Вопрос 2.2. Управление элементами политической системы при обеспечении национальной безопасностью России
События, повлиявшие на жизнь нашей страны в 1990-е гг., и последовавшее за ними радикальное реформирование всех сфер общественной жизни России, кардинально изменившие внутреннюю и международную политику государства, потребовали адекватных изменений в обеспечении национальной безопасности. В обществе все отчетливее утверждается мнение, что сложность российских преобразований требует от всех институтов власти обеспечения безопасности жизнедеятельности всех слоев населения, что может явиться условием, а также фактором конструктивного реформирования. Обеспечение безопасности государства при этом является условием нравственного и духовного развития граждан, наиболее полного и всестороннего удовлетворения их интересов и потребностей.
Подобная взаимосвязь личного и государственного в наибольшей мере проявляется в духовности, нравственности, которые в свою очередь влияют на поведение людей, призванных обеспечивать безопасность государства, и в то же время на отношение граждан к этим людям и их деятельности. Вот почему, изучая проблемы обеспечения государственной безопасности, а в дальнейшем решая политические, экономические, технические, экологические задачи, возникающие в профессиональной деятельности, следует постоянно видеть цель, ради которой охраняется государственность, понимать, какими средствами достигается национальная безопасность и в каком объеме непосредственно защитники государства получают поддержку общества.
Государственная безопасность в данном контексте — это состояние, при котором в государстве защищены его национальные интересы в широком их понимании, включающем политические, социальные, экономические, военные, технологические, экологические, международные аспекты, права и свободы его граждан, а также духовные и интеллектуальные ценности народа. На решение проблем современной России в этой сфере ориентированы и Закон РФ «О безопасности*, и Концепция национальной безопасности.
Нужно отметить, что ориентация в прошлом на силовую организацию безопасности привела, в конечном счете, к распаду СССР. Вместо укрепления обороноспособности граждане России получили дестабилизацию и развал социальной сферы в связи с огромными военными затратами экономики, системный кризис общества и власти, абсолютную незаинтересованность общества в эффективности безопасности государства. Вместо безопасности граждан и гарантии их прав и свобод государство «обеспечило» разгул беззакония, произвола, преступности и коррупции.
Необходимо понимать, что иногда обеспечение безопасности требует применения силы, но если раньше это было необходимо как средство нападения и самозащиты ради выживания, то в современном обществе насилие все чаще используется в опосредованном виде как сдерживающая сила агрессивных устремлений недружественных социальных сфер внутри и вне государства. Интересы обеспечения национальной безопасности не требуют отказа от насилия, а настойчиво предлагают разработку более цивилизованных и законных (в рамках законности Организации Объединенных Наций — ООН) способов его применения, активное устранение из его арсенала примитивных и жестоких форм и средств. Национальная безопасность должна восприниматься не как совокупность охранительных мер власти, а как состояние безопасной жизнедеятельности нации, стратегия, направленная прежде всего на обеспечение развития жизненно важных национальных интересов государства.
Современная политика национальной безопасности, представленная в Концепции национальной безопасности, выражает осуществляемую по единому замыслу деятельность государства во всех сферах его ответственности, направленную на прогнозирование, выявление, предупреждение и нейтрализацию всех видов внутренних и внешних угроз существованию и развитию личности, общества и государства.
В настоящее время в России сложился определенный механизм выработки, принятия и осуществления решений в области обеспечения национальной безопасности.Государственная стратегия обеспечения национальной безопасности России разрабатывается и реализуется в рамках проводимых экономических преобразований, основными приоритетами которых являются обеспечение устойчивого экономического состояния личности, соблюдения ее конституционных прав и свобод, экономической, социальной, политической и военной стабильности общества.
Современная социально-политическая ситуация в России, несмотря на значительный прогресс последних лет, остается противоречивой. Становление нового государственного строя происходит на фоне сохраняющихся негативных явлений в экономической и социальной сферах, противоречий между федеральным центром и регионами.
Серьезной угрозой национальной безопасности государства является организованная преступность. Сложно и часто непредсказуемо складываются отношения с бывшими республиками СССР даже в рамках СНГ. Непростой и взрывоопасной является и международная военно-политическая обстановка. В этих условиях основными функциями государства являются:
•обеспечение предсказуемости общественных процессов, защита суверенитета и территориальной целостности;
•ускорение формирования устойчивых основ правового, демократического, федеративного, социального государства;
•обеспечение экономической и социально-политической стабильности;
•защита конституционного строя, правопорядка, борьба с организованной преступностью и коррупцией;
•обеспечение эффективной внутренней и внешней политики, налаживание и развитие международных связей на основе партнерства и сотрудничества;
•обеспечение сдерживания и отражения любой внешней агрессии;
•улучшение экологической ситуации.
При реализации указанных функций очень важно верно определить приоритеты в обеспечении безопасности жизнедеятельности российского народа. Именно несбалансированность интересов государства, общества, различных социальных групп и личности является одной из серьезнейших проблем современной России, препятствующих ее стабильности.
