Методика обучения отдельному приему
Особенности обучения сценическому бою
Теория
На первом занятии по сценическому фехтованию студенты должны узнать о назначении и содержании предмета. Им должны быть известны также требования к дисциплине на уроке, поскольку обращение с оружием требует знаний и применения правил, обеспечивающих технику безопасности. Студентам сообщаются, кроме того, требования к костюму и обуви. В начале второго семестра студентам читается лекция об эволюции холодного оружия.
Желательно, чтобы лекция сопровождалась показом образцов средневекового оружия, а за неимением его показом иллюстративного материала. Знакомство с этой темой необходимо не только для того чтобы создать у обучающихся представление о конструкции средневекового оружия и его разновидностях, но и для того, чтобы познакомить студентов с бытом определенной эпохи, знать который необходимо при постановке батальных сцен.
Желательно, чтобы перед началом практического обучения историческому фехтованию студенты могли познакомиться с различными системами холодного оружия (показ подлинных образцов видео-и кинофильмов).
Начиная со второго урока фехтующие получают в руки оружие спортивного типа, но выполняют все действия без нагрудников, масок и перчаток. Одной из задач курса является такое обучение, при котором направленный укол или удар не должен травмировать (даже если он не был остановлен соответствующей защитой). Тренаж защитных действий должен быть поставлен так, чтобы эти навыки были тщательно освоены.
Воспитание чувства партнера, тренируемое специальными упражнениями, помогает довольно быстро справиться с координацией точных защит и скорости нападения. Необходимо, чтобы защитные действия выполнялись своевременно, без опережения или опоздания. Этот навык приносит актеру пользу не только в сценическом бою, но и развивает его общую сценическую пластичность, ибо воспитывает ощущение темпоритма и размещения в пространстве.
Сложность фехтовальной техники заставляет вначале осваивать методику обучения каждого отдельного приема. Фехтовальный прием — это упражнение с присущей ему физической нагрузкой. Он является сценическим навыком боевого или бытового типа. В начале обучения прием нужно максимально точно показать и, кроме того, объяснить его назначение в бою. Такая методика помогает осмыслить отношение к технике.
Фехтующий знает, почему и для чего разучивается тот или иной прием. Методика, выражающаяся в сознательном овладении двигательным навыком, является наиболее ускоренной, а это важно для полноценного прохождения программы. Обучение начинается с изучения техники приемов. Любой прием сначала разделяется на элементы.
Например, в приеме «Голову — руби!» выделяется вначале замах оружием, уточняется положение плеча и предплечья, создается ощущение нужной фиксации руки в плечевом и лучезапястном суставах, обеспечивающих безопасность при выполнении самого удара, и остановка клинка в 10-15 см от головы партнера. Освоение этих элементов происходит достаточно быстро.
Затем прием выполняется медленно и слитно. Навык достигается неоднократным его повторением сначала с воображаемым партнером, а после разучивания соответствующей защиты — уже с реальным. Изученный прием становится в дальнейшем частью фехтовальной композиции.
Есть приемы, для обучения которых сразу необходимо парное построение. Это перемены соединений, захваты, обезоруживания, завязывания, уклонения. Таким образом, организация занятий по сценическому фехтованию предусматривает обучение без противника и обучение с противником.
Обучение без противника.Этот способ требует построения учеников в одну или две шеренги. Построение зависит от размеров помещения. При таком построении изучаются следующие приемы: основные положения, все виды передвижений и бытовые действия. После освоения техники приемы повторяются еще несколько раз под словесную команду.
После того как у студентов появился некоторый набор технических умений, педагог предлагает им небольшие композиции из фехтовальных приемов. Такая комбинация разучивается вначале по элементам, затем слитно, но медленно, и только потом постепенно убыстряется темп. На первых занятиях не следует стремиться к абсолютной точности исполнения комбинаций.
Уточнение техники и стремление только к максимальной точности вначале обучения снижает темп урока, а значит, и интерес к нему. Будет потеряно дорогое время, а в результате программа не будет выполнена.
Обучение с противником.Построив партнеров друг напротив друга, преподаватель называет прием нападения и номер защиты, которую надо взять. Действия нападения должны происходить только по соответствующей команде. Сначала, при нанесении ударов, ученики должны стоять на дальней дистанции, где не будет опасности поражения при неверной защите. Защита должна браться в момент, когда нападающий замахивается на удар.
Убедившись в правильности положения защиты, можно перейти к выполнению приемов, переведя студентов на среднюю дистанцию. Удар наносится с остановкой в положении замаха. Замах и удар выполняются только по команде преподавателя. Убедившись в том, что техника удара и защиты верна, что студенты освоили темп движений и правильно взаимодействуют, можно тренировать прием без разделения его на элементы.
Несколько сложнее обстоит дело с изучением защит от уколов, так как если оружие встанет в положение защиты раньше укола, острие нападающего обязательно поразит тело. Обучение защитам от уколов происходит по следующей методике: подав команду на показ укола, преподаватель предлагает взять защиту на вытянутую руку противника.
После проверки правильности защиты надо развести нападающих на дальнюю дистанцию. Если острие будет направлено верно, то при ошибке в защите, оно все же не достанет до тела. Такое действие безопасно. Убедившись, что группа верно усвоила технику нападения и защиты от укола, можно переводить студентов на среднюю дистанцию.