Способ обнажения оружия

Защиты

Особенности боя на двухклинковой навахе

Особенность этого ножа в том, что у него два одинаковых клин­ка, торчащих из рукояти в разные стороны. Открываются лезвия так же, как в одноклинковой навахе, рукой или зубами. Благодаря этой особенности в конструкции оружия имеется еще один прием нападе­ния — «Удар в живот снизу».

 

Упражнение № 181. Удар в живот снизу

Построение и исходное положение: в этом и последующих уп­ражнениях — в одну шеренгу и в боевой стойке левой ногой вперед; левая рука в плаще защищает грудь, нож открыт, он в правой руке в положении, готовом для активных действий.

Техника исполнения. По команде «Для удара снизу — замах!» надо отвести правую руку назад, имея одно лезвие вниз, другое вверх. По команде «В живот — бей!» следует, делая выпад правой ногой, ударить воображаемого противника верхним лезвием в живот по направлению снизу вверх.

Методические указания. Удар в грудь выполняется всегда ниж­ним клинком, удар по правому боку — всегда нижним, а по левому боку — всегда верхним, для чего не следует разворачивать кисть ла­донью вверх. Эту особенность следует тщательно отработать с акте­рами, если предстоит постановка боя на двухклинковом оружии.

Может возникнуть ситуация, когда у одного бойца наваха про­стая, а у второго — двухклинковая. Бой на двухклинковом оружии технически сложнее и длится дольше. Это оружие не дает реальных преимуществ в бою.

Защиты, выполняемые левой рукой, те же, что в одноклинковом оружии, а в защитах навахой имеются некоторые особенности: ею защищаться легче, чем одноклинковым оружием, так как площадь обороны больше. Надо поставить наваху в положение второй защи­ты, чтобы понять, что верхняя часть правого бока прикрыта третьей защитой. Если поставить руку в положение первой защиты, то меха­нически верхний клинок будет зафиксирован в четвертую. Защита от удара сверху в грудь требует уточнения.

 

Упражнение № 182. Пятая защита навахой

Техника исполнения. По команде «Пятым — закройсь!» надо, ме­няя стойку назад, одновременно поставить руку с ножом так, чтобы верхний клинок защитил голову и грудь. Кисть должна быть правее направленного удара противника.

 

Упражнение № 183. Шестым закройсь!

Техника исполнения. По команде «Шестым — закройсь!» надо, меняя стойку назад, одновременно взять оружие под удар, то есть выше и впереди головы, кисть несколько левее удара противника.

Методические указания. В двух последних упражнениях нет сложности, надо только, чтобы кисть была вне возможности пораже­ния при ударах сверху. При выполнении этих защит желательно от­клонение корпуса назад, а небольшой выпад левой ногой назад обя­зателен.

 

Типичная композиция боя на двуклинковых навахах Оба — «К бою!», дистанция средняя.
«Моя» «Противник»
1. В грудь сверху — бей! 1. Пятой левой — закройсь!
2. Вторая, левой — закройсь и скачок назад. 2. В левый бок — бей!
3. Меняя стойку вперед, в правый бок — бей! 3. Третьим, навахой — закройсь!
4. Пятым, навахой — закройсь и подмени защиту на левую руку. 4. Сверху — бей!
5. Снизу в живот — бей! 5. Вторым, левой — закройсь!
6. Четвертым, правой — закройсь! 6. Справа, в левое плечо — бей!
7. Удар кулаком, левой в лицо — бей! 7. Меняя стойку назад, защита в блок плащом и скачок назад.
Оба — «К бою!»

Методические указания. Приемы рукопашного боя должны быть известны студентам из курса «Основы сценического движения».

Глава XX ШПАГА И ДАГА


Бой на шпаге с дагой яв­ляется одним из основных (рис. 106) для курса истори­ческого фехтования. Он ха­рактерен для XVI и начала XVII столетия. Большое чис­ло пьес исторического ре­пертуара отражает эту эпоху, а потому именно эта разновидность исторического фехтования должна быть проработана очень обстоятельно.

Сначала вынимают шпагу в соответствии с приемами школы сце­нического боя, затем кладут левую руку на рукоять даги и, обнажая ее, меняют стойку вперед или назад в зависимости от дистанции или раз­мещения актеров на сцене. Можно обнажить шпагу стоя на месте, не принимая положения боевой стойки, что очень удобно для произнесе­ния реплик: сначала выхватывается из ножен шпага, а затем дага, ноги расставлены в стороны, лезвия обоих оружий направлены вперед.

