Вопрос 3. Государственная система национальной безопасности России
Важнейшим звеном системы национальной безопасности России служит МВД России, действующее на основе Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации. МВД России возглавляет работу органов внутренних дел и внутренние войска. В его структуру входят: МВД республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел субъектов Российской Федерации, районов, городов, закрытых административно-территориальных образований, управлений внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, внутренние войска и др.
МВД России выполняет следующие основные задачи:
•разработка и принятие мер по защите прав и свобод граждан России, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности;
•организация и применение мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;
•совершенствование нормативно-правовой деятельности органов внутренних дел и обеспечение законности их деятельности и др.
В советский период в нашей стране уникальным комплексом специальных служб, имевшим всеобъемлющий характер, являлся Комитет государственной безопасности СССР. После неудавшейся попытки государственного переворота в августе 1991 г., что привело к хаосу в государственных службах и управлениях, начался болезненный процесс его реорганизации. В августе 1991 г. в стране оказалось две специальные службы: Межреспубликанская служба безопасности, подчиненная союзному центру, и Агентство федеральной безопасности российского подчинения. После распада СССР было создано Министерство безопасности России, затем Министерство безопасности и внутренних дел, которое было расформировано, и воссоздано Министерство безопасности, которое вскоре было преобразовано в Федеральную службу контрразведки. И, наконец, в 1995 г. Указом Президента Российской Федерации была создана ныне действующая Федеральная служба безопасности России.
В результате непрерывных перестроек, нанесших серьезный ущерб организации и профессионализму российских органов безопасности, вместо КГБ было создано шесть специальных служб, имеющих статус федеральных министерств и ведомств: ФСБ России, СВР России, ФСО России, Служба безопасности Президента Российской Федерации (СБП), Службы специальной связи и информации при ФСО России (Спецсвязь России), Пограничная служба ФСБ России.
В настоящее время весомый вклад в дело обеспечения национальной безопасности вносит ФСБ России, являющаяся строго централизованным ведомством, находящимся в непосредственном подчинении Президенту Российской Федерации. Центральные органы этого ведомства возглавляют единую систему органов контрразведки России, функционирующих независимо от органов власти субъектов Российской Федерации на местах, в которую входят территориальные органы контрразведки (в республиках, краях, областях) и органы контрразведки в Вооруженных силах, пограничных войсках, внутренних войсках и других воинских формированиях. В их систему возвращены органы правительственной связи и информации, а также пограничные войска.
В соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. (с изм. от 10 января 2003 г. № 4-ФЗ) «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» органы ФСБ России осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению шпионажа, терроризма, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия, наркотических средств и контрабанды. Кроме того, они ведут дознание и предварительное следствие по делам, которые отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя России.
Следует выделить приоритетные направления деятельности ФСБ России:
•участие (с использованием специальных и правовых мер) в нормализации обстановки в Северокавказском регионе;
•выявление и нейтрализация угроз конституционному строю и целостности России, помощь местным органам власти в стабилизации социально-политической и экономической обстановки, предупреждение конфликтов на национальной и религиозной основе;
•активизация контрразведывательной деятельности по противодействию устремлениям иностранных спецслужб, повышение эффективности борьбы с проявлениями организованной преступности.
Особо важные задачи стоят перед органами контрразведки в обеспечении безопасности российских стратегических объектов.
В связи с переходом в систему ФСБ России органов правительственной связи и информации у ведомства добавилась важная задача по обеспечению надежного функционирования и развития защищенных информационно-телекоммуникационных систем России как инструментов органов государственной власти и управления, и в первую очередь по обеспечению надежной защиты конфиденциальной информации Президента Российской Федерации, органов государственной власти и управления, правоохранительных структур, а также кредитно-финансовых и налогово-имущественных ведомств и учреждений России.
Новые задачи добавились и с включением в систему ФСБ России пограничных войск, которые используют в своей работе технические, агентурно-оперативные и военные методы охраны государственной границы России.
Как отдельное федеральное ведомство функционирует в настоящее время Служба внешней разведки. В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 5-ФЗ (посл. ред. от 14 февраля 2007 г. № 20-ФЗ) «О внешней разведке» приоритетными направлениями деятельности Службы внешней разведки является обеспечение высших органов законодательной и исполнительной власти России разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях.
