Москва 2005 4 страница

Сфера полномочий и основные задачи Федерального Агентства следующие:

o Государственный мониторинг водных объектов;

o Международное сотрудничество в области использования и охраны вод;

o Лицензирование водопользования;

o Моря, реки, озера;

o Водохранилища, плотины, каналы, шлюзы, дамбы;

o Подземные водные объекты;

o Противопаводковые мероприятия и защита от вредных воздействий вод ;

o Укрепление берегов, противооползневые работы;

o Земли водного фонда;

o Собственность и другие права на водные объекты и водные ресурсы ;

o Пользование водными объектами, виды пользования ;

o Ведение контроля соблюдения норм водного законодательства;

o Плата при пользовании водными объектами;

o Охрана водных объектов:

o Охрана водных объектов от загрязнения и засорения;

o Эксплуатация хозяйственных, других объектов, влияющих на состояние вод;

o Охрана подземных водных объектов;

o Нормирование вредных воздействий на водные объекты;

o Соблюдение границ водоохранных зон;

o Особо охраняемые территории.

На базе бассейновых управлений организуются зональные ВХК с объемом задач регионального развития и совершенствования водного хозяйства, наиболее полного и эффективного использования его возможностей на своем уровне. На зональном уровне ВХК обрабатывается основная информация из бассейнов: о количестве водных ресурсов, характеристике гидродинамического и гидрогеологического режимов, качества воды. Здесь принимаются оперативные решения о корректировке ранее принятых управляющих параметров в связи с поступившей новой информацией с целью снижения возможного ущерба.

Первичной основой построения отрасли, в которой отражаются особенности форм развития, является ВХК. ВХК - водохозяйственная система, состоящая из со­вокупности взаимосвязанных объектов (предприятий), динамично развивающихся в сочетании с определенными природными условиями. Система водного хозяйства обладает теми же основными свойствами, что и общая система управления государством. К ним относятся: иерархичность (целостность, централизация, слож­ность), развитие (стабильность, динамичность, инерционность, дискретность), функционирование (экономичность, надежность), управляемость (сбор и анализ информации, адаптация, выработка оптимальных решений, самоорганизация, многокритериальность).

Основным звеном в этой системе являются непосредственные исполнители - производственный и управленческий персонал, на который и возлагается весь груз ответственности за решение поставленных задач.

 

Список используемой литературы

1. Бородавченко И.И. и др. Мелиорация и водное хозяйство. Т.5. Водное хозяйство: Справочник – М.Агропромиздат,1988.-399с.

2. Глушкова В.Г. и др. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Учебное пособие для студентов экономических вузов. – М.: Московский Лицей, 2003.—304 с.

3. Кавешников Н.Т. Эксплуатация и ремонт гидротехнических сооружений.-М.: Агропромиздат , 1989.-272 с.

4. Крассов О.И. Природные ресурсы России: Комментарии законодательства..- М.: Дело, 2002.-816 с.

5. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений: Учебник. –М:Логос, 2000г.-296 с.

6. Натальчук М.Ф., Ахмедов Х.А., Ольгаренко В.И. Эксплуатация гидромелиоративных систем.- М.:Колос, 1983.-279 с.

7. Натальчук М.Ф., Ольгаренко В.И., Сурин В.А. Эксплуатация гидромелиоративных систем: Учебники и учебные пособия для вузов.- М.:Колос, 1995.-320 с.

8. Федеральный закон от 16.11-95 г. N 167-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» ( с изм. и доп. от 30.12-01).

9. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" (с изменениями от 30 июля 2004 г.).

2.2. Иерархическая структура органов отраслевого управления водным хозяйством

Иерархичность, то есть целостность, централизация, наличие нескольких уровней и слож­ность функционального подчинения, - отличительное свойство структуры органов управления водным хозяйством. Структура единой водохозяйственной системы России (ЕВХСР), представляется как организацион­но-техническая система в масштабах страны, выполняющая адми­нистративные, экономические и социальные функции по обеспече­нию нужд народного хозяйства в водных ресурсах.

Эта система распадается на водохозяйственные системы крупных регионов в европейской части территории страны, срединного региона Сибири (включая Обь-Иртышский бассейн), Центральной Сибири и Дальнего востока. Затем следует уровень региональных систем субъектов Федерации с включением в их состав функ­циональных или отраслевых систем — питьевого и промышленного водоснабежения оросительно-осушительных систем крупных регионов, канализационных, транс­портных и т.д.

