Социал-дарвинизм

Социал-дарвинизм – это система социологических концепций, основанная на биологизации общественных процессов. Основоположником социал-дарвинизма считается английский философ Герберт Спенсер, который видел в борьбе за существование и естественном отборе движущую силу развития общества. Современный социал-дарвинизм включает в свой состав два течения: расовую гигиену и евгенику.

Сторонники расовой гигиены рассматривали конкуренцию между расами в качестве основной движущей силы общественного развития. Основоположник современного расизма граф де Гобино создал «теорию борьбы высших и низших рас»; при этом высшей расой он считал «арийскую». Расизм не имеет никакого отношения к биологии; это – социальная доктрина, провозглашающая превосходство одних рас над другими. Опасность современного расизма заключается в том, что его сторонники, манипулируя биологической терминологией, апеллируют к невежеству определенных слоев общества. Необходимо подчеркнуть, что с точки зрения современной биологии ни одна биологическая раса, национальность, группа людей, несмотря на определенные различия между ними, не имеют каких-либо преимуществ друг перед другом.

Евгеника– это учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств. Еще в 1883 г. Фрэнсис Гальтон выдвинул идею о необходимости улучшения человеческого рода генетическими методами. Однако данные популяционно-генетических исследований позволяют утверждать, что в обозримом будущем такие работы не имеют никаких перспектив. Человек как биосоциальное существо сложился в ходе длительных эволюционных преобразований, и надеяться изменить вид за исторически короткие сроки бессмысленно.

Методы, предлагавшиеся старыми евгениками, были сугубо селекционными: ограничения на межрасовые браки, иммиграционные барьеры, даже стерилизации генетически неполноценных людей. На практике методы евгеники послужили основанием для создания концентрационных лагерей в фашистской Германии, где подвергались массовому уничтожению представители неарийских рас. Естественно, что подобная теория и практика несовместимы с гуманистической моралью общества, в центре внимания которого находится человек. Современная медицинская генетика отвергает евгенические вмешательства в наследственность человека с целью улучшения его природы. Рекомендации, даваемые в медико-генетических консультациях в отношении заключения брака или прогноза генетической полноценности потомства, направлены на то, чтобы они учитывались консультируемыми лицами, которые добровольно принимают соответствующее решение.