Тип данных STRING

Массивы литер

РАБОТА ПРОГРАММЫ

a

ab

abc

abcd

abcde

...

abcde...xyz


 

 

В рассмотренных программах все символы вводились последовательно в процессе работы цикла или хранились временно в буфере клавиатуры. Это не всегда удобно. Поэтому в языках делают строки как последовательность литер. Строку можно задать, как массив литер, при этом в качестве длины строки может выступать верхняя граница массива. Например, VAR HAMLET : ARRAY[1..17] OF CHAR.

Здесь HAMLET - массив литер, компоненты которого имеют тип CHAR; индекс имеет нижнюю границу, равную 1, верхнюю - 17. Для ввода строки в массив HAMLET необходимо организовать цикл из 17 повторений. При каждом повторе этого цикла с клавиатуры вводится очередной символ строки и нажимается клавиша ввода:

for n:=1 to 17 do readln (HAMLET [n]).

Этот массив можно образовать и с помощью однократного нажатия клавиши ввода после набора всех элементов строки:

for n:=1 to 17 do read (HAMLET [n]).

Поскольку массивы литер являются обычными массивами, но их компоненты имеют тип CHAR, то они обладают всеми свойствами регулярных массивов. Для извлечения из массива-строки отдельного символа необходимо использовать индекс этого элемента. Например, можно вывести на экран строку HAMLET в обратном порядке с помощью следующего цикла:

for n:=17 downto 1 do write (HAMLET [n]).

 

 

Наряду с тем положительным, что дают нам массивы литер, они обладают существенным недостатком: их длину нельзя менять во время выполнения программы. Так описанная переменная HAMLET в пункте 7.2 есть массив из 17 элементов и, следовательно, туда можно поместить только текст, содержащий ровно 17 символов.

Это не всегда удобно. Хотелось бы иметь такую переменную, в которую можно было бы поместить текст произвольной (но ограниченной) длины. Такую возможность предоставляет тип STRING. Так, объявив переменную: var HAMLET: string[17], можно ей путем оператора присваивания (а не через цикл) задать значение текста произвольной длины (от 0 до 17).

 

Например:

HAMLET:= 'Быть или не быть';

HAMLET:= 'Бедный Йорик';

HAMLET:= ' '; HAMLET:= ''.

Отметим также, что при компиляции программы в случае объявления строки-массива в памяти ЭВМ резервируется место под массив, который должен быть полностью заполнен потом в процессе работы программы. Для типа STRING также резервируется место в памяти того же объема, но здесь необязательно его заполнять целиком. Незаполненные места представлены пробелами.

 

СИНТАКСИЧЕСКАЯ ДИАГРАММА

 

Общая форма записи:
TYPE <имя типа> = STRING [N];
VAR <имя переменной>: <имя типа>;
или  
VAR <имя переменной>: STRING [N];

 

Здесь N - целая константа, задающая максимальную длину текста.

Доступ к элементам строки производится с помощью индексов, т.к. в этом типе также все элементы имеют свой (числовой) индекс от 1 до N. В результате получается величина типа CHAR.

 

Например: HAMLET:= 'ПРОГРАММА';

HAMLET [1] = 'П'; HAMLET [9] = 'А'.

Тип STRING и стандартный тип CHAR совместимы. Строки и символы могут употребляться в одних и тех же выражениях (строковых).

Строковое выражение состоит из строковых (символьных) констант, переменных, указателей строковых функций и операции конкатенации (склеивания) строк, обозначаемой знаком "+". Строки можно сравнивать. В результате сравнения двух строк, получается истина только в том случае, если сравниваемые строки совпадают посимвольно и имеют одинаковую длину (принадлежат одному и тому же типу).