Паритет покупательной способности.
ПАРИТЕТ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ - отношение между двумя или несколькими денежными единицами, валютами разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определенному набору товаров и услуг. паритет покупательной способности может быть частным, устанавливаемым по определенной группе товаров, и общим, устанавливаемым по всему общественному продукту. Например, если один и тот же набор потребительских товаров, скажем, потребительская корзина, стоит 100 тысяч российских рублей и 50 долларов США, то паритет покупательной способности составляет 2000 рублей на 1 доллар.
Поскольку функционирование модели паритета покупательной способности возможно лишь в условиях свободного движения товаров и денег, на практике валютные курсы могут существенно отклоняться от паритета (чем больше таможенные пошлины, экспортные и импортные ограничения, транспортные расходы тем большее расхождение между номинальным курсом валют и паритетным значением необходимо для того, чтобы изменение объемов и структуры экспорта и импорта было экономически оправданным).
Ранжирование по ВВП на душу населения в 2006 году, рассчитанный по паритету покупательной способности.
Место | Страна | ВВП на душу населения, долл. |
Люксембург | ||
Ирландия | ||
Норвегия | ||
США | ||
Исландия | ||
— | Гонконг | |
Швейцария | ||
Нидерланды | ||
Дания | ||
Катар | ||
Австрия | ||
Великобритания | ||
Швеция | ||
Япония | ||
Германия | ||
Кипр | ||
Испания | ||
Россия |
28.1. Индустриальное и информационное общества: их сущность и отличие.
На современном этапе развития общества происходит переход от индустриального общества к постиндустриальному и, далее к информационному обществу и так называемому «обществу знаний».
Информационное общество – общество, в котором основным предметом труда большей части общества являются информация и знания, а орудием труда – информационные технологии.
В традиционном аграрном обществе основная задача состояла в обеспечении населения элементарными средствами к существованию. Поэтому усилия были сосредоточены в сельском хозяйстве, в производстве продовольствия. В пришедшем ему на смену индустриальном обществе эта проблема ушла на второй план. В развитых странах 5-6% населения, занятых в сельском хозяйстве, обеспечивали продовольствием все общество. На первый план выдвинулась промышленность. В ней была занята основная масса людей. Общество развивалось по пути накопления материальных благ. Следующий этап связан с переходом от индустриального к постиндустриальному обществу, иначе - обществу, в котором в отраслях экономики преобладает производство и распространение знания. В постиндустриальном обществе преобладает массовое распространение творческого, интеллектуального труда, серьезно возрастает объем научного знания и информации, применяемой в производстве, в структуре экономики преобладают сферы услуг, науки, образования, культуры.
Начиная со второй половины 1960-х годов в ряде развитых стран стала развиваться концепция «информационного общества» как модификация концепций постиндустриального общества.
Само название «информационное общество» впервые появилось почти одновременно в Японии и США. В информационном обществе можно выделить несколько этапов развития.
«Первый этап ведет отсчет с начала 50-х годов, когда были созданы первые большие вычислительные машины, ориентированные... для решения сложных технических задач, прежде всего в оборонной сфере...»
«Второй этап связан с появлением и массовым использованием персональных... компьютеров». Сегодня в некоторых странах, например в США, персональных компьютеров производится и продается уже больше, чем телевизоров, и эта тенденция имеет свойство к распространению».
«Третий этап «информационной революции начался в 1990 г. с «открытием» глобальной информационной сети Интернет - этап информационных коммуникаций и сетей».
«Следует, однако, учесть, что феноменальный рост производства средств вычислительной техники сам по себе не стал основным условием перехода от индустриального общества к информационному. До последнего времени компьютеры работали в основном изолированно, однако теперь для эффективного использования разнообразной информации происходит их объединение друг с другом с помощью телекоммуникационной инфраструктуры. Такой качественный переход вполне сопоставим с переходом от аграрного общества к индустриальному».
«В настоящее время термин «информационное общество» занял прочное место в лексиконе зарубежных политических деятелей разного уровня. Именно с ним связывают будущее своих стран многие руководители. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности администрации президента США (национальная информационная инфраструктура), Совета Европы (информационное общество), Канады, Великобритании (информационная магистраль). Не отстают в разработке соответствующих программ и концепций развития информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) другие государства Европейского сообщества, азиатские страны».
Несмотря на то, что Россия участвовала в подписании Окинавской хартии, до сих пор в России не принято «официальной» программы информационного общества. Существует программа, сформулированная в 1999 г., - «Концепция формирования информационного общества в России», но она пока представляет собой достаточно декларативный документ.
Обобщая существующие подходы к трактовке понятия «информационное общество» (ИО), можно выделить следующие критерии отнесения общества к информационному:
1. Больше 50% населения развитых стран занято в информационном секторе экономики;
2. Одной из главных социальных ценностей, объединяющих общество, главным продуктом производства и основным товаром станет информация;
3. Власть в обществе перейдет в руки информационной элиты;
4. Каждый член общества будет иметь возможность своевременно и оперативно получать с помощью глобальных информационных сетей полную и достоверную информацию любого вида и назначения из любого государства, находясь при этом практически в любой точке географического пространства;
5. Деятельность электронных средств массовой информации (СМИ) будет интегрироваться с информационными сетями, образуя цифровое телевидение;
6. Исчезнут географические и геополитические границы государств в рамках информационных сетей, произойдет «столкновение» и «ломка» законодательств стран.
Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг, тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная), растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии».
Данный список далеко не исчерпывающий, со временем возможно присоединение других признаков, характеризующих информационное общество.