Ис. 52:13-15 и 53:1-12. Четвертая песнь Раба Господня. О страданиях и прославлении Раба Господня 3 страница

– 46:3: Принятые Мною от чрева... от утробы. Забота Господа о Своем народе сродни материнской (49:5; ср. Исх. 19:4; Втор. 1:31; Ос. 11:3-4).

– 47:1: Пророчества, содержащиеся в данных стихах, относятся к гибели Вавилона, которому никогда не суждено обрести былое могущество. Вавилон, прежде повелевавший народами, ныне лишится своей славы и будет служить своим недавним рабам. В свою очередь, народу Сиона суждено освободиться от рабства и утвердиться на престоле (52:1-2).

– 47:12: Может быть – пособишь себе, может быть – устоишь. Беспощадная ирония, напоминающая подобную же иронию пророка Илии над жрецами Иезавели во время кармильского жертвоприношения (3 Цар. 18:27).

– 47:13: Советов... звездочеты. Принимая решения, правители Вавилона полагались на предзнаменования, которые определяли по расположению небесных тел (Дан. 2:10).

– 47:14: Солома... от пламени. Все тайное знание вавилонских магов служило тому, чтобы уберечь царство от подобной, предсказанной пророками, участи, однако в конечном счете не смогло спасти даже их самих (Дан. 2:10).

– 48:4: Железные... медный. В книгах Ветхого Завета эти слова часто встречаются в качестве метафоры упорного сопротивления (Иер. 6:28).

– 48:10: Здесь идет речь о провиденциальном смысле переживаемых Израилем страданий: все они имели для него тот или иной положительный смысл в смысле его религиозно-морального очищения и исправления. Хотя, впрочем, по сознанию пророка, это очищение никогда не бывало настолько решительным и полным, как бы это было желательным и как бывает при плавлении благородных металлов (не как серебро).

– 48:19: Это – один из довольно употребительных у пророка Исаии образов, ведущий свое происхождение, очевидно, из эпохи патриархальных благословений (10:22; 43:5; 44:3; Быт. 22:17-18).

– 49:2: Поэтический образ не редко встречающийся в Ветхом и Новом Завете, характеризующий проникновенную силу слова Божия. Все этим красноречиво изображается неотразимое действие мессианской проповеди, проникающей в самые сокровенные тайники человеческого духа и властно покоряющей себе.

– 49:9: Выходите, и тем, которые во тьме: покажитесь. Это символ для выражения идеи высокой духовной радости. Причем образ «темницы или вообще тьмы», в которой находились языческие народы, получает особую выразительность и силу, по контрасту с тем «светом», который принес с Собой Мессия (Ин. 1:4-5; Мф. 5:14; Флп. 2:15).

– 49:20: Стих ясно говорит о замене прежних чад плотского Израиля новыми сынами духовного Израиля, причем самые краски для этой картины берутся из всей последующей судьбы исторического Израиля.

– 50:6: Ланиты Мои поражающим. Мессия будет подвергаться унижениям, но это не остановит Его в земном служении.

– 50:10: Здесь делается призыв ко всем боящимся Яхве и стремящимся выйти из мрака к свету, чтобы они не упорствовали признать и Раба Яхве за истинного Мессию, в Котором сосредоточено исполнение закона и пророков.

– 50:11: Враги Яхве своими заблуждениями, пороками и прямой враждой приготовили себе тот ужасный костер, на котором и найдут свою окончательную погибель.

– 56:3: Говорится о надежде тех людей, кому в ветхозаветное время не было позволено быть в числе избранного народа.

– 57:1: Для понимания написанного здесь необходимо иметь ввиду ту особенность ветхозаветного мировоззрения, в силу которого праведный человек обычно награждается долголетием. Если же общепризнанные праведники теперь нередко изъемлются Богом из среды живых, то причина этого лежит не в них, а в нас, именно в нашей греховности, создающих тяжелую атмосферу для праведников. Вот почему Господь и берет от нас таких праведников к Себе, лишая нас их благополучного влияния и поучительного примера.

– 57:8: Один из перенятых у соседних языческих народов обрядов (скорее всего связанных с культом предков и закапыванием их под порогом).

– 59:3: Кровью... беззаконием. Делами рук своих люди навлекают на себя проклятие.

кровью... беззаконием. Делами рук своих люди навлекают на себя проклятие.

– 60:5: Богатство... придет к тебе. См. Агг. 2:7; Зах. 14:14. Это пророчество начало осуществляться, когда Дарий повелел возвратить иудеям захваченные вавилонянами сосуды иерусалимского храма (1 Езд. 6,8.9). Окончательное исполнение этих слов наступит, когда новый Иерусалим восстанет над вечностью и в нем воцарится Христос (Евр. 11:39-40; 13:14-15).

– 60:10: Иноземцев.Подобно тому, как царь Тира Хирам помогал Соломону в постройке первого храма (3 Цар. 5:1-18), а Кир и Дарий, правившие Персией, участвовали в строительстве второго храма (Езд., гл. 6), в наши дни те, кого апостол называет язычниками по плоти, возводят здание Церкви Божией (Еф. 2:1). Цари их - служить тебе. Прежде Господь обещал пленникам, что иноземные цари уйдут из пределов земли иудейской (49,17); данный стих не только подтверждает это обетование, но углубляет его смысл: цари-иноземцы будут служить Сиону (Деян. 2:29-36; Евр. 12:22) и поклоняться восседающему на его вершине Христу (52:13-15).

– 60:16: Груди царские сосать будешь. Если в материальном отношении, прежде Израиль страдал от всеобщего презрения народов, то теперь, наоборот, он станет предметом общего почитания не только у народов, но даже и у их царей.