Федеральная служба охраны и Служба Безопасности Президента Российской Федерации в настоящее время объединены в одно ведомство — Федеральную службу охраны Российской Федерации, предназначенное для обеспечения физической охраны и нейтрализации угроз безопасности Президента и высших должностных лиц Российской Федерации.
Наряду с действующей государственной системой обеспечения безопасности в последние время в России активно формируется и общественная система безопасности, основу которой составляют общегражданские структуры различного уровня. Массовое возникновение общественных организаций и движений — существенный показатель практической демократизации российского общества. Только Минюстом России за последние полтора десятилетия было зарегистрировано около 2 тыс. политических партий, движений, союзов, ассоциаций, обществ, гильдий, землячеств, фондов и клубов. В целом в стране действуют десятки тысяч формальных и неформальных общественных объединений и групп[48].
Создание общественных организаций в сфере обеспечения национальной безопасности обусловлено тем, что государственные органы, призванные обеспечивать безопасность в различных сферах, сами нередко дезорганизованы в сложившейся ныне криминогенной ситуации и не могут эффективно самостоятельно, без привлечения общества справиться со всем задачами обеспечения национальной безопасности. Граждане остро чувствуют свою незащищенность и в системе общественных организаций напрямую, без посредничества государства, пытаются предпринять шаги по обеспечению национальной безопасности семьи и государства.
Роль и место общественных структур в демократизации общества и создании организационной основы общественной системы национальной безопасности определяется их социально-политической сущностью и способностью решать следующие задачи:
быть упреждающей оповещающей системой о появлении источников национальной опасности и возрастании национальных угроз;
• на ранних этапах выявлять и предупреждать возникновение кризисных ситуаций, национальных конфликтов и противоречий;
• защищать права и свободы, потребности и интересы многонационального гражданского общества;
• формировать общественное мнение и воздействовать на него;
• осуществлять общественный контроль за деятельностью органов власти и управления, за исполнением их решений;
• вовлекать широкие массы граждан в практическую деятельность по обеспечению общенациональной безопасности, стабилизации обстановки, достижению общегражданского многонационального мира и согласия;
• бороться с социальными, национальными и моральными пороками, коррупцией, служебной безответственностью и некомпетентностью государственных служащих;
• развивать гражданское самосознание, творчество, инициативу и подвижничество[49].
Широкий общественный резонанс получает деятельность общественных аварийно-спасательных служб, положительно оценивается работа многих частных детективных и охранных предприятий, служб безопасности, охранно-сыскных агентств, структур экологической безопасности; все большее влияние на ход событий в периферийных регионах России оказывают казачьи формирования.
Исключительное значение для становления негосударственных служб безопасности имело создание в 1990 г. Фонда национальной и международной безопасности — неправительственного общественного международного объединения.
Общественные организации и движения в России в своей совокупности образуют уже довольно разветвленную общественно-политическую инфраструктуру. Можно типологизировать их в зависимости от правового статуса и масштабов деятельности, сферы приложения сил, состава учредителей и целей учреждения, специфики финансирования в системе национальной безопасности. По своему правовому статусу и масштабам деятельности негосударственные службы национальной безопасности подразделяются на международные, общероссийские, межреспубликанские, межрегиональные и местные.
В зависимости от сферы приложения сил существуют негосударственные службы экономической, политической, национальной, военной, технологической, экологической, гуманитарной, информационной, этнической, религиозной безопасности. По составу учредителей и целям учреждения различают: сословные возрожденческие структуры (казачьи формирования, Российское Дворянское Собрание, Общероссийская политическая организация «Союз офицеров», военно-исторические клубы и др.); организации ветеранов войны в Афганистане; дочерние структуры правоохранительных органов;
• структура безопасности региональных и местных органов власти (Национальная гвардия, отряды местной самообороны и др.).
