КНИГА ПРОРОКА МАЛАХИИ

 

Иудея, Персия, Вавилон, 485-423 гг.

Наше повествование подходит к концу. Строго говоря, мы могли бы остановиться на Книге Ионы. Именно она указывает на то, что пророков в Израиле сменяют новые учителя: мудрецы и книжники. Но это не было результатом медленных и незаметных процессов; напротив, начало нового этапа отметил резкий, крутой поворот. Что-то произошло в духовной жизни Ветхого Завета, выдвинув на первый план иные направления, иные формы учительства, иные устремления. Библия уделяет большое внимание этой перемене, что побуждает нас подробнее остановиться на ней. События, непосредственно предшествовавшие перевороту, мало известны, да и вряд ли эти десятилетия были богаты событиями. Мы знаем только, что в первой половине V века до н. э. Община пережила два новых кризиса: национальный и религиозный. После Зоровавеля наместника в Иерусалим не назначили; провинция потеряла даже тень независимости, она подчинялась теперь правителю Самарии. Подавленные нуждой, налогами и отсутствием перспективы, иудеи влачили нищенское существование. Правда, бедность не была общим уделом: состоятельные члены Общины сумели извлечь выгоду даже из трудностей. Не считаясь ни с чем, они продолжали обирать крестьян и наживаться путем ростовщичества. Многие земледельцы, будучи не в силах выплатить долги и подати, закладывали свои участки и даже продавали себя и родных в неволю. Каждый недород пополнял число рабов-должников. Не было ни закона, ни права, ни власти, которые могли бы защитить беднейшие слои иудеев. Увеличение же персами дани лишь побуждало алчных ростовщиков действовать еще беспощаднее. Немало страдал народ и от соседей, которые численно превосходили его. Моавитяне, амонитяне, идумеи и жители филистимского побережья являлись постоянной угрозой Иерусалиму. Иудеи все меньше чувствовали себя хозяевами на своей собственной земле. И даже мирные отношения с иноплеменниками таили в себе опасность. Среди переселенцев преобладали мужчины, поэтому, вернувшись в Палестину, многие из них женились на язычницах. Их дети уже не знали родного языка и веры отцов. День ото дня народ обезличивался, таял, растворялся. В нем гасло национальное самосознание, иссякали энергия и религиозное рвение. Само положение Иерусалима наглядно свидетельствовало о глубоком упадке Общины. По-прежнему почти пустой город стоял без стен, и только храм возвышался там как памятник несбывшимся надеждам. В те времена город, лишенный акрополя, был как бы домом без запоров и дверей. Любые враждебные банды беспрепятственно могли проникать туда и держать жителей в страхе и подчинении. Поэтому большинство иудеев предпочитало жить в селах, которые меньше привлекали внимание грабителей и где легче было прокормиться. Одно время нашлись было смельчаки, решившие восстановить стены крепости, но осуществить свой замысел им не удалось. Подстрекаемые самарянским наместником, который хотел удержать власть над Егудом, персидские чиновники донесли царю, будто иудеи снова готовят мятеж, и тот запретил строительство. Явившиеся из Самарии отряды разрушили то, что было уже сделано, и сожгли все городские ворота. Но в это время, когда казалось, что Израилю суждено было через два-три поколения окончательно исчезнуть, к нему пришла неожиданная помощь. У персидского царя Артаксеркса I (465-425) был приближенный иудей по имени Неемия. Библия рисует этого человека горячим патриотом, исполненным глубокой веры. В Сузы, где он жил при дворе, дошли вести об отчаянном положении Иерусалима. В своих записях, вошедших в Книгу Нееемии, он рассказывает: "Услышав эти слова, я сел, и заплакал, и печален был несколько дней, и постился, и молился перед Богом небесным". Царь заметил уныние на лице Неемии и, узнав о причине его горя, спросил, чего бы тот желал. Нееемия ответил, что его мечта - поехать в город, "где могилы его отцов", и "обстроить" его. Артаксеркс и его жена были расположены к Нееемии и доверяли ему. Царедворец был вскоре же назначен наместником Иудеи и получил пропуск к сатрапу Заречной области. Кроме того, Артаксеркс распорядился, чтобы Асаф, "хранитель царских лев", отпустил Нехемии материалы для сооружения иерусалимских ворот. В декабре 445 года облеченный полномочиями Нехемия отъехал в Палестину. По приезде он сначала действовал тайно, так как был уверен, что власти Самарии будут ему всячески препятствовать. Ночью, объехав город, он осмотрел остатки стен и развалины башен. Ворота являли печальное зрелище; для того чтобы восстановить их, требовалось много труда и средств. Но это не поколебало Нехемию. Закончив осмотр, он созвал старейшин и объявил им о своих правах и намерениях. Те поразились неожиданной вести, но с готовностью решили: "Будем строить!" По распоряжению Нехемии в город из сел были собраны молодые иудеи; наместник разбил их на отряды, возглавляемые левитами, поставил каждый из них на особом участке строительства. Работа началась. Самарийский правитель Санбаллат, будучи не в силах открыто причинить вред сопернику, стал плести вокруг него интриги. То он обвинял Нехемию в измене царю, то насмехался над ним, то распускал слухи, которые могли бы внести смятение в ряды строителей. Но так как Нехемия оставался равнодушен ко всем этим проискам, Санбаллат в союзе с амонитским военачальником Товией решил действовать силой. Притворяясь доброжелателями Иудеи, они тайно подстрекали соседние воинственные племена напасть на Иерусалим. Однако Нехемия, узнав об этом, поставил вокруг стен стражу и сигнальщиков с трубами. Часть людей работала, часть - несла караул. "Бог наш будет сражаться за нас", - ободрял Нехемия народ. Были вооружены и сами рабочие: "строившие стену и носившие тяжести одной рукой работали, а другой - держали копье". Санбаллат и Товия, видя, что наместник готов отразить удар, снова попытались прибегнуть к хитрости. Через полтора месяца, когда основная часть стен была отремонтирована, Санбаллат несколько раз вызывал Нехемию в одну из деревень якобы для переговоров, но