Самостоятельная работа на занятии

Вопросы для самоподготовки

Диагностика здоровья

Тема 1. Медико-биологические и социальные аспекты здоровья

Время: 2 часа.

Мотивационно - воспитательная характеристика темы:индивидуальное здоровье человека – это динамическое состояние, которое определяется устойчивостью организма к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс, характеризуется энергетическим, пластическим и информационным (регуляторным) обеспечением процессов самоорганизации, а также служит основой проявления биологических (выживаемость – сохранение особи, репродукция – продолжение рода) и социальных функций.

Учебная цель:сформировать у студентов представление о здоровье, его критериях, методах оценки и прогнозирования.

Содержание занятия

Таблица 1.1

Этапы занятия Цель данного этапа Время
1.Вводный контроль Проверка исходного уровня знаний с помощью тестового контроля 10 мин
2.Опрос - беседа Разбор темы по предложенным вопросам с коррекцией исходного уровня. 25 мин.
3. Самостоятельная работа студентов с консультациями преподавателя Закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий, анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление протоколов практических работ. 45 мин.
4. Завершающий этап Оценка знаний и умений при решении ситуационных задач и проверке протоколов. 10мин.

1. Дайте определение валеологии как науки. Сформулируйте её предмет, цель и задачи.

2. Что такое здоровье и каковы его критерии?

3. Перечислите показатели индивидуального здоровья.

4. Назовите факторы, влияющие на здоровье.

5. Роль валеологии в формировании здорового образа жизни.

 

Домашнее задание

1. Выписать нормальные показатели АД, ЧСС, ЧД, ЖЁЛ, ДО, РОвд, РОвыд.

2. Составить таблицу показателей индивидуального здоровья

Уровень здоровья Показатели Критерии диагностики

3. Составить таблицу факторов, влияющих на здоровье

Сфера влияния факторов Укрепляющие Ухудшающие

 