– 62:6: Раб Яхве не только Сам будет неумолчно и неустанно осуществлять высокие задачи Своего мессианского служения, но призовет к тому же и целый ряд специальных «стражей», т.е. сотрудников в лице апостолов, учеников и всей, вообще, новозаветной иерархии. Сам же образ этого «Великого Благовестника» и роль «стражей» при Нем раскрыты пророком Исаией далее.

– 63:1: Основываясь на одном из раннейших, аналогичных же повествований пророка Исаии, мы вправе заключить, что «Едом» и «Восор» здесь понятия – «собирательные», символизирующие собой язычество вообще или точнее – те темные силы зла в дохристианском мире, которые особенно активно противодействовали росту на земле Божественной правды и добра (Ис. 34:6).

– 63:3: Топтал точило... запятнал. Развернутая метафора Дня Господнего (Плач 1:15; Иоил. 3:13; Откр. 14:17-20; 19:15).

– 65:15: И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия. Бедствия, которые имеют обрушиться на голову непокорного Израиля, столь ужасны и беспощадны, что они и самое имя его сделают как бы нарицательным обозначением Божественной кары, вообще.

И убьет тебя Господь Бог. Повторение и усиление мысли 12 стиха. Самый текст этой фразы взят скорее всего из специальной проклинательной формулы.

А рабов Своих назовет иным именем, т.е. «народом святым», «духовным Израилем», христианами, и семенем благословенным.

– 66:7: Еще не мучилась... родила. Появление нового сообщества избранных будет стремительным и безболезненным.

– 66:24: Всякому, выходящему южными воротами из Иерусалима, представлялась долина Энномова, куда сваливались всякие нечистоты и падаль и где поэтому постоянно поддерживался пожирающий их огонь. Вот с этим-то хорошо известным каждому иерусалимскому жителю местом и сравнивается местонахождение и участь нечестивых, которые точно так же, как какие-либо отбросы, будут преданы тлению и огню. Образ этот перешел и в новозаветное мировоззрение (Мк. 9:44), где он из простого символа у некоторых неправильно понимающих его писателей принимает иногда слишком грубый, реалистический характер.

 

Контрольные вопросы:

1. Из какого царства: иудейского или израильского происходил пророк Исаия?

2. С каким городом связана пророческая деятельность пророка Исаии?

3. На сколько частей библейская наука делит книгу пророка Исайи? Чем она руководствуется при этом делении?

4. К какому роду принадлежал пророк Исаия?

5. Где произошло призвание Исайи к пророческому служению?

6. Почему именно в таком виде Господь явился Исайе? Укажите к какому общему выводу приводит нас данное утверждение, касательно открытия Себя Господом призываемым к пророчеству людям под тем или иным видом.

7. Сравните призвание и ответ на призвание к пророческому служению у Исайи и Ионы.

8. С кем сравнивает пророк Исаия Господа? (с тружеником на винограднике).

9. В чем заключалась новая философия истории в книге пророка Исайи?

10. В чем существенное различие проповеди пророка Исайи и речей пророка Амоса?

11. Как семья Исайи относилась к его пророческой деятельности?

12. Кто такие «Бедняки Господни»? Где они собирались и в чем заключалось их служение?

13. Кем был Второисайя и Третьеисайя?

14. Как отразились на национальном и религиозном сознании евреев исторические перипетии периода правления Аль-Мардука, Набонида (царей после Навуходоносора)?

15. Какую роль сыграли в процессе обновления соферимы?

16. Какую новую философию истории принес профетизм в период пророка Исайи?

17. В чем заключалась новая ступень религиозного сознания в период служения пророка Исайи? Как изменилось отношение к страданиям Израиля у еврейского народа? Какая из учительных книг Ветхого Завета дополняет новое понятие о страданиях?

18. Почему пророк Исайя получил наименование "ветхозаветный евангелист"?

19. Значение слова "лимудим".

20. Назовите мессианские пророчества Протоисайи.

21. Назовите мессианские пророчества Второисайи.

22. Назовите мессианские пророчества Третьеисайи.

23. История призыва: «придите и взойдем на гору Господню...».

24. Какие слова книги пророка Исайи прикровенно указывали на Триипостасного Бога?

25. Богослужебное употребление слов призвания пророка Исайи к пророческому служению.

26. Расскажите о значении слов альма и бетула в еврейском языке.

27. Богослужебное употребление 9 главы книги пророка Исайи.

28. Почему в мессианской 11 главе книги пророка Исайи говорится о происхождении Спасителя из рода Иессеева, а не Давидова?

29. Прообразом чьих отношений было пророчество Исайи Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их?

30. Символическое и прообразовательное значение пустыни жаждущей (Ис. 35).

31. Чей глас вопиял в пустыне?

32. Какой важный богословский аспект христологии вы вывели бы из пророчества песней «О Рабе Господнем»?

33. Как понимали древние евреи лето господне?

34. Поясните слова и отделю от тебя все свинцовое (Ис.1:25).

35. Значение слов высокое людское (Ис.2:11).

36. Почему Господь говорил, что притеснители народа Его – дети?(Ис.3:12).

37. Символическое и прообразовательное значение горящего угля и клещей (Ис. 6:6).

38. Кто подразумевался пророком Исаией под двумя дымящимися головнями? (Ис. 7:4).

39. Кто подразумевался под летучим драконом?(Ис. 14:29).

40. Поясните игру слов голова и хвост, пальма и трость (Ис. 19:15).

41. Значение слов Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! (Ис. 26:19).

42. Вас не смущает упоминание в священной книге ночного привидения (Ис. 34:15)?

43. Значение слов Я топтал точило… Я запятнал все одеяние Свое (Ис. 63:3).

44. Богослужебное употребление песни Раба Господня.

 

 

ЛЕКЦИЯ 12