Право граждан на свободу передвижения, выбора места жительства и места пребывания в пределах РФ. Регистрационный учет граждан
В 1993 году институт прописки был признан неконституционным, как ограничивающий права граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства и заменен на институт регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания. Основным законом, регулирующим указанные права граждан, является одноименный закон от 25 июня 1993 года.
Гражданин, изменивший место жительства, обязан в течение 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться в ОВД с заявлением о регистрации его по новому месту жительства. При этом предоставляются:
Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
Военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу – для лиц, обязанных состоять на военном учете;
Документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (свидетельство о праве на наследство, договор) или его заверенная копия.
Орган регистрационного учета обязан произвести регистрацию в течение трех дней с момента предъявления всех необходимых документов.
Основаниями снятия с регистрационного учета являются:
- изменение места жительства;
- призыв на военную службу;
- осуждение к лишению свободы;
- смерть или объявление лица умершим;
- выселение из жилого помещение или признание лица утратившим право пользования;
- обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации.
Других оснований снятия с регистрационного учета не существует. Поэтому в судебной практике устоялась точка зрения о том, что заявление самостоятельного требования о снятии с регистрационного учета не соответствует действующему законодательству. Первоначально нужно поставить вопрос о праве, на котором лицо, снимаемое с регистрационного учета, занимает жилое помещение, прекратить это право (например, путем расторжения договора) и только параллельно с этим ставить вопрос о снятии с регистрации.
Регистрация по месту пребывания ограничивалась изначально только 6 месячным сроком. Однако подобное положение вещей достаточно активно оспаривалось юристами в силу того, что введение такого ограничения есть ни что иное, как введение контроля за выбором места пребывания и места жительства[16]. На сегодняшний момент временное ограничение регистрации по месту пребывания отменено. Таким образом, регистрация по месту пребывания осуществляется без снятия с регистрационного учета по месту жительства и должна быть проведена гражданами в случае их прибытия для временного проживания на срок свыше десяти дней.
Отказ в регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания на сегодняшний день не возможен. Постановлением Конституционного Суда РФ все основания отказа в регистрации были признаны неконституционными. Основной аргумент Конституционного суда – характер регистрации – регистрация носит не разрешительный, а уведомительный характер. В силу этого – предоставление всех документов является основанием для проведения регистрации в трех дневный срок.
Помимо обозначенных вопросов, необходимо акцентировать внимание при подготовке к практическому занятию, на следующие вопросы: точки зрения ученых по вопросу о природе и содержании права граждан на жилище, о соотношении понятий «жилое помещение» и «жилище», региональное законодательство о праве граждан на жилище и способах реализации права граждан на жилище.
Основная литература к теме:
1. Грудцына, Л. Ю. Жилищное право России: учебник; под ред. Н. М. Коршунова. М., 2005.
2. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный); под общ. ред. В. М. Жуйкова М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2006. – 384 с.
3. Крашенинников, П. В. Жилищное право. Изд. 4-е, перераб. и доп. с учетом нового Жилищного кодекса Российской Федерации – М.: «Статут», 2005. – 317 с.
4. Пчелинцева, Л. М. Право на жилище военнослужащих: теоретические аспекты и проблемы реализации. Дис. …д-ра юрид. наук: 12.00.03. М., 2004. 520 с.