тот неизменно отвечал: "Я занят большим делом и не могу прийти". Некий пророк Шехания стал пугать Нехемию заговором и советовал ему искать убежища в храме. Расчет, по-видимому, был прост: очернить наместника в глазах народа, обнаружив его трусость и заставив его войти туда, куда был закрыт вход мирянам. Но упорный Нехемия отказался верить даже пророку. "Я знал,- вспоминал он впоследствии, - что не Бог послал его, хотя он по пророчески говорил мне, а подкупили его Товия и Санбаллат". Впрочем, как утверждает Иосиф Флавий, на правителя действительно было совершено покушение. Самым опасным для Нехемии было то, что в его же собственном стане насчитывалось немало сторонников Товии и Санбаллата, которые являлись здесь издавна уважаемыми и известными лицами. Иудейская знать поддерживала с ними дружеские отношения. Обо всех действиях Нехемии его соперники получали точные сведения. Одной из причин, почему наместник не приобрел популярности среди богатых иудеев, была его любовь к справедливости. Не желая мириться с произволом и беззакониями, сам он подавал пример редкого бескорыстия: в течение двенадцати лет своего правления Нехемия не брал положенной наместнику платы, вносил в строительство свои личные средства, кормил за свой счет множество народа. Однажды в городе начались волнения, и Нехемия узнал, что крестьяне, разоренные поборами и обращенные в рабство, ищут его заступничества. "Когда я услышал ропот и такие слова, - рассказывает Нехемия, - я очень разгневался. Сердце мое вскипело, и я строго выговаривал знатным и начальникам, и сказал им: вы берете лихву с братьев своих! И созвал я против них большое собрание, и сказал им: мы выкупали братьев наших иудеев, проданных язычникам, сколько у нас было сил, а вы продаете братьев своих, а мы должны выкупать их! Они молчали и не находили, что ответить. И я сказал им: нехорошие дела вы творите. Не в страхе ли Бога нашего должны вы ходить, чтобы избегнуть поношения от народов, врагов ваших? И я, и братья мои, и работники давали им взаймы деньги и хлеба: оставим им этот долг! Сегодня же верните им их поля, виноградники, масличные сады и проценты с денег, хлеба, вина и масла, которые вы им ссудили" (Неем 5:7-11). Натиск был сильный - знать принуждена была сдаться. Богачи клятвенно обещали правителю поступить, как он велит, но в душе затаили против него ненависть. Более двух лет шли ремонтные работы, пока не были завершены полностью. Иерусалим был еще мало заселен, но зато теперь он имел защиту, и у ворот его была расставлена стража. Санбаллат больше не пытался выступать против Нехемии, но отношения между обоими наместниками были крайне натянутыми. Пользуясь недовольством знати, Санбаллат и Товия устанавливали все более тесные связи с духовенством и старейшинами Иерусалима. Это была как бы попытка захватить Иудею изнутри. Товия имел в городе авторитет, и старейшины часто хвалили его перед Нехемией. Когда в 433 году наместник уехал в Сузы для дачи отчета царю, первосвященник Элиашив пригласил в Иерусалим Товию, с которым был в родстве, и поселил в одном из помещений храма. Вернувшись и увидев, что его давнишний враг живет при храме, Нехемия был глубоко возмущен; он приказал выбросить вещи Товии и укорял Элиашива в том, что он превращает Дом Божий в пристанище для посторонних лиц. Наместника очень огорчало, что народ и духовенство равнодушны к церковным правилам, что суббота не соблюдается, что Служба совершается небрежно. Но что мог сделать он, светский человек, перед лицом общего духовного упадка и нерадения? Здесь нужен был учитель веры, религиозный вождь большой внутренней силы, который сумел бы вдохновить народ. Эту роль одно время пытался было взять на себя неизвестный пророк, который называл себя Малахией (Малеахи), что значит "мой вестник". Но и он, по-видимому, был не в состоянии добиться успеха. Его книга характерна тем, что в ней громче, чем где-либо в Библии, звучат голоса людей, несогласных с пророком; она носит характер спора, который ведет Малахия с мирянами и священниками, охладевшими к религии. Они больше не верят в избранничество Израиля, они относятся к храму и жертвам более чем равнодушно, они разрешают своим детям вступать в браки с иноверцами. Многие из них побросали своих жен, чтобы взять молодых язычниц, и не видят в том греха "Где Бог правосудия?" - скептически спрашивают они пророка. Малахия говорил им о том, что скоро наступит день Суда и Бог воздаст всем нечестивцам: Вот Я посылаю вестника Моего, и он приготовит путь предо Мною, И внезапно придет в Свой храм Господь, Которого вы ищете, И Вестник Завета, которого вы желаете. Вот Он идет, говорит Ягве Саваоф, и кто выдержит День пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? (Мал 3:12) Но, по-видимому, слова пророка не производили теперь должного впечатления новое поколение разуверилось в предсказаниях. Этот духовный кризис можно сравнить с тем, который охватил Церковь в конце первохристианской эпохи. Ожидаемое со дня на день Второе Пришествие не наступало, приходилось признать, что оно отодвигается в неопределенное будущее. Нужно было перестраиваться и начинать жить по-иному, нужны были люди, которые указали бы христианам их путь в истории. И такими людьми явились Отцы Церкви, охладившие апокалиптические мечтания и ответившие на вопрос, как жить по Евангелию сегодня, вне зависимости от конца мира. Именно в подобных руководителях наставниках, организаторах, пастырях - назрела необходимость у Церкви ветхозаветной. Она устала жить в напряженном ожидании, народу нужно было знать, что ему делать сейчас. Пророков должны были заменить люди, способные дать прочное устроение Общине. Это было одной из причин угасания пророческой харизмы в Израиле. Уже Аггей и Захария не могут идти ни в какое сравнение со своими предшественниками. Язык их вял и тяжел, они не открывают людям ничего нового и, в сущности, лишь повторяют старые истины. То был уже чуть тлеющий огонь, непохожий на бурное пламя прежнего профетизма...

