Взаимосвязь интерьера в детской с возрастом ребенка.

Практика решения детского интерьера.

Взаимосвязь интерьера в детской с возрастом ребенка.

ТЕМА 4.4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ КОМНАТЫ

 

Организация жизни детей в доме — важнейшая задача любой семьи. Как бы ни складывались обстоятельства — есть ли у се­мьи возможность выделить детскую комнату или только детский уголок в спальне либо в общей комнате — это пространство дол­жно быть персональным, «своим» для ребенка. Мир семьи — это мир любви и уважения к новому ее члену.

Образ жизни семьи, характер отношений в ней имеет большое значение для развития личности ребенка. Психологи видят в се­мье корни и источник социализации ребенка. Есть предположе­ние, что наличие у ребенка в жилище своего места, «уголка» опре­деленной «контролируемой территории» формирует у него соот­ветствующие личностные качества — такие, как самостоятель­ность, способность самому принимать решения, активность, ком­муникабельность, и наоборот, отсутствие такого места делает его склонным к нерешительности, зависимости, пассивности.

Детское место должно отвечать общим требованиям — быть светлым, с достаточным временем инсоляции, хорошо проветри­ваемым, что одинаково важно для детей всех возрастов. Частные требования к детскому интерьеру определяются психологически­ми особенностями детей, которые зависят от их возраста и явля­ются специфичными для каждой возрастной группы. Выделяют следующие возрастные группы: младенчество (от рождения до одного года); преддошкольное, или раннее, детство (1-3 года); Дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст 6-10 лет); подростковый возраст (10-15 лет).

Психологи установили, что каждая возрастная группа отлича­ется своим характером отношений между взрослыми и ребенком и что каждому возрасту соответствует своя ведущая деятельность. Так, в младенческом возрасте ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение со взрослыми. В раннем детстве (2-3 года) ведущей является предметная деятельность. В дошкольном возрасте особое внимание уделяется игре как ведущей деятельности.

Появление нового члена семьи — огромная радость, но и очень шая ответственность. Новый человек — это новый мир со ими радостями и огорчениями, со своим видением и пред­ел ениями, со своими требованиями и нуждами. Появление нового человека в доме по крайней мере на первые месяцы полностью подчиняет себе жизненные ритмы членов се­мьи, требует определенной перепланировки помещений.

Набор мебели для новорожденного включает в себя кроватку, пеленальный столик или доску, напольный шкаф-стол, пристенный шкаф или достаточно емкую навесную полку для детского белья, предметов гигиены и ухода за ребенком, кресло с подставкой для ног для кормящей матери.

В конце первого года жизни в этой комнате появляется манеж. Не исключена ситуация, когда конструкция кровати позволяет использовать ее одновременно как манеж. Необходим так же утепленный ковер или какое-либо другое тканевое покрытие на полу, поскольку это место достаточно длительного пребывания ребенка в первый год его жизни (рис. 4.4.1).

 

 

Рисунок 4.4.1 – Вариант оборудования детской комнаты

 

Особую важность приобретает конструкция и положение кровати новорожденного в квартире. Расположение кровати требует особого внимания родителей. Она должна размещаться достаточно близко к окну, чтобы эта зона облучалась прямыми солнечными лучами, и в то же время не вплотную к окну. Кроватка должна быть удалена от радиаторов, расположенных под окном, на расстояние не менее 70 см и установлена таким образом, чтобы не попала на ось «окно — дверь», не переохлаждалась потоком воздуха.

Очень важны конструкция и дизайн кроватки. Она должна прозрачные стенки, чтобы лежащий в ней ребенок мог легче видеть комнату и находящихся в ней людей. Соответственно, положение кровати должно быть таким, чтобы была видна большая часть комнаты.

Основные виды деятельности для детей второго и третьего года жизни — это сон, игра, еда. Для детей 3-6 лет эти виды деятель­ности сохраняются в несколько трансформированном виде. Со­храняется функция сна, игры становятся самостоятельными, воз­никают некоторые формы целенаправленной деятельности: ри­сование, моделирование и т. п. Набор мебели для детей обеих воз­растных групп один и тот же. Он включает в себя кроватку для сна, бельевой и платяной шкафы, стульчик, соответствующий рос­ту ребенка, стол или доску для игр и работы со строго выверенной отметкой, устройство для хранения игрушек и книжек (полки и ящики), спортивный инвентарь.

К третьему году жизни ребенок постоянно экспериментирует, самостоятельно сидит за столом вместе со взрослыми. К шести годам он уже способен самостоятельно застелить постель. Хоро­шо продуманный тип мебели и оборудования позволяет привить ребенку навыки ухода за собой, приучает к порядку. Если в дет­ском уголке или комнате предполагается хранить игрушки в ящи­ках, а они достаточно легки и безопасны и могут переставляться самим ребенком, то ребенок достаточно легко приобретает трудо­вые навыки. Ящики, входящие один в другой, могут быть исполь­зованы ребенком для сидения и как плоскость игрового стола или же могут превращаться фантазией ребенка в вагон поезда, каюту парохода или космические ракеты. Простая и легкая для перестановки мебель обеспечивает смену впечатлений, эффект новизны.

Для игр, работы, увлечений. Возможность вычленить подобное пространство с помощью декоративных тканей, легких экранов или элементов передвижной мебели является не просто моде или прихотью архитектора, но и средством сделать пространство соразмерным ребенку, дать ему возможность сосре­доточиться, действовать, подчиняясь своим биологическим рит­мам. И с этой точки зрения вполне оправданным становится стрем­ление сделать игровой антресольный уровень или использовать для игр пространство под приподнятой кроватью, установить в комнате складывающиеся игровые объемы с легким каркасом, обтянутым тканью.

Хорошо, если в зоне для детей этого возраста предусмотрено место для сидения взрослого, дополнительное место для приходя­щего в гости ребенка, т. е. обеспечены условия и для сосредото­ченности, и для общения с внешним миром.

Детский уголок или комната для детей школьного возраста призвана обеспечивать следующие виды деятельности: работу (в том числе школьные занятия), игры, увлечения, уборку, отдых кратковременный и долговременный), физические упражнения могут рассматриваться как одна из форм отдыха).

Важным психологическим условием является создание эмо­ционального фона. Характер декора и сам образ комнаты дол­жен быть выбран ребенком (речь идет о детях среднего и старше­го возраста) — уголок или комната могут быть оформлены как жизненное пространство будущего спортсмена, художника, путе­шественника и т. п.. Очень важной составляющей эмо­ционального комфорта является тонко использованный цвет.