Диссидентского движения
Формирование духовной оппозиции
Застойные явления, охватившие общество, сопровождались кризисом доверия к власти, крушением официальных идеалов, нравственной деформацией. Так углубился духовный раскол общества, возникла духовная оппозиция к власти - диссидентство («несогласные»)-
Оказывая духовное, нравственное сопротивление официальной власти, её идеологии, диссиденты придерживались независимой мысли, самостоятельно осмысливая действительность. А. Солженицын писал: «Наш путь - ни в чем не поддерживать лжи сознательно!» Выражать несогласие, оказывать сопротивление идеологической машине, выступать за соблюдение прав человека было равносильно призыву к свержению
это. КГБ под председательством Андропова ответил систематическими репрессиями: одних уволили с работы, других отправили в тюрьмы, лагеря и психиатрические больницы, третьих вынудили эмигрировать под угрозой ареста.
У движения были различные течения и направления, активные и менее активные формы. Наибольшую активность проявляли незначительная часть творческой интеллигенции, некоторые верующие и представители национальных меньшинств. Так, в сентябре 1965 г. были арестованы писатели А. Синявский и Ю. Даниэль за публикацию за границей своих произведений. В феврале 1966 г. они были приговорены к нескольким годам лагерей.
За этим процессом последовали другие аресты и осуждения. Были арестованы: А. Гинзбург, который составил «Белую книгу» из протестов против февральского процесса 1966 г.; П.Литвинов и Ю. Галансков, основатель «самиздатовского» журнала «Феникс»; А. Марченко, автор первой книги о лагерях хрущевского периода. С апреля 1968г. движению удалось начать издание «Хроники текущих событий», которая подпольно выходила каждые два-три месяца Мужественным был поступок восьми молодых людей во главе с П. Литвиновым. Внуком покойного наркома, протестовавших 25 августа 1968г. на Красной площади против ввода войск СССР и других соцстран в Чехословакию. Они тут же были арестованы и осуждены.
В конце 60-х годов основные течения диссидентов объядинились в «Демократическое движение», где были представлены и «подлинный марксизм-ленинизм» (Рой и Жорес Медведевы), и либерализм в лице А.Сахарова, и «христианская идеология» (А.Солженицын). Благодаря двум выдающимся личностям- Сахарову и Солженицыну – диссидентство нашло большее признание за границей, чем в собственной стране. За несколько лет (1967-1973гг.) благодаря Сахарову и другим личностям вопрос о правах человека в СССР стал международный проблемой первой величины, долгие годы определявшей неприглядный образ СССР в мире. Правозащитное движение стало доминирующим в диссидентстве, и КГБ повел жестокую борьбу против правозащитников.
Репрессии обрушились после ввода в Афганистан в 1979г. советских войск. Были арестованы члены Комитета в защиту гражданских прав, основанного в 1970 г. А. Сахаровым, члены группы наблюдения за выполнением Хельсинских соглашений, созданной в 1975г.
Неравная борьба горстки самоотверженных людей при неведении и безучастности народа велась против огромной государственной машины, имеющей вековые традиции и приемы размалывания человеческих жизней.
Диссидентское движение, не поддержанное народом, малочисленное, было подавлено. Шансов выжить было мало, но они продолжали неравную борьбу четверть века.