Личность и служение пророка.Пророк Малахия (с евр. малаки - «Вестник») происходил из колена Завулонова и пророчествовал в послепленный период после Аггея и Захарии. Из содержания его книги видно, что Иерусалимский храм был уже восстановлен, но богослужение в нем совершалось с отступлениями от надлежащего порядка, которые обличал пророк (1:6-14: 2:1). В частности, Малахия обличает иудеев за принесение в жертву животных с пороками, за неисправное внесение десятин и вообще за небрежение в исполнении закона (3:8-10); за ропот на Бога, что Он медлит с исполнением обетований (о наступлении мессианских времен). Кроме того, Малахия обличал народ и священников за расторжение браков с законными женами-евреянками и женитьбу на иноплеменницах (2:10-16). Эти же нравственные недостатки обнаружили среди послепленных иудеев Ездра (1 Езд. 9-10) и Неемия по втором прибытии в Иерусалим (Неем. 13:23-27). Сравнивания книги 1 Ездры и Неемии с книгой Малахии 2:10-16, 3:8-10, можно заключить, что эти книги описывают одно и тоже время и что Малахия, следовательно, являлся современником Ездры и Неемии. Время его деятельности, следовательно, приходится примерно на период между 460-430 гг. до Р.Х. Как последний по времени служения пророк-писатель, Малахия у евреев назван «печатью пророков».