Оперативное управление структурными образованиями и сооружениями и объектами ВХК, заключающееся в поддержании заданных значений расходов, уровней и концентраций загрязнений в контрольных створах, головных водозаборных и водоотводящих сооружениях в соответствии с оперативным планом эксплуатации, проводится персоналом, укомплектованным специалистами соответствующего профиля и квалификации.

Структуру и штаты управления эксплуатации устанавливают в соответ­ствии с характером и масштабом решаемых задач на основе разработанных нормативных методических документов, утвержденных в зависимости от под­чиненности ВХК соответствующими министерствами и ведомствами, например - «Временные типовые штатные нормативы руководящих инженерно-технических работников и служащих водохозяйственных эксплуата­ционных организаций».

Службу эксплуатации для выполнения своих функций, по нормам действующих инструкций, обеспечивают не­обходимыми материально-техническими средствами, офисами, производственными и жилыми помещениями, системой связи, плавсредствами, автомобильным транспортом, комплектами инструментов, приборов, реактивов и другим обо­рудованием.

Служба эксплуатации в повседневной работе должна руководствоваться регламентными документами, утвержденными на соответствующем уровне, например, «Правилами (инструк­цией) эксплуатации ВХО», «Положением о государственном надзоре за ис­пользованием и охраной вод», Уставом эксплуатационной службы органов мелиорации и водного хозяйства.

Основным документом, определяющим режим и условия эксплуатации ВХК, являются разрабатываемые проектными организациями «Правила (ин­струкции) эксплуатации ВХК». Для вновь сдаваемых объектов такие Правила раз­рабатывают при составлении рабочей документации, а при одностадийном проектировании - рабочего проекта. Для функционирующих объектов Правила разрабатывают или уточняют по заказу ведомства, на балансе которого находится ВХО.

Структура службы эксплуатации водохозяйственных объек­тов может быть различной в зависимости от уровня компетенции и территориально-административного деления страны. Структура зависит от природных и хозяйственных условий региона, а также от специфики задач, решае­мых в каждом конкретном.

В соответствии с установленной иерархией самые важные проблемы решаются на уровне Министерства природных ресурсов и вновь созданного Агентства Водных ресурсов. Управленческий корпус этих ведомств сосредоточен на решении следующих задач:

Финансирование работ.

Регулирование режимов водохозяйственных систем.

Эксплуатация водохранилищ.

Противопаводковые работы.

Государственный надзор за безопасностью ГТС.

Управление водными ресурсами.

Реализация Федеральных Целевых Программ.

Государственный водный кадастр и мониторинг.

Бассейновые соглашения.

Международное сотрудничество.

В качестве наиболее репрезентативной системы управления отраслевого ВХК можно привести службу эксплуатации мелиоративных систем. В РФ на федеральном уровне управления вопросами эксплуатации государственных межхозяйственных гидромелиоративных систем занимаются Главное управление плодородия почв, мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения (Главводхоз) Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, а также акционерные корпорации по водохозяйственному строительству «Россельхозводстрой» и «Центринжсельстрой». Непосредственно оперативное управление осуществляет - Департамент мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения, который включает следующие подразделения:

· Руководство;

· Отдел разработки и реализации программ развития мелиорации земель;

· Отдел развития и эксплуатации объектов сельскохозяйственного водоснабжения;

· Отдел лицензирования и совершенствования управления в области мелиорации земель и сельхозводоснабжения;

· Отдел бухгалтерского учета и свободного баланса государственных мелиоративных организаций;

· Отдел научного и технического обеспечения в области мелиорации земель и сельхозводоснабжения;

· Отдел эксплуатации мелиоративных систем и гидросооружений, паспортизации и кадастра.

На областном (краевом, республиканском) уровне управления вопросами эксплуатации межхозяйственных систем занимаются государственные предприятия по мелиорации и водному хозяйству, а также управления эксплуатации гидроузлов и магистральных каналов межреспубликанского (межобластного) вододеления. Эти государственные предприятия и управления эксплуатации подчиняются Минсельхозам республик, управлениям (департаментам) сельского хозяйства краев и областей. Научно-техническое и методологическое обеспечение указанных государственных предприятий и управлений эксплуатации осуществляют научно-исследовательские организации.