Дага — подсобное оружие: ее использовали главным образом для защиты, поэтому обнажать ее имело смысл тогда, когда шпага была уже обнажена. В бою, в случае если шпага выбита из рук или слома­лась, можно было перехватить дагу в правую руку и, используя ее как шпагу, продолжить бой.

Несмотря на то что дагу держали в левой руке, защиты, выполня­емые ею, были точнее, чем защиты тяжелой шпагой. Движения на­падения, наоборот, выгоднее было выполнять шпагой: она длиннее и могла ранить противника, находящегося довольно далеко. Шпага и колет, и рубит, что даге недоступно, так как дага — только колющее оружие. По координации движений этот вид боя достаточно труден и отличается большой скоростью.

Для этого вида борьбы типично одно из самых сложных видов перемещений в пространстве, поскольку техника защит оружием (точнее, отводы клинка противника) не была еще достаточно разра­ботана. Если они и возникали в бою, то, скорее, чисто интуитивно. Только с середины XVII столетия техника защит и атак получила свое обоснование.

 

Упражнение № 181. Боевая стойка

Основная стойка — левая нога впереди. Она тождественна стойке в бою на мече со щитом. Положение это было привычным и потому удобным.

Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: свободная стойка.

Техника исполнения. По команде «За шпагу — вынимай!» следу­ет обнажить шпагу простым бытовым способом, не меняя положения ног, затем по команде «За дагу — вынимай!» надо обнажить дагу ле­вой рукой, чуть согнув левую ногу. Получается положение полувыпа­да, создающего впечатление атаки. Это положение называется «стой­ка нападения». Противоположное положение — «стойка обороны»: правая нога согнута, а левая нога — прямая.

Методические указания. Стойка обороны и стойка нападения, в сочетании с перемещениями, создают эффектные сценические положения, в рисунке боя на шпаге с дагой. Тяжесть вооружения заставляла, главным образом, применять шаги, перемену стойки и уклонения. Гораздо реже употребляются различного рода прыжки. При обычной стойке тело держится вертикально, в стойке нападения наклоняется вперед, а в стойке обороны — назад.

Из положения стойки нападения удобнее выполнять повторные и вздвоенные атаки. Действовать можно, подтягивая вперед сзади стоящую ногу и повторяя выпад или делая выпад сзади стоящей но­гой. Это легко выполняется, так как тяжесть тела находится на левой впереди стоящей ноге. Передвижения необходимо проработать так­же и из правосторонней стойки (рис. 107).

После изучения передвижений из правосторонней стойки необ­ходимо тренировать передвижения, меняя стойку. Это приучает сту­дентов к координации, что очень важно для освоения данной слож­ной техники фехтования.

Левая рука находится в таком же положении, как и правая, а именно: локоть согнут, подвернут под гарду даги, кисть держится ладонью внутрь, на высоте груди; острие даги — примерно на высо­те шеи партнера. Рука вытягивается вперед настолько, чтобы концы клинков оказались на одном уровне и создавали одну линию.

Правая рука со шпагой находится в положении, очень близком к положению меча, но несколько больше вытянута вперед, с таким расчетом чтобы острие шпаги совпало с острием даги и чтобы оба оружия оказались против середины груди противника.

В боевой правосторонней стойке правая рука окажется ближе к партнеру, а так как шпага в два раза длиннее даги, то поневоле бу­дет в соединении с противником — дага соединение потеряет. Пра­восторонняя стойка в бою — это промежуточное положение.

 

Упражнение № 182. Перемены стойки вперед и назад

Построение: парное. Исходное положение: левосторонняя боевая стойка.

Техника исполнения. По команде «Моя — стойку вперед, противник назад — перемени!» партнеры выполняют задание. Оба окажутся в по­ложении правой стойки, даги отойдут назад, а шпаги будут в верхнем наружном или внутреннем соединении. В последующей перемене стой­ки шпаги разъединятся, и партнеры вернутся в левостороннюю стойку.

Методические указания. Надо менять команды перемен стойки для обоих партнеров — это необходимо для тренировки внимания и координации. Но следует знать, что это только упражнение, что в бою может возникнуть ситуация, когда один партнер будет в левой стойке, а другой — в правой.