Состав и содержание книги.Книга пророка Малахии состоит из 4-х глав и содержит одну пророческую речь, изложенную в диалогической форме, которая все же может быть разделена по характеру своего содержания на две части: обличительную (1-2 глл.) и пророческую (3-4 глл.).

Первая часть книги (глл. 1-2). В первой главе пророк говорит о том, что Господь возлюбил потомков Иакова, а Исава отверг (стт.2‑5). Но потомки Иакова, со своей стороны, не проявляют взаимной любви к Господу. «Сын славит отца и раб боится господина, но где ваша ко Мне любовь и где страх»? — говорит Господь. Далее пророк от лица Божия обличает священников и народ за то, что они оскверняют трапезу Господню тем, что приносят на жертвенник порочных животных (хромых, слепых и больных) и нечистый хлеб. «Поднеси это князю! Будет ли он доволен...» (стт. 6-9). Нечестивые жертвы неугодны Богу, пусть лучше затворятся двери храма, и не поддерживается огонь на жертвеннике (1:10). «Ибо от востока и до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему и жертву чистую» (1:11). Многие экзегеты видят в этом стихе пророческое указание на повсеместное богослужение в новозаветные времена (о котором пришедший Мессия-Христос возвестил в беседе с самарянкой) и пророчество о замене ветхозаветной жертвы новозаветной, т.е. таинством Евхаристии. Формально это пророчество исполнилось в 70 г. по Р.Х., а фактически раньше, а именно — со времени установления Евхаристии на Тайной Вечери и принесения Голгофской Жертвы.

Во второй главе пророк сначала от лица Божия обличает священников и угрожает им проклятием и крайним унижением за нарушение завета с Господом их родоначальника Левия и неблагоговейное отношение к жертвеннику (стт. 1-9). Далее в 2:10-16 пророк порицает иудеев за то, что они отступили от завета отцов, отвергают законных жен и вступают в брак с иноплеменницами, «дочерьми чужого Бога». «Господь был свидетелем между тобой и женой юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя», — говорит пророк. В конце главы обличается греховное настроение соотечественников пророка, которые, видя временное благополучие нечестивых (язычников), отрицали правосудие Божие, роптали и говорили: «Всякий делающий зло хорош пред очами Господа» и еще: «Где Бог правосудия?» (ст. 17).

Вторая (пророческая) часть книги (3-4 глл.). Пред лицом иудеев, отрицавших правосудие Божие и недоумевавших, почему Бог медлит с исполнением Своих обетований о пришествии Мессии и не производит суд над язычниками, пророк Малахия предвозвещает явление Господа и Его предтечи, но не для дарования им внешнего благополучия, а с целью всеобщего нелицемерного суда.

3:1; 4:5-6. О Предтече Господнем и явлении Господа. 3:1: «Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете». Ангел, приготовляющий путь Господу, — Предтеча Господень, предсказанный как «глас вопиющего в пустыне» пророком Исаией (Ис. 40 гл.). «Господь» и «Ангел Завета» = Мессия, имеющий возвестить людям Новый Завет; Он назван здесь Ангелом в смысле вестника воли Триипостасного Бога. Данное пророчество как предсказание об Иоанне Крестителе и Предтече первого пришествия Христова приводится у евангелистов-синоптиков (Мф. 11:10; Мк. 1:2; Лк. 7:27). Далее в 3:2-18 предсказывается, что Мессия-Господь явится не таким, каким Его ожидали современники пророка, т.е. не с целью дарования им внешних преимуществ, но как судия, наказывающий нечестивых и спасающий всех благоговеющих пред Богом. «День Господень» будет как огонь, переплавляющий золото и серебро, и как щелок очищающий. Господь обличит и накажет чародеев, прелюбодеев, ложно клянущихся, удерживающих плату у работающих, притесняющих вдов, сирот, пришельцев и помилует всех боящихся Господа. Тогда «увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» (ст. 18).

В 4:5-6 пророк от лица Божия вторично предсказывает явление вестника пришествия Господа. Толкование этого пророчества основывается на свидетельствах синоптических Евангелий и Откр. 11:3-13. У евангелистов-синоптиков данное пророчество прилагается к Предтече и Крестителю Господню Иоанну Архангелом Гавриилом (Лк. 1:17) и Господом Иисусом Христом (Мф. 17:10; Мк. 9:11). При этом Евангелие говорит об Иоанне Крестителе как пророке и Предтече первого пришествия Христова, пришедшем «в духе и силе Илии» приготовить путь для евангельского служения Господа. Действительное же и личное пришествие пророка Илии, согласно толкованиям святых отцов и верованию всей Церкви, ожидается перед вторым пришествием Господним. Церковное учение об этом засвидетельствовано в тропаре пророку Илии, где он называется «вторым предтечей пришествия Христова».