Основные эксплуатационные организации, непосредственно занимающиеся эксплуатацией государственных систем межхозяйственного значения, - управления эксплуатации межхозяйственных региональных систем. Примерная структура такого управления представлена на схеме рис.2.1. Вопросами эксплуатации гидромелиоративных систем занимаются также гидрогеолого-мелиоративные партии, ремонтно-эксплуатационные арендные (акционерные) предприятия, акционерные общества по водохозяйственному строительству и производству строительных материалов (учредители акционерных корпораций). Управления эксплуатации межхозяйственных систем и гидрогеолого-мелиоративные партии подчиняются государственным предприятиям по мелиорации и водному хозяйству, а ремонтно-эксплуатационные предприятия и акционерные общества имеют с государственными предприятиями договорные отношения.

 

 

Рис.2.1 Пример структуры управления эксплуатации на региональном уровне.

 

Численность, структура и штаты управлений эксплуатации устанавливают по действующим нормативам или в индивидуальном порядке в зависимости от приведенной площади орошаемых или осушаемых земель, наличия механизмов, электрооборудования, средств автоматики и телемеханики, насосных станций и др.

Эксплуатацию внутрихозяйственной системы осуществляет внутрихозяйственная служба эксплуатации. Ее могут осуществлять также управления систем по договорам с хозяйствами. Договоры заключают на поливы сельскохозяйственных культур, ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйственных сетей и поливной техники, ремонт и очистку водопроводящей сети. Эксплуатацию внутрихозяйственной системы осуществляют за счет средств хозяйства.

Налаженность работы на водохозяйственных объектах обеспечивается с позиций системного подхода и за счет научной организации труда. Научная организация труда - такая организация трудового процесса и его оплата, которая, базируясь на достижениях науки, техники и передового производства, позволяет лучшим образом соединить людей и технику, обеспечивая рост производительности и высокоэффективное использование ресурсов.

Принципы научной организации труда включают:

1. Рациональную расстановку работников и их бесперебойное обслуживание;

2. Устранение причин утомляемости работников;

3. Совершенствование приемов и методов труда;

4. Разработка эффективных форм морального и материального стимулирования;

5. Создание комфортных условий труда (внедрение удобных режимов трудового дня);

6. Создание условий, стимулирующих творческую активность.

Разработка рациональных форм разделения и кооперации труда осуществляется менеджментом предприятия и включает в себя следующие положения:

· Оптимальное соотношение между основными и вспомогательными рабочими.

· Определение профессионального квалификационного состава основных исполнителей.

· Изучение и распространение передовых приемов и методов труда, основанных на использовании усовершенствованных приспособлений, инструмента, оснастки и т.д.

· Улучшение организации и обслуживание рабочих мест, что, в свою очередь, включает в себя разработку системы мер по своевременному обеспечению трудового процесса всеми необходимыми материалами, инструментами, приспособлениями и т.д.

· Подготовка и повышение квалификации исполнителей.

· Совершенствование системы нормирования, повышения качества нормирования.

· Совершенствование системы оплаты труда.

· Улучшение условий труда.

Внедрение принципов научной организации труда должно основываться на определенных ценностях, сложившихся в обществе и способствовать росту производительности, лучшему использованию машин и оборудования, сырья, материалов, обеспечивать увязку баланса рабочей силы в регионе.

Результаты разработки балансов рабочей силы, а также данные планов по труду и отчеты об их выпол­нении позволяют установить степень обеспеченности отраслей народного хозяйства кадрами рабочих и инже­нерно-технического персонала. На основании этих дан­ных составляют планы подготовки кадров.

На водохозяйственных предприятиях требуются менеджеры и специалисты инженерной подготовки - гидротехники, экономисты, гидрологи, гидрогеологи, почвоведы, программисты компьютеров, электротехники, специалисты систем автоматики и всех строительных специальностей. Требуются кадры этих же специальностей на уровне среднетехнической подготовки.

Массовые кадры строителей и эксплуатационников для водного хозяйства, как и для других отраслей, готовят в колледжах (профессионально-технических училищах), а также путем индивидуального и бригадного производственного обучения. Рабочих для государственной эксплуатационной службы (водных объездчиков, ремонтеров, регулировщиков сооружений и т.д.), а также для проведения эксплуатационных ра­бот в хозяйствах готовят на специально организуемых курсах или в порядке индивидуального ученичества.

Работников средней квалификации для водного хо­зяйства готовят гидромелиоративные техникумы, а так­же строительные и сельскохозяйственные техникумы, имеющие соответствующие отделения.