Таблица 1.2

Название работы Объект Программа действия Ориентировочные основы действия
1. Пальпация пульса и определение ЧСС Человек Четырьмя пальцами правой руки прижимают лучевую артерию к одноимённой кости в дистальной трети предплечья, меняя давление подушечек пальцев, пальпируют её пульсацию и подсчитываю частоту пульса в минуту. 60 – 80 уд. /мин. – нормокардия, > 80 уд. /мин. – тахикардия, <60 уд. /мин. - брадикардия
2. Определение артериального давления методом Короткова Человек Освободите правую руку от одежды. Определите место пульсации артерии несколько выше локтевого сгиба руки на уровне вашего сердца. Наложите на плечо манжету. В локтевом сгибе установите фонендоскоп, наконечники которого вставьте в уши. Перекройте воздушный клапан, вращая его винт по часовой стрелке, и ритмично сжимайте нагнетатель для подкачки воздуха в манжету. При этом стрелка манометра придёт в движение. Прекратите накачивать воздух при превышении на 30 мм.рт.ст. вашего предполагаемого давления, либо при достижении давления 200 мм.рт.ст. Медленно откройте винт клапана против часовой стрелки, так чтобы давление в манжете падало со скоростью 1 – 2 деления манометра в секунду. Показания манометра в момент первого удара пульса в артерии будет систолическим давлением (СД), показания манометра в момент прекращения пульсации равно диастолическому давлению (ДД). Время, в течение которого производят измерение давления по Короткову, не должно превышать 1 минуты. У здорового человека систолическое давление составляет 110 – 130 мм.рт.ст., диастолическое – 65 – 90 мм.рт.ст.
3. Определение жизненной ёмкости лёгких (ЖЁЛ) методом спирометрии Человек Мундштук спирометра протрите ватой, смоченной спиртом. Нулевое деление спирометра совместите со стрелкой. На нос наденьте зажим. После максимального вдоха сделайте максимально глубокий выдох в спирометр. По шкале спирометра определите ЖЁЛ. Измерения проводят 3 раза. Величина дыхательного объёма (ДО) оценивается по спокойному выдоху в прибор после предварительного спокойного вдоха. Для оценки резервного объёма вдоха (РОвд.) испытуемый сначала производит спокойный вдох, и затем в прибор максимально возможный вдох. Для оценки резервного объёма выдоха (РОвыд.) испытуемый сначала производит спокойный выдох, и затем в прибор максимально возможный выдох. Показатели внешнего дыхания зависят от пола, возраста, антропометрических данных человека. Поэтому состояние функции дыхания следует оценивать не по абсолютным величинам лёгочных объёмов, а по их относительным показателям: процентное соотношение между отдельными объёмами, а также соотношением фактических показателей к должным. ЖЁЛ = ДО + РОвд. + РОвыд. Допустимыми отклонениями считаются пределы, равные 10 – 20 %. ДО составляет 10 – 20 % от величины ЖЁЛ. РОвд. и РОвыд. составляют 40 – 43 % от ЖЁЛ. Должная жизненная ёмкость лёгких (ДЖЁЛ) в литрах равна: ♂ ДЖЁЛ = рост (см.)×0,052 – возраст (лет) × 0,028 – 3,2; ♀ ДЖЁЛ = рост (см.)×0,049 – возраст (лет) × 0,019 – 3,7. или ♂ ДЖЁЛ = рост (см.) × 25; ♀ ДЖЁЛ = рост (см.)× 20. % отклонения рассчитывается по формуле:    
4. Определение частоты дыхания (ЧД) Человек Определение частоты дыхания проводят незаметно для больного (в этот момент положением руки можно имитировать определение частоты пульса). Испытуемого берут за руку как для исследования пульса, но наблюдают за экскурсией грудной клетки и считают дыхательные движения в течение 1 минуты. Совокупность вдоха и следующего за ним выдоха считают одним дыхательным движением. Количество дыханий за 1 мин называют частотой дыхания (ЧД). ЧД у взрослого здорового человека в покое составляет 16-20 в минуту, у женщин она на 2-4 дыхания больше, чем у мужчин. У спортсменов ЧД может быть 6-8 в минуту. ЧД 12 – 20 в мин. - называется нормопноэ, > 24 в мин. - тахипноэ, < 30 в мин. – брадипноэ.  
5. Проба Мартине - Кушелевского Человек АД и ЧСС измеряются в состоянии покоя, затем на два счета выполняется 20 приседаний за 30 секунд. После этого в положении сидя у пациента измеряют ЧСС по десятисекундным интервалам первые и последние 10 сек 3-х минутного восстановительного периода, а в промежутке между 15 и 40 секундами измеряется АД. Анализ динамики изменения АД позволяет судить о типе реакции на физическую нагрузку.   Нормотоническая реакция — умеренное повышение ЧСС, систолического АД и незначительное понижение диастолического АД. Ha 2-3-й минуте восстановительного периода показатели возвращаются к исходным величинам. Гипертоническая реакция — ЧСС и АД систолическое повышаются резко (на 70-80 единиц), АД диастолическое повышается незначительно, все показатели к концу восстановительного периода остаются измененными. Гипотоническая реакция - незначительное повышение систолического и диастолического АД и резкое повышение ЧСС до 200 уд/мин, до конца восстановительного периода все показатели остаются повышенными. Дистоническая реакция – ЧСС повышается незначительно, резко увеличивается систолическое АД (до 200 мм рт.ст.), диастолическое АД резко снижается, показатели остаются измененными в течение всего восстановительного периода. При возникновении атипичных реакций на физическую нагрузку, испытуемому необходим более внимательный врачебный осмотр, после которого можно говорить о назначении режима оздоровительных физкультурных нагрузок.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое индивидуальная норма, «норма покоя» и «норма реагирования»?
  2. Какие функциональные состояния человека включает диапазон здоровья?
  3. Какие факторы в большей степени влияют на формирование здоровья?
  4. Что включает в себя структура здорового образа жизни?