Книгой пророка Малахии заканчиваются пророческие книги, а вместе с тем и все канонические книги. Ветхозаветные пророчества оканчиваются тем, чем начинается Евангелие, — повествованием об Иоанне Крестителе.

Богослужебное употребление книги пророка Малахии.Из книги пр. Малахии в праздники в честь Иоанна Предтечи (24 февраля, 25 мая, 24 июня, 29 августа) читается паремия из стихов 3-4 глав: 3:1-3, 5-7, 12, 17-18; 4:4-6.

ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Об этих событиях сообщают книги Ездры и Неемии. Первоначально они представляли собой одно целое. Составитель их большинством библеистов отождествляется с автором Паралипоменона. В том виде, в каком события помещены теперь в книгах Эзры и Нехемии, дело представляется так: первым в Иудею прибывает Эзра в 7-м году Артаксеркса (Езд 7:7), т.е. в 458 году. Эзра сразу же отделяет иудеев от иноплеменников. А затем, уже в 445 году, приезжает Нехемия и строит стены. После этого Эзра читает Закон и объявляет об официальном основании Общины, управляемой нормами Торы. Но уже исследование католического библеиста Хоонакера (Ноопасker. Nouvelles etudes sur la Restauration juive apres l'exil de Babylone. Раris, 1896) поставило под сомнение такой порядок событий. К приезду Эзры стены уже существовали (Езд 9:9), Иерусалим был населен (10:1). Священник Элиашив, которого встречает в Иерусалиме Эзра, современник Нехемии, отец Иоханана. Нехемия, повествуя о своем прибытии в Иерусалим, ничего не говорит об Эзре, что было бы невозможно, если бы тот уже жил там. В списке репатриантов, составленном Нехемией (Неем 11:3), говорится только о караване Зерубабеля, но ничего не сказано о людях, пришедших с Эзрой. Отсюда Хоонакер сделал вывод, что "7-й год Артаксеркса" относится не к Артаксерксу I, но к Артаксерксу II Мемнону (404-369) и что, следовательно, Эзра прибыл в Иудею в 397 г. Но из элефантинских папирусов известно, что в это время Нехемии уже не было в Иудее и там правил Багой (см.. И. Волков. Арамейские документы, с. 11). Между тем Библия ясно указывает, что Нехемия присутствовал при чтении Закона Эзрой (Неем 8, 9). Поэтому многие современные библеисты полагают, что в первоначальной рукописи стояло не "7-й год", а "37-й". Следовательно, хронология может быть представлена в таком виде: 445-прибытие Нехемии, 433-поездка Нехемии в Сузы, 428-прибытие Эзры, 424-конец правления Нехемии (см.: W. F. Аlbright. Тhе Вiblical Period.-в кн.: L. Finkelstein (ed.). Тhе Jews, Тheir Historу, Сulture аnd Religion, 1952, р. 53).

 

Экзегетический разбор:

– 2:3:Русский текст держится перевода 70-ти: «Я отниму у вас плечо». 70-ть по толкованию блаженного Иеронима, понимали здесь плечо жертвенного животного, которое по закону, полагалось получать приносившему жертву священнику. Некоторые из новых переводчиков видят здесь обозначение плеча или мышцы священника, у которого Сам Бог подсечет эту мышцу и через это лишит священника возможности совершать жертвоприношения. По тексту масоретскому, вместо слова «плечо» здесь читается слово «семя». Смысл масоретского чтения тот, что Бог будет поражать священников лишением силы родить детей. Помет, который массами лежал во дворе, где стояли животные, назначенные для принесения в жертву в праздники, Бог накидает на лица священников и их вынесут, выбросят вместе с этим пометом на свалочное место.

– 2:10: Отсутствие надлежащей преданности Богу приводит к нарушениям во взаимоотношениях между людьми. Малахия сурово осуждает браки с идолопоклонницами в ст. 10-12 и разводы с женами-израильтянками в ст. 13-16. Неверность прогрессирует: начавшись с неверности Господу (осквернением завета, ст. 10), затем проявляется в вероломстве по отношению друг к другу (ст. 10) и, наконец, приводит к вероломству в отношении "жены юности" (ст. 14).