Специалистов с высшим образованием для мелиора­ции и водного хозяйства готовят факультеты гидроме­лиорации и механизации гидромелиоративных работ МГУП, МИСИ, а также 39 факультетов ряда сельскохозяйст­венных и других учебных заведений.

Наряду с подготовкой молодых специалистов в ши­роких масштабах осуществляется также повышение квалификации специалистов, работающих по водному хозяйству как в системе Министерства сельского хозяйства РФ, так и в системе других ведомств, на факультетах повышения квалификации при высших учебных заведениях и дру­гих организациях. Основное место работы специалистов перечисленных профилей водохозяйственные системы различного назначения и классификации.

Список используемой литературы

1. Бородавченко И.И. и др. Мелиорация и водное хозяйство. Т.5. Водное хозяйство: Справочник – М.Агропромиздат,1988.-399с.

2. Глушкова В.Г. и др. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Учебное пособие для студентов экономических вузов. – М.: Московский Лицей, 2003.—304 с.

3. Духовный В.А. Водохозяйственный комплекс в зоне орошения. Формирование, развитие.- М.:Колос, 1984.-255 с

4. Кавешников Н.Т. Эксплуатация и ремонт гидротехнических сооружений.-М.: Агропромиздат , 1989.-272 с.

5. Крассов О.И. Природные ресурсы России: Комментарии законодательства..- М.: Дело, 2002.-816 с.

6. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений: Учебник. –М:Логос, 2000г.-296 с.

7. Натальчук М.Ф., Ахмедов Х.А., Ольгаренко В.И. Эксплуатация гидромелиоративных систем.- М.:Колос, 1983.-279 с.

8. Натальчук М.Ф., Ольгаренко В.И., Сурин В.А. Эксплуатация гидромелиоративных систем: Учебники и учебные пособия для вузов.- М.:Колос, 1995.-320 с.

9. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие-М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез».-2202.-400с.

10. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" (с изменениями от 30 июля 2004 г.)

2.3.Классификация современных водохозяйственных (природоохранных) систем

Как правило, границы водохозяйственного комп­лекса очерчиваются по границам природно-экзогенной си­стемы - в пределах границ речного бассейна. При этом три главные составляющие функции ВХК — формирование, охрана и распределение водных ресурсов на перспективу (планирование) - долж­ны осуществляться в пределах этих природных бассей­новых разностей, а строительство, воспроизводство и эксплуатация оросительных систем - на уровне терри­торий, на которых осуществляются водохозяйственные мероприятия.

Факторами, характеризующими особенности формирования функций, структуры и технического оснащения водохозяйственных систем (ВХС), являются:

· связи, основанные на балансе имеющихся, забираемых и потребляемых объемов воды, постепенного их перено­са и взаимодействия;

· функционирование с учетом возможности использования раз­личных видов вод и их взаимозаменяемость на основе единства вод;

· возможность применять разнообразные виды вод­ных ресурсов;

· наличие огромного количества внеш­них связей с объектами системы;

· влияние водного ресурса не только на об­служивающие отрасли, но и на развитие и размещение производительных сил.

В структуре ВХС соответственно также должно быть выделено два уровня - уровень формирования и охраны (бассейновый) и уровень использования, потреб­ления (территориальный). В построении такой двухступенчатой структуры имеется два совершенно четких аспекта - природно-экологический и экономический. Природно-экологический аспект учитывает необходимость использования водных ресурсов и обеспечение охраны окружающей среды. Экономический аспект обеспечивает требуемый эффект от использования водных ресурсов за счет применения соответствующего оборудования.

В техническом отношении водохозяйственные системы состоят из четырех согласованно действующих звеньев:

1. головного участка, осуществляющего забор воды в систему из источника;

2. межхозяй­ственной водопроводящей сети, распределяющей воду между хозяйствами-водопользователями;

3. внутрихозяйственной водопроводящей сети;

4. водораспределительного оборудования и другого технологического оборудования, выполняющего функции дозаторов заданных расходов в нормативные сроки подачи воды.

Управление системой ведется по трем иерархическим ступеням:

1. внутрихозяйственная служба эксплуатации, в ведении которой находится хозяйственная сеть и водораспределительное оборудование;

2. меж­хозяйственная служба эксплуатации, в ведении которой межхозяй­ственная сеть и головной участок на источнике;

3. бассейновая служ­ба эксплуатации, распределяющая воду между системами с учетом водных ресурсов источников орошения.

