Методика обучения отдельному приему

Особенности обучения сценическому бою

Теория

На первом занятии по сценическому фехтованию студенты долж­ны узнать о назначении и содержании предмета. Им должны быть известны также требования к дисциплине на уроке, поскольку об­ращение с оружием требует знаний и применения правил, обеспечи­вающих технику безопасности. Студентам сообщаются, кроме того, требования к костюму и обуви. В начале второго семестра студентам читается лекция об эволюции холодного оружия.

Желательно, чтобы лекция сопровождалась показом образцов средневекового оружия, а за неимением его показом иллюстратив­ного материала. Знакомство с этой темой необходимо не только для того чтобы создать у обучающихся представление о конструкции средневекового оружия и его разновидностях, но и для того, чтобы познакомить студентов с бытом определенной эпохи, знать который необходимо при постановке батальных сцен.

Желательно, чтобы перед началом практического обучения исто­рическому фехтованию студенты могли познакомиться с различны­ми системами холодного оружия (показ подлинных образцов видео-и кинофильмов).

Начиная со второго урока фехтующие получают в руки оружие спортивного типа, но выполняют все действия без нагрудников, ма­сок и перчаток. Одной из задач курса является такое обучение, при котором направленный укол или удар не должен травмировать (даже если он не был остановлен соответствующей защитой). Тренаж за­щитных действий должен быть поставлен так, чтобы эти навыки были тщательно освоены.

Воспитание чувства партнера, тренируемое специальными уп­ражнениями, помогает довольно быстро справиться с координацией точных защит и скорости нападения. Необходимо, чтобы защитные действия выполнялись своевременно, без опережения или опозда­ния. Этот навык приносит актеру пользу не только в сценическом бою, но и развивает его общую сценическую пластичность, ибо вос­питывает ощущение темпоритма и размещения в пространстве.

Сложность фехтовальной техники заставляет вначале осваивать методику обучения каждого отдельного приема. Фехтовальный при­ем — это упражнение с присущей ему физической нагрузкой. Он яв­ляется сценическим навыком боевого или бытового типа. В начале обучения прием нужно максимально точно показать и, кроме того, объяснить его назначение в бою. Такая методика помогает осмыс­лить отношение к технике.

Фехтующий знает, почему и для чего разучивается тот или иной прием. Методика, выражающаяся в сознательном овладении двига­тельным навыком, является наиболее ускоренной, а это важно для полноценного прохождения программы. Обучение начинается с изу­чения техники приемов. Любой прием сначала разделяется на эле­менты.

Например, в приеме «Голову — руби!» выделяется вначале замах оружием, уточняется положение плеча и предплечья, создается ощу­щение нужной фиксации руки в плечевом и лучезапястном суста­вах, обеспечивающих безопасность при выполнении самого удара, и остановка клинка в 10-15 см от головы партнера. Освоение этих элементов происходит достаточно быстро.

Затем прием выполняется медленно и слитно. Навык достигается неоднократным его повторением сначала с воображаемым партне­ром, а после разучивания соответствующей защиты — уже с реаль­ным. Изученный прием становится в дальнейшем частью фехтоваль­ной композиции.

Есть приемы, для обучения которых сразу необходимо парное построение. Это перемены соединений, захваты, обезоруживания, завязывания, уклонения. Таким образом, организация занятий по сценическому фехтованию предусматривает обучение без против­ника и обучение с противником.

Обучение без противника.Этот способ требует построения учеников в одну или две шеренги. Построение зависит от размеров помещения. При таком построении изучаются следующие приемы: основные положения, все виды передвижений и бытовые действия. После освоения техники приемы повторяются еще несколько раз под словесную команду.

После того как у студентов появился некоторый набор техни­ческих умений, педагог предлагает им небольшие композиции из фехтовальных приемов. Такая комбинация разучивается вначале по элементам, затем слитно, но медленно, и только потом постепенно убыстряется темп. На первых занятиях не следует стремиться к аб­солютной точности исполнения комбинаций.

Уточнение техники и стремление только к максимальной точности вначале обучения снижает темп урока, а значит, и интерес к нему. Будет потеряно дорогое время, а в результате программа не будет выполнена.

Обучение с противником.Построив партнеров друг напротив друга, преподаватель называет прием нападения и номер защиты, которую надо взять. Действия нападения должны происходить толь­ко по соответствующей команде. Сначала, при нанесении ударов, ученики должны стоять на дальней дистанции, где не будет опас­ности поражения при неверной защите. Защита должна браться в мо­мент, когда нападающий замахивается на удар.

Убедившись в правильности положения защиты, можно перейти к выполнению приемов, переведя студентов на среднюю дистанцию. Удар наносится с остановкой в положении замаха. Замах и удар вы­полняются только по команде преподавателя. Убедившись в том, что техника удара и защиты верна, что студенты освоили темп движе­ний и правильно взаимодействуют, можно тренировать прием без разделения его на элементы.

Несколько сложнее обстоит дело с изучением защит от уколов, так как если оружие встанет в положение защиты раньше укола, острие нападающего обязательно поразит тело. Обучение защитам от уколов происходит по следующей методике: подав команду на показ укола, пре­подаватель предлагает взять защиту на вытянутую руку противника.

После проверки правильности защиты надо развести нападающих на дальнюю дистанцию. Если острие будет направлено верно, то при ошибке в защите, оно все же не достанет до тела. Такое действие безо­пасно. Убедившись, что группа верно усвоила технику нападения и за­щиты от укола, можно переводить студентов на среднюю дистанцию.