Особенности государственного управления в эпоху Николая I.

йй Разгром движения декабристов укрепил на русском пре-столе нового самодержца. Революция на пороге России. Но, клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни», – так определил программу своего правления император Николай 1 Первый (1796-1855). Его тридцатилетнее царствование – это время жесткого подавления свобо-домыслия, демократии и освободительного движения как внутри страны, так и в Европе. Вместе с тем это время – золотой век русской литературы, расцвета молодой российской науки, театра, ис-кусства и подъема общественной мысли.

Николай I стремился сохранить существующий порядок, не вводить нового в стране, а только поддерживать веками сложившийся государственный и общественный строй, который не способ-ствовал росту международного влияния России и решению внутренних проблем.

Следствие по делу декабристов подвело Николая I к выводу о необходимости централизации деятельности политической полиции под своим личным контролем. В 1826 г. было создано III от-деление Собственной его императорского Величества канцелярии. В распоряжении III отделения, возглавляемого генералом А.Х. Бенкендорфом (1781/83-1844), находился корпус жандармов. Оно наделялось огромной властью и поднималось над всеми государственными учреждениями страны как карающая сила.

Чтобы не допустить проникновения революционных идей, был утвержден новый цензурный устав, согласно которому запрещалось всякое издание, подрывающее почтение к правительству, подвергавшее сомнению монархическую форму правления, выдвигавшее мысль о необходимости преобразований в государстве.

Школьный устав, изданный в 1828 г., ликвидировал преемственность между начальной, средней и высшей школами с тем, чтобы не допустить поступления детей низших сословий в средние и высшие учебные заведения. В 1835 г. был принят новый университетский устав, значи-тельно урезавший автономию университетов.

Стремясь сохранить и укрепить существующую социально-политическую систему, Николай I осуществил задачу кодификации русского законодательства. Результатом проведенной под руко-водством М.М. Сперанского работы был сборник «Полное собрание законов Российской импе-рии», в который вошли все указы, начиная с Соборного уложения 1649 г. и кончая последним ука-зом Александра I, и пятнадцатитомный сборник «Свод законов», в который были включены дей-ствующие законы. «Свод законов» содержал важнейший принцип царствования Николая I – ниче-го не вводить нового и только чинить и приводить в порядок старое. Законодательная основа рос-сийского общества осталась прежней, усложнился лишь механизм центрального управления. При нем окончательно утвердилась система российской бюрократии и военщины – опора самодержа-вия. Если в начале XIX в. армия чиновников составляла 16 тыс. человек, то в середине XIX в. – 100 тыс. Деятельность аппарата не контролировалась со стороны общества, безнаказанность и круговая порука в сфере чиновничества свидетельствовали о кризисе государственного аппарата.

Несмотря на позитивные явления в экономическом развитии страны (объем промышленного производства удвоился1, число предприятий возросло до 14 тыс., на мануфактурах преобладаю-щим стал вольнонаемный труд, в 30-х гг. начался промышленный переворот), общее состояние народного хозяйства свидетельствовало о тормозящем воздействии феодально-крепостнических отношений и предвещало обострение кризиса крепостного строя. Усилилось недовольство кресть-янства. Крестьянские волнения становятся более массовыми. Правительство понимало необходи-мость решения главного вопроса российского общества – крестьянского. Шеф жандармов убеждал императора, что крепостное состояние крестьян «есть пороховой погреб под государством». Рабо-тало 11 секретных комиссий по составлению закона освобождения крестьянства. Результатом дея-тельности комитетов было создание системы управления государственными крестьянами, подчи-ненной новому министерству, министерству государственных имуществ, во главе которого стал П.Д. Киселев (1788 1872). В 1837-1841 гг. он осуществил административную реформу, по которой государственные крестьяне становились юридически свободными земледельцами с общинным управлением. Эта реформа позволила к 1858 г. 270 тыс. крестьянам купить более 1 млн. десятин земли, перестать быть бременем для государственного бюджета и несколько поднять их благосос-тояние.

В 1839-1843 гг. министром финансов Е.Ф. Канкриным (1774-1845) была осуществлена де-нежно-кредитная реформа, утвердившая серебряный монометаллизм. Были введены новые бу-мажные деньги, установлен курс в соотношении один рубль серебром к 3 руб. 50 коп. ассигнация-ми. Реформа способствовала укреплению финансовой системы страны. Однако нововведения во внутриполитической жизни не смогли разрушить консерватизма политики царизма. Кризис крепо-стнической системы проявлялся во всех сферах общественной жизни.