В зависимости от специфики субсидирования различают:
•коммерческие структуры негосударственных служб безопасности, нацеленные на получение доходов от выполнения охранно-сыскных функций, оказания юридических услуг и информационно-аналитической работы;
•аварийно-спасательные службы, специфика функций которых определяет «замыкание» этих служб на государственные комиссии по чрезвычайным ситуациям и соответствующее субсидирование;
•военно-патриотические объединения, главная функция которых заключается в морально-психологической и физической подготовке подрастающего поколения к службе в армии, существуют за счет государственных субсидий, благотворительной помощи, допуская при этом определенную коммерциализацию своей деятельности.
Вопрос о создании общественной системы национальной безопасности непосредственно связан с проблемой отношений государственной власти и общества, попытками уравновесить их взаимное воздействие друг на друга. Несмотря на процессы демократизации, государство продолжает подменять общество, формирование институтов гражданского общества тормозится. А поскольку процессы выживания и безопасности приобретают сегодня приоритетное значение для нашего народа, то и самоорганизация общества наиболее продуктивно может идти посредством создания структур общественной национальной безопасности.
У специальных служб и общественных структур национальной безопасности есть множество общих точек приложения сил и средств, взаимных интересов, начиная от защиты жизни, здоровья, имущества, прав граждан многонационального государства и заканчивая участием в законотворчестве по проблемам национальной безопасности, анализе окружающей обстановки с точки зрения наличия или отсутствия угроз национальной безопасности и выработке рекомендаций для соответствующих государственных и общественных структур. Наиболее целесообразным представляется взаимодействие структур общественной системы национальной безопасности в области информации.
В основе деятельности негосударственных национальных структур безопасности лежат два принципа. Первый принцип — содействие обеспечению национальной безопасности, второй — стремление к самостоятельности. По сути их деятельность способствует выравниванию ритма жизни общества, дает надежду на защиту интересов граждан многонационального государства, а иногда и государства в условиях определенного сбоя в деятельности структур власти или несоответствия направленности их деятельности объективным многонациональным интересам.
Вместе с тем при возникновении юридической несостоятельности негосударственных организаций обеспечения безопасности, слабом контроле за их деятельностью со стороны государственных органов власти в условиях нестабильности социально-политической и экономической ситуации достаточно велика вероятность использования сил этих организаций в авантюрных общественно опасных целях. Структурные противоречия процесса становления негосударственных организаций безопасности еще больше увеличивают риск потери контроля над ситуацией. Нередко местные органы власти создают свои военизированные подразделения, не подчиненные вышестоящим органами власти, что ведет к рассогласованию деятельности негосударственных организаций обеспечения безопасности, ориентированных на разные органы государственной власти. Эти действия дестабилизируют национальную безопасность.
Все подобные организации хотят иметь свою правовую «вертикаль» и не подчиняться никаким иным структурам кроме прокуратуры, хотя функции с государственными структурами обеспечения безопасности у них во многом совпадает. Так, например, казачьи формирования могут выполнять роль, сходную с ролью пограничных войск и милиции, а охранно-сыскные структуры — с военизированной охраной и уголовным розыском и т.д.
Конечно, подобная аналогия условна, но вполне определенно показывает, в каких функциональных нишах происходит вытеснение старых структур национальной безопасности новыми. Понятно, что подобное вытеснение требует четкого юридического обоснования, разграничения полномочий и функций традиционных государственных структур обеспечения национальной безопасности и новых негосударственных, а также определения уровня их материального обеспечения. Целесообразно строить систему взаимоотношения этих двух структур на принципе взаимодополнения, а не взаимоисключения.
Контрольные вопросы
1.Раскройте основное содержание структуры «социальная система».
2.Дайте определение понятия «социум».
3.Расскажите об обеспечении безопасности социума в направлении обеспечения его стабильности.
4.Какие функции системы безопасности определены Законом РФ «О безопасности»?
5.Объясните сущность системного подхода к обеспечению национальной безопасности.
6.Расскажите об основных системных угрозах и опасностях российского социума.
7.Раскройте основное содержание разделов Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
8.Перечислите основные функции, выполняемые МВД России в системе национальной безопасности России.
9.Какие функции в системе национальной безопасности России выполняет Федеральная служба безопасности Российской Федерации?
10.Расскажите о функциях Федеральной службы внешней разведки в системе национальной безопасности России.
11.Какие функции в системе национальной безопасности России выполняет Федеральная служба охраны Российской Федерации?
12.Расскажите о деятельности общественной системы безопасности.