Вопрос 2. Понятие концепции национальной безопасности

Приоритеты национальной безопасности различных стран име­ют форму идей и концепций, связанных с бесчисленными раз­розненными инициативами (Италия, Франция, Корея), или до­статочно устойчивой деятельности (Германия, Великобритания, Япония).

В каждой из этих концепций есть основные положения, кото­рые можно использовать при разработке системных документов по обеспечению безопасности России. Вместе с тем анализ зару­бежных материалов, связанных с национальной безопасностью, показывает, что между отечественной и зарубежной, прежде все­го американской, политической наукой и практикой имеются существенные различия. Приведем некоторые из них[47].

Во-первых, в зарубежных странах национальная безопасность рассматривается преимущественно как сфера военной и государ­ственной безопасности, а вопросы обеспечения безопасности лич­ности и общества, особенно в социальной, экономической и эко­логической сферах, не рассматриваются.

В России же утвердился подход к безопасности как к многосто­роннему явлению, составными частями которого являются поли­тическая, социально-экономическая, военная, информационная, культурная, экологическая и другие сферы безопасности.

Во-вторых, основными методами обеспечения безопасности, защиты национальных интересов в США считаются «сдержива­ние за счет устрашения», оборона с использованием армии и «контроль над вооружениями», обеспечивающие неуязвимость государства к враждебным актам путем достижения военного пре­имущества. Россия, напротив, опирается на приоритет обще­человеческих ценностей и выступает против использования во­енной силы.

В России попытка правового обоснования общегосударствен­ной безопасности впервые была предпринята в 1992 г. путем при­нятия Закона РФ «О безопасности». В 1997 г. была принята Кон­цепция национальной безопасности Российской Федерации в пер­вой редакции. В обеспечении национальной безопасности России центральное место занимает вопрос о ее политико-организаци­онных и правовых основах. Именно понимание безопасности в широком и всеобъемлющем смысле привело к необходимости раз­работки Концепции национальной безопасности Российской Фе­дерации, которая должна была стать теоретической основой и руководством для государственных органов и структур по выходу из того социально-политического, экономического и духовного кризиса, в котором оказалась страна.

В настоящее время система мер по обеспечению безопасности России определяется положениями принятой в 2002 г. (с изм. и доп. 2005 г.) новой редакции Концепции национальной безопас­ности Российской Федерации, которая определяется как «систе­ма взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасно­сти личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности». В этом документе дано современное официальное определение национальной безопасности Российской Федерации, представляющей собой «...безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и един­ственного источника власти в Российской Федерации» и сформу­лированы важнейшие направления государственной политики России в различных сферах обеспечения безопасности. Концеп­ция состоит из четырех разделов.

В первом разделе определены место и роль России в мировом сообществе. В документе констатируется, что Россия является од­ной из крупнейших стран мира с многовековой историей и бога­тыми культурными традициями.

Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, наша страна в силу значительного эконо­мического, научно-технического и военного потенциала, уникаль­ного стратегического положения на Европейском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировом процессе. Как положительная тенденция отмечены более широкая ин­теграция России в мировую экономику, расширение сотрудниче­ства с международными экономическими и финансовыми инсти­тутами, общность интересов России и других государств по мно­гим проблемам международной безопасности.

Вместе с тем обращено внимание и на негативные тенденции, связанные с резким обострением проблем терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, а также с активизацией усилий некоторых государств, направ­ленных на ослабление позиций России в политической, эконо­мической, военной и других областях, попытками игнорировать ее интересы при решении крупных проблем международных от­ношений, способных подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения. Во втором разделе сформулированы национальные интересы России, под которыми понимается «совокупность сбалансирован­ных интересов личности, общества и государства в экономиче­ской, внутриполитической, социальной, международной, воен­ной, пограничной, экологической и других сферах».

Национальные интересы носят долгосрочный характер. Они определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внут­ренней и внешней политики государства; обеспечиваются инсти­тутами государственной власти, осуществляющими свои функ­ции во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства общественными орга­низациями; включают интересы личности (реализация конститу­ционных прав и свобод, обеспечение личной безопасности, по­вышение качества и уровня жизни, физическое, духовное и ин­теллектуальное развитие человека и гражданина), интересы об­щества (упрочение демократии, создание правового, социально­го государства, достижение и поддержание общественного согла­сия, духовное обновление России) и интересы государства (не­зыблемость конституционного строя, суверенитета и территори­альной целостности России, политическая, экономическая и соци­альная стабильность, безусловное обеспечение законности и поддержание правопорядка, развитие равноправного и взаимовыгод­ного международного сотрудничества.

Как подчеркивается в документе, реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого разви­тия экономики, поэтому, при всей важности развития других сфер общественной жизни, экономическая является ключевой.

В третьем разделе раскрыта суть основных угроз безопасности России, как внутренних, так и внешних. К внутренним угрозам относятся: состояние отечественной экономики; несовершенство системы организации государственной власти и гражданского об­щества; социально-политическая поляризация общества; крими­нализация общественных отношений и рост организованной пре­ступности; увеличение масштабов терроризма; обострение меж­национальных отношений. К внешним угрозам относится ослож­нение международных отношений. Причем внутренние угрозы выступают в настоящий момент как определяющие, в связи с тем что «углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духов­ной сферах может привести к утрате демократических завоеваний».

В четвертом разделе определены задачи, пути и дана характе­ристика системы обеспечения национальной безопасности, пере­числены все структуры, участвующие в формировании и реализа­ции политики обеспечения национальной безопасности.

В заключении документа подчеркивается, что Россия намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопас­ность, что созданные правовые демократические институты, ши­рокое участие политических партий и общественных объедине­ний в реализации Концепции национальной безопасности, сло­жившаяся структура органов государственной власти — залог ди­намичного развития России в XXI в.

Приведенный в Концепции перечень угроз в различных сферах жизнедеятельности России, меры по обеспечению их безопасно­сти не являются исчерпывающими. Это задача текущей деятель­ности государственных и общественных структур Российской Фе­дерации. В настоящее время важно создать действенный механизм разработки и практической реализации данного документа, про­цедуры подготовки и принятия решений в сфере обеспечения без­опасности, организации их исполнения и эффективного контро­ля в целях стабильного и устойчивого развития России.