Средней Азии.

Все это свидетельствует о том, что ислам не успел пустить глубокие корни среди казахов, у которых были сильны пере­житки шаманизма. Понятно, что в силу этого ходжи и му­сульманское духовенство не пользовались у казахов тем авто­ритетом, какой они имели среди узбеков и других народов

Даже и молитву»1.

Или его прекратить чтение. Он, не обращая внимания, про-олжал читать, тогда казахи, со всех концов аула собрав-1ись к нему в юрту, «забирают все книги и Коран и прямо \идают их в огонь, потом добираются уже и до самого татари-[на, но он видел, что дело серьезное, начал плакать и просить избавить его от смерти, говоря, что он потом не будет читать

О слабом влиянии ислама на казахов говорят многочислен­ные свидетели: по рассказам К- Губарева2, у казахов «муллы и ахуны не имеют в их глазах той святости и непогрешимости, какие приписыватся этим лицам татарами».

Для характеристики того, как сами ходжи оценивали свое общественное положение, исключительный интерес представ­ляет письмо ходжи Мухаммед Гали Успанова, адресованное председателю Оренбургской Пограничной Комиссии. Он был привлечен к суду как приверженец Кенесары. Вот что он пи­сал: «Родом я ходжи, происхожу от потомков пророка, поэто­му считаю себя из благородных, н как в здешнем тюремном замке содержатся вместе со мною люди простого звания, за­хваченные в воровстве, в разбоях, люди, лишенные совести, то мне обидно находиться вместе с ними, почему покорнейше прошу сделать распоряжение о переводе меня в особое отде­ление, где содержатся люди благородного звания, как то: сул­таны и бии» '.

Ходжи, как представители духовного звания, освобожда­лись от податей и подлежали только суду султанов. Но тем не менее, по сравнению со среднеазиатскими ханствами, в Ка­захстане общественное положение мусульманской знати — ходжей было ничтожно. Из среды мусульманской знати вы­делялись лишь отдельные представители, выступавшие в роли старшин, например, в начале XIX в. ходжи Тамык Чакатаев и Шукур-Али Султанмехамметов и некоторые другие. Это объ­ясняется, с одной стороны, тем, что ислам проник в Казахстан гораздо позже, чем в другие среднеазиатские страны, с дру­гой стороны, кочевой образ жизни казахов не давал возмож­ности исламу укрепиться в степи (у казахов почти не было мечетей, медресе и т.д., отсюда малочисленность мусульман­ских проповедников). И, наконец, сильны у казахов были пе­режитки языческой религии (шаманизм), отсюда широкое распространение так называемых «баксы» — истолкователей судеб.

Вот другое характерное свидетельство. По рассказу Дау-лыбаева в 1830 году троицкий татарин Баязит по торговым делам ездил на Тургай к казахам Аргынского рода и остался там зимовать. Однажды, когда он читал Коран, казахи про-