рефлексов возможно только при анатомической и функциональной целостности рефлекторной дуги.
Содержание занятия
Таблица 3.1
Этапы занятия | Цель данного этапа | Время |
1.Вводный контроль | Проверка исходного уровня знаний с помощью тестового контроля | 10 мин |
2.Опрос - беседа | Разбор темы по предложенным вопросам с коррекцией исходного уровня. | 25 мин. |
3. Самостоятельная работа студентов с консультациями преподавателя | Закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий, анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление протоколов практических работ. | 45 мин. |
4. Завершающий этап | Оценка знаний и умений при решении ситуационных задач и проверке протоколов. | 10мин. |
1. Основные функции и компоненты нервной системы.
2. Дайте определение понятию рефлекс. Что является анатомической основой рефлекса?
3. Классификация рефлексов.
4. Становление рефлекторной функции в ЦНС в период внутриутробного развития и новорождённости.
5. Этапы развития двигательных навыков.
6. Значение исследования рефлекторной деятельности в диагностике здоровья
Домашнее задание
1. Зарисовать схему соматической и вегетативной рефлекторной дуги.
2. Составить таблицу:
«Становление рефлексов и развитие двигательных навыков в онтогенезе» по следующей схеме:
Возраст (пренатальный и постнатальный) | Виды | Особенности |
Таблица 3.2
Задание | Объект | Программа действия | Ориентировочные основы действия |
1. Определение рецептивного поля рефлексов - слизистая носа - ротовая полость - роговица глаза | Человек | Применяя адекватные раздражители вызвать безусловные рефлексы со слизистой носа, ротовой полости, роговицы глаза. Дать название рефлексам и выполнить квалификационную характеристику. | Рецептивное поле – это скопление рецепторов, воздействие на которые вызывает определённый рефлекс. |
2. Определение сухожильных рефлексов - коленный рефлекс - ахиллов рефлекс - сгибательно - локтевой рефлекс - разгибательно-локтевой | Воздействуя молоточком на определённые рефлексогенные зоны получить коленный, ахиллов, локтевой рефлекс. Нарисовать схему рефлекторной дуги и указать уровень замыкания в ЦНС. - удар молоточком по сухожилию четырёхглавой мышцы голени вызывает сокращение четырёхглавой мышцы и выпрямление голени. - удар молоточком по ахиллову сухожилию вызывает подошвенное сгибание стопы. - вызывается ударом молоточка по сухожилию двуглавой мышцы в локтевом сгибе. Вызывает сокращение названной мышцы и сгибание в локтевом суставе. - вызывается ударом молоточка по сухожилию трехглавой мышцы, что вызывает ее сокращение и разгибание предплечья в локтевом суставе, удар наносится на 1,5 — 2 см выше olecranon. | Сухожильные рефлексы наиболее постоянны, отсутствие их в норме встречается лишь в исключительных случаях. Рефлекторная дуга коленного рефлекса замыкается на уровне 3 – 4 поясничного сегмента спинного мозга. Р.д. ахиллова рефлекса замыкается на уровне 1 – 2 крестцового сегмента спинного мозга. Р.д. локтевого рефлекса замыкается на уровне 4 – 6 шейного сегмента спинного мозга. При хроническом утомлении отмечается снижение сухожильных рефлексов, а при неврозах — усиление. При остеохондрозе, пояснично-крестцовом радикулите, невритах и других заболеваниях, а также при старении, отмечается снижение или исчезновение рефлексов. |
Вопросы для самоконтроля
- Строение нейрона.
- Синапс и его строение.
- Чем представлена центральная нервная система?
- Чем представлена периферическая нервная система?
- Строение рефлекторной дуги.
- Что такое рецептивное поле рефлекса, время рефлекса, центральное время рефлекса?
- Что является отличительной особенность рефлексов новорождённого?
- В каком возрасте устанавливается оптимальный режим работы двигательного аппарата?