Сложное иерархическое устройство и состав, многофакторность и многофункциональность, как отдельных элементов системы, так и системы в целом обусловили необходимость классификации водохозяйственных систем и сооружений.

Цель классификации — научная технически грамотная орга­низация эксплуатации и совершенствование систем на основе научно-технических достижений с максимальным учетом при­родных, экологических и хозяйственных условий территории.

Классификация систем — это разделение их на отдельные категории, типы, группы и разряды по различным признакам (факторам), имеющим значение для их эксплуатации, проектирования и строительства.

Водохозяйственные системы классифицируют по основному назна­чению, геоморфологическому расположению, принадлежности, конструкции водопроводящей сети, способу водоподачи, степени капитальности, принципу водооборота площади обслуживания, уровню технического состояния.

По основному назначению системы подразделяют на категории выполнения отраслевых функций, например: гидромелиоративные, городского, сельского и промышленного водоснабжения, канализационные, водоочистные, а также системы для гидроэнергетики, водного транспорта, лесосплава, рыбного хозяйства, городской инфраструктуры, здравоохранения. Гидромелиоративные в свою очередь подразделяются на осушительные, осушительно-увлажнительные, оросительные, оросительно-обводнительные, оросительные на местном стоке, лиманные, рисовые, оросительные на сточных водах, противопаводковые, противоэрозионные, дренажные.

По геоморфологическому расположению системы подразделяют в зависимости от их расположения на характерном виде рельефа местности на следующие типы: предгорные, долинные, дельтовые, водораздельные, приморские и смешанные.

По принадлежности системы разделяют на: внутрихозяйственные – коллективные и частные, межхозяйственные – преимущественно государственные.

По конструкции водопроводящей сети системы подразделяют на открытые с использованием в качестве водопроводящей сети каналов, закрытые с использованием в качестве водопроводящей сети трубопроводов и комбинированные.

Гидротехнические сооружения в зависимости от характера воздействия на речной поток делят на:

1. водоподпорные и регуляционные, изменяющие режим потока;

2.сооружения, создающие искусственные водные потоки, называемые водопроводящими.

Классификация гидротехнических сооружений по функциональному назначению, условиям работы и степени последствий при отказах представлена на рис.2.2.

По основному материалу, используемому для возведения, сооружения подразделяются на грунтовые, каменные, бетонные, стальные, деревянные, из пластмассовых материалов и т. д.

По способу воз­ведения они могут быть насыпными, намывными, сборными или монолитны­ми, построенными методом направленного взрыва и др.

Постоянные гидротехнические сооружения делят на четыре класса, уста­навливаемые с учетом возможных аварий или нарушения режима эксплуа­тации, принимая во внимание: наличие в нижнем бъефе населенных пунктов, предприя­тий и объектов народного хозяйства, транспортных магистралей, максималь­ную высоту водоподпорных сооружений и объем водохранилища, геологиче­ское строение основания, сейсмичность, топографию района строительства водохозяйственного объекта.

Класс водоподпорных сооружений (плотин, дамб) зависит от их высо­ты, типа основания и последствий аварии, а также от последствий наруше­ния режима их эксплуатации. Для основных водоподпорных сооружений принимают более высокий класс. Класс сетевых сооружений за­висит от площади обслуживаемых ими мелиорируемых земель.

 

Рис.2.2 Классификация гидротехнических сооружений

 

 

Если основные сооружения комплексного гидроузла обеспечивают одно­временно функционирование нескольких объектов, относящихся к различным отраслям водного хозяйства (энергетика, речной транспорт, мелиорация, во­доснабжение), то их класс устанавливают по объекту наиболее высокого класса.

Класс основных сооружений мелиоративных систем повышают на еди­ницу, если: авария основного сооружения П...IV классов влечет за собой катастрофические последствия для населенных пунктов и предприятий, рас­положенных ниже сооружения, или может причинить значительный ущерб народному хозяйству, вызвать длительное' прекращение или значительное уменьшение подачи воды; на мелиоративной системе имеются населенные пункты и предприятия, затопление или подтопление которых недопустимо.

Класс основных гидротехнических сооружений понижают на единицу, если: сооружения I и II классов не участвуют в создании напорного фрон­та; ремонт мелиоративных сооружений в процессе эксплуатации не нарушает работы гидроузла; срок службы сооружения мелиоративной системы огра­ничен десятью годами.