Один... Отец.Некоторые комментаторы видят в этих словах указание на Авраама (ср. Ис. 51:2). Но скорее, они относятся к Богу (1:6; Исх. 4:22-23; Втор. 32:6; Ис. 63:16; 64:8; Иер. 2:27; 3:4-19; 31:9).

– 2:12: У таких нарушителей закона Господь в шатрах, или в доме, истребит всяких обитателей, которые только в состоянии подавать голос (бдящий на страже и отвечающий – это одно и то же лицо, «жив человек», как говорили у нас в древности на Руси). Особенно упоминается еще приносящий жертву Господу, т.е. священник. И священники, как известно, были виновны в таком нарушении закона (Езд.10:19).

– 2:13: Как видно из следующего стиха, пророк имеет здесь ввиду вероломное отношение иудейских мужей к женам. Мужья отвергают своих жен, а те идут воссылать свои жалобы к алтарю Иеговы, жалуются на причиненную им обиду Иегове. Иегова со своей стороны наказывает вероломных мужей тем, что перестает принимать от них жертвы.

– 2:16:Русский перевод этого стиха не ясен. У Тихомирова дается такой перевод: «Ибо Я ненавижу развод, говорит Иегова Бог Израилей, и – того, кто покрывает обидой одежду свою, говорит Иегова Саваоф. Поэтому берегите дух ваш и не поступайте вероломно». Мысль этого перевода вполне ясна. Бог не может одобрить развода, потому что разводящийся совершает явный грех (как бы одевается обидой). Замечательна строгость пророка Малахии в решении вопроса о смешанных браках. Закон Моисея запрещал браки только с хананеянками (Исх. 34:16; Втор. 7:3), а Малахия воспрещает браки с иноплеменницами вообще. В этом он сходится с Ездрой и Неемией (Ездр. 9:1; Неем. 13:23). Новая, послепленная, иудейская община, естественно, должна была строже охранять свою теократическую изолированность, чтобы не растаять в язычестве. Точно также Отсутствие надлежащей преданности Богу приводит к нарушениям во взаимоотношениях между людьми. Малахия сурово осуждает браки с идолопоклонницами в ст. 10-12 и разводы с женами-израильтянками в ст. 13-16. Неверность прогрессирует: начавшись с неверности Господу (осквернением завета, ст. 10), затем проявляется в вероломстве по отношению друг к другу (ст. 10) и, наконец, приводит к вероломству в отношении "жены юности" (ст. 14). 10 один... Отец. Некоторые комментаторы видят в этих словах указание на Авраама (ср. Ис. 51,2). Но скорее, они относятся к Богу (1,6; Исх. 4,22.23; Втор. 32,6; Ис. 63,16; 64,8; Иер. 2,27; 3,4.19; 31,9). Малахия усиливает и запрещение Моисеева закона по отношению к разводам. Моисей дозволял развод при известных условиях (Втор. 24:1), а Малахия совершенно отрицает право на развод, приближаясь в этом случае к заповеди Христа (Мф. 19:8).

– 3:1: Ангела Моего. Ср. 4:5 и Ис. 40:3, где также есть слова "приготовьте путь". По традиции Ближнего Востока: впереди идущего царя заранее посылали гонцов, чтобы предупредить о его приближении и устранить с пути все препятствия. Подразумевается, что упоминаемый здесь ангел является последним и предвещает непосредственное пришествие Господа как "Ангела завета". внезапно. Ассоциация с несчастьями и бедственными обстоятельствами (напр., Чис. 12:4; Ис. 47:11; ср. 2 Пет. 3:10).

Ангел завета. В ответ на заявление, что Бог будто бы не проводит различия между добром и злом (2:17), здесь указывается на исправляющее и очищающее служение Ангела завета. На выпад: "где Бог правосудия?" (2:17), ответ дается в ст. 5. Иудеи ожидали, что Бог будет судить другие народы, но Господь говорит: "приду к вам для суда" (ст. 5). "Ангел завета" означает иное лицо, нежели "ангел Мой", потому что Он исправит и очистит священников, левитов, равно как и все царство. Он изменит укоренившуюся у народа практику жертвоприношений и свершит преобразование самого священства (ст. 2-5). Одним словом, сей "Ангел завета" есть Мессия. Это пророчество исполняется в Иисусе.

 

Контрольные вопросы:

1. Каким эпитетом евреи называют пророка Малахию?

2. Богослужебное употребление книги пророка Малахии.

3. Мессианские пророчества пророка Малахии.

4. Кому передал пророческое служение пророк Малахия?