Основные средства и ресурсы обеспечения национальной безопасности, помимо объективных преимуществ природного и ресурсного потенциалов, географического положения России и наличия стратегических ядерных вооружений, связаны с ее высоким интеллектуальным богатством, научно-техническим потенциалом, перспективами в области демографии и другими факторами.
Правовую основу обеспечения национальной безопасности России составляет Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные акты, а также международные договоры и обязательства. Нормативно-правовая база государства включает:
«законодательство — нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой;
•суд — государственный орган, образуемый в установленном законом порядке, осуществляющий правосудие и реализующий судебную власть в иной форме;
•прокуратура — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением законов.
Законотворчество, правосудие и прокурорский надзор — исторически сложившиеся основные функции государства. Кроме того, существуют две дополнительные функции — внешних связей и сбора и хранения информации.
В последнее время информационная функция государства приобретает особо важное значение. Но, к сожалению, в российском законодательстве здесь имеется серьезный пробел. Законодательная защита наших политических, экономических, социальных и духовных ценностей от опасностей, связанных с воздействием на сознание людей потоков различной информации, особенно той, которая формируется средствами массовой информации, в настоящее время находится только в стадии становления. Недооценка значимости подобных угроз — одна из причин нестабильности российского общества.
Анализ современной общественной жизни позволяет констатировать, что Россия обеспечивает свою безопасность всеми имеющимися в ее распоряжении средствами — политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и иными — на основе последовательной реализации политики национальной безопасности с учетом разграничения полномочий и обеспечения координации действий органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Исторически известны несколько основных подходов к обеспечению национальной, и прежде всего государственной безопасности[42].
Первый подход — силовой (охранительный), делающий ставку на социальный эгоизм и возможность любого произвола при его реализации, что, по сути, является навязыванием своей воли другим на основе своего превосходства.
Второй подход — конкурентный, также силовой подход, но основанный на способности дать эффективный отпор потенциальному агрессору. Однако при этом вводятся определенные ограничения на возможные проявления насилия, признается нежелательность или даже недопустимость силового давления.
Третий подход проявляется в стремлении к обретению безопасности посредством отказа от насилия вообще посредством всеобъемлющего разоружения, что практически не реально, хотя и имеет определенную перспективу при переходе к устойчивому развитию.
Современная система национальной безопасности России не опровергает ее силового обеспечения, которое должно проявляться в гарантированной готовности своевременно распознавать и оценивать весь спектр угроз, принимать необходимые меры для оптимального их снижения или нейтрализации с учетом своих возможностей и долговременных интересов развития.
Функционально-силовой аспект национальной безопасности включает ряд других составляющих, например, способность своевременно выявить и оценить опасности и угрозы, их возможные последствия в объективных величинах и понятиях; наличие и эффективность средств для противостояния внутренним и внешним опасностям и угрозам; готовность общества к определенным потерям в период локализации и пресечения конкретной угрозы и компенсации ее последствий. Способность системы национальной безопасности предотвращать совершение опасных действий одних субъектов по отношению к другим распространяется и на взаимоотношения власти с обществом и личностью.
Подлинная национальная безопасность заключается не в охране и консервации существующей элиты и порядков, а в способности и желании государственных институтов власти обеспечивать рациональное и устойчивое развитие общества, в том числе и в способности структур национальной безопасности поддерживать такое развитие.
Существуют следующие основные исторические типы систем обеспечения национальной безопасности:
• карательно-репрессивный, ориентированный на поиск врагов, их подавление, изоляцию, изгнание и уничтожение;
• охранительно-силовой, направленый на обеспечение безопасности правящей элиты и режима с основной опорой на силу, а также применение «гибких» мер — подкупа, обмана, создания фальшивой оппозиции и т.п.;
• демократический, основанный на демократическом законодательстве, предполагающий преимущественно несиловые средства обеспечения безопасности — правоохранительные, информационные, психологические, духовные и др.
Система национальной безопасности современной России ориентируется на третий тип, обеспечивающий защиту жизненно Важных интересов личности, общества и государства при соблюдении принципов законности, баланса их интересов, взаимной ответственности за обеспечение национальной безопасности государства и интеграции в международную систему безопасности. Исходя из этого Концепция национальной безопасности Российской Федерации определяет следующие задачи ее обеспечения:
•своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;
•принятие мер по их предупреждению и реализации;
•обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее пограничного пространства;
•подъем экономики, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
•преодоление научно-технической и технологической зависимости России от внешних источников;
•обеспечение личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
• совершенствование системы государственной власти, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
• обеспечение неукоснительного соблюдения российского законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими, общественными и религиозными организациями;
• обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России с ведущими государствами мира;
• подъем и поддержание на высоком уровне военного потенциала России;
• укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки; принятие эффективных мер по пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств против Российской Федерации;
«коренное улучшение экологической ситуации.
В Концепции определен порядок создания и функционирования системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, основу которой составляют органы, силы и средства, осуществляющие меры безопасности политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение национальной безопасности личности, общества и государства.
В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности принимают участие государственные структуры.
Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности; санкционирует действия по ее обеспечению; в соответствии с законодательством формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности; в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны.
Федеральное Собрание Российской Федерации — на основе Конституции Российской Федерации по представлениям Президента и Правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности.
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения национальной безопасности координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов власти субъектов Российской Федерации; формирует в установленном порядке статьи федерального /бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области.
Совет Безопасности Российской Федерации проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности, оперативно готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению; разрабатывает положения в области обеспечения национальной безопасности, а также предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности; координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности; контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решения в этой области.
* Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства, решений Президента и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности России; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту и Правительству Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства, решений Президента и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности, а также федеральных программ, планов и Директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в области военной безопасности; совместно с органами самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно российскому законодательству; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности.
Силы и средства обеспечения безопасности России на уровне государства включают в себя следующие структуры и органы: вооруженные силы; органы внутренних дел и внутренние войска; федеральные органы безопасности; пограничные войска; внешняя разведка; система обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной власти; формирования гражданской обороны и службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; правоохранительные органы; таможня; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте, в сельском хозяйстве; природоохранительные органы; миграционные органы; органы охраны здоровья населения и т.д.
Основные государственные структуры Российской Федерации, осуществляющие меры по безопасности, подчиняются непосредственно Президенту Российской Федерации. К ним относятся: МВД России, МЧС России, Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России), Министерство обороны Российской Федерации (МО России), Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), Служба Внешней Разведки России (СВР России), Федеральная служба безопасности России (ФСБ России), Федеральная служба охраны России (ФСО России), Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП), ФСТЭК России и др.
Негосударственные охранные структуры и службы безопасности в соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 (ред. от 24 июля 2007 г.) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» могут иметь коммерческие структуры, политические, общественные и религиозные организации, а также отдельные граждане. При этом выбор тех или иных средств обеспечения безопасности предприятия или организации в конкретной ситуации зависит от определенных обстоятельств и прежде всего от характера и масштабов опасности, а также опыта защиты от опасностей, которым обладает субъект обеспечения безопасности. Для эффективного обеспечения безопасности необходимо, чтобы выбранные средства защиты были законны и адекватны угрозе.
По функциональным задачам, содержанию деятельности, месту и роли в системе государственной власти органы безопасности подразделяются на несколько видов, соответствующих определенному типу государства.
Для демократических государств характерны органы безопасности, обеспечивающие руководство страны специальной политической информацией, противодействующие разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств и иных враждебных инфраструктур, проводящие специальные операции против них, но не участвующие в управлении государством.
Государствам с переходными формами власти (переход от тоталитарных к демократическим формам) свойственны органы власти и безопасности, входящие в систему государственного управления и кроме указанных выше функций обладающие правом давать обязательные рекомендации другим государственным структурам, осуществлять контроль за их деятельностью, умонастроением людей (обязательное согласование кадровых вопросов, зарубежных командировок и т.д.).
Тоталитарные государства имеют, как правило, органы национальной безопасности, включенные не только в систему государственного управления, но и являющиеся главными в сфере обеспечения неконституционного выполнения политики государственной безопасности.
Государственные органы, созданные и действующие в целях защиты национальных интересов и национальной безопасности как внутри страны, так и на международной арене, называют в разговорной речи специальными службами. Последние используют в своей практической деятельности специальные формы и методы, которые не применяют другие государственные органы власти и управления, такие как агентурная связь, негласное наблюдение, обыски, задержание, аресты, применение оружия и специальных средств и т.д. Специальные службы, призванные обеспечивать политическое руководство объективной и достоверной информацией о реальном положении в той или иной сфере социально-политической и экономической жизни, требующем решения на высшем уровне, всегда являлись наиболее необходимым и действенным инструментом государственной власти. В связи с этим их деятельность обязательно строго регламентируется законом и контролируется исполнительной и законодательной властью.
Принципиально важную роль в определении государственной стратегии российского руководства по обеспечению национальной безопасности России и координации деятельности силовых структур сыграло создание в 1992 г. Совета Безопасности Российской Федерации. Как коллегиальный орган, возглавляемый Президентом Российской Федерации, он призван олицетворять естественное и жизненно необходимое для реального обеспечения национальной безопасности России правовое единство законодательной и исполнительной власти. С помощью своего аппарата он координирует деятельность всех органов, ведомств, структур, сил и средств по выработке и проведению единой государственной политики в области национальной безопасности. Именно Совет Безопасности Российской Федерации — совет первых лиц государства, несущих ответственность за защиту жизненно важных интересов страны в различных сферах, — призван фокусировать и увязывать в подготавливаемых им решениях для Президента Российской Федерации весь спектр задач по обеспечению национальной безопасности государства, общества и личности.
Совет Безопасности Российской Федерации выполняет следующие основные задачи:
•определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
•разработка основных направлений стратегии обеспечения национальной безопасности России;
•подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации для принятия решений по вопросам внутренней и внешней безопасности России в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации на основе Конституции и Концепции национальной безопасности эффективно действует государственная система политического решения, регулирования и мониторинга национальной безопасности России.