Временные сооружения относятся к IV классу, если их авария может повлечь за собой катастрофические последствия для строительной площад­ки, населенных пунктов, сооружений и предприятий или вызвать значитель­ную задержку возведения основных сооружений I...III классов. Перемычки и строительные водосбросы при надлежащем обосновании могут быть отнесе­ны к III классу.

По способу водоподачи системы подразделяют на самотечные, где течение потока в русле обеспечивается за счет перепадов высот местности, и с машинным подъемом, где течение потока в русле обеспечивается за счет применения насосного оборудования.

По степени капитальности устройства водопроводящей сети системы могут быть стационарными, полустационарными и передвижными.

По принципу водооборота системы подразделяют на неводооборотные – системы используют в технологическом процессе постоянный приток свежей воды из водоисточника, и водооборотные или закрытые, где вода полностью используется в производственном процессе без сброса в водоисточник.

Классификация по эксплуатационным признакам:

По площади обслуживания и сложности эксплуатации системы разделяют на пять групп. Первая группа с приведенной площадью земель более 90 тыс.га, вторая группа с приведенной площадью земель 60- 90 тыс.га, третья группа с приведенной площадью земель 30- 60 тыс.га, четвертая группа с приведенной площадью земель 15- 30 тыс.га, пятая группа с приведенной площадью земель до 15 тыс.га. Приведенную площадь подсчитывают с помощью поправочных коэффициентов.

По уровню технического состояния системы подразделяют на четыре разряда.

Первый – системы с хорошим техническим состоянием, такие системы оборудованы полным набором всех технических средств. Они имеют необходимую надежность всех элементов и обеспечивают выполнение возлагаемых на них функций в заданных пределах. Реконструкции таких систем не требуется.

Второй – системы с удовлетворительным уровнем технического состояния, такие системы оборудованы полным набором всех технических средств. Нуждаются в небольшой реконструкции стоимостью 20-25% от балансовой стоимости основных фондов.

Третий – системы с недостаточным уровнем технического состояния, такие системы малоуправляемы. Нуждаются в реконструкции стоимостью 25-50% от балансовой стоимости основных фондов.

Четвертый – системы с не удовлетворительным уровнем технического состояния. На таких системах требуется реконструкция стоимостью более 50% от балансовой стоимости основных фондов.

Система классификации водохозяйственных систем и, составляющих их, гидротехнических сооружений положена в основу общегосударственного учета основных фондов водного хозяйства по всем отраслям экономики. Это универсальная процедура учета, включающая сбор, обработку, хранение и распространение информации о количественных и качественных показателях состояния гидротехнических сооружений, условиях их эксплуатации, соответствии этих показателей и условий критериям безопасности гидротехнических сооружений называется – Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр).

Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 23.05.1998 N 490 "О порядке формирования и ведения российского регистра гидротехнических сооружений").

Гидротехнические сооружения, которые находятся в эксплуатации, вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений. Гидротехнические сооружения вновь вводимых объектов предоставляют необходимую проектную и исполнительную документацию.

Прохождение процедуры регистрации очень важный этап организационно-хозяйственной деятельности предприятия прежде всего потому, что необходимым условием выдачи лицензий является внесение гидротехнических сооружений в Регистр.

Запись в Регистр делается по основным показателям ВХС, которые зафиксированы в паспортах водохозяйственных объектов и сооружений. ( Вопросы п паспортизации и инвентаризации будут рассмотрены ниже)

На основании периодического паспортного учета на системе составляют кадастр водохозяйственных систем - систематизированный свод данных о состоя­нии систем и их основных элементов.

Типы гидротехнических сооружений, компоновку и состав водохозяйственных систем выбирают на основе сравнения тех­нико-экономических показателей разработанных вариантов с учетом всех влияющих факторов.

Список используемой литературы

1. Васильев Н.Ф. и др. Мелиорация и водное хозяйство. Т.1. Экономика: Справочник – М.Агропромиздат,1988.-399с.

2. Полад-заде П.А. и др. Мелиорация и водное хозяйство. Т.4. Сооружения: Справочник – М.Агропромиздат,1987.-464с.

3. Гришин М.М. Гидротехнические сооружения( в двух частях). Ч.1: Учебник для студентов вузов.-М.:Высшая школа.1979 г.-615 с.

4. Даишев Т.Д. и др. Справочник по эксплуатации мелиоративных систем Нечерноземной зоны РСФСР. –Л.: Агропромиздат. Ленингр.отделение,1987 г.- 263 с.