Вопрос 2.2. Управление элементами политической системы при обеспечении национальной безопасностью России

События, повлиявшие на жизнь нашей страны в 1990-е гг., и последовавшее за ними радикальное реформирование всех сфер об­щественной жизни России, кардинально изменившие внутреннюю и международную политику государства, потребовали адекватных изменений в обеспечении национальной безопасности. В обществе все отчетливее утверждается мнение, что сложность российских преобразований требует от всех институтов власти обеспечения без­опасности жизнедеятельности всех слоев населения, что может явить­ся условием, а также фактором конструктивного реформирования. Обеспечение безопасности государства при этом является условием нравственного и духовного развития граждан, наиболее полного и всестороннего удовлетворения их интересов и потребностей.

Подобная взаимосвязь личного и государственного в наиболь­шей мере проявляется в духовности, нравственности, которые в свою очередь влияют на поведение людей, призванных обеспечи­вать безопасность государства, и в то же время на отношение граж­дан к этим людям и их деятельности. Вот почему, изучая пробле­мы обеспечения государственной безопасности, а в дальнейшем решая политические, экономические, технические, экологичес­кие задачи, возникающие в профессиональной деятельности, сле­дует постоянно видеть цель, ради которой охраняется государ­ственность, понимать, какими средствами достигается нацио­нальная безопасность и в каком объеме непосредственно защит­ники государства получают поддержку общества.

Государственная безопасность в данном контексте — это состо­яние, при котором в государстве защищены его национальные интересы в широком их понимании, включающем политические, социальные, экономические, военные, технологические, эколо­гические, международные аспекты, права и свободы его граж­дан, а также духовные и интеллектуальные ценности народа. На решение проблем современной России в этой сфере ориентиро­ваны и Закон РФ «О безопасности*, и Концепция национальной безопасности.

Нужно отметить, что ориентация в прошлом на силовую орга­низацию безопасности привела, в конечном счете, к распаду СССР. Вместо укрепления обороноспособности граждане России полу­чили дестабилизацию и развал социальной сферы в связи с огромными военными затратами экономики, системный кризис общества и власти, абсолютную незаинтересованность общества в эффективности безопасности государства. Вместо безопасности граждан и гарантии их прав и свобод государство «обеспечило» разгул беззакония, произвола, преступности и коррупции.

Необходимо понимать, что иногда обеспечение безопасности требует применения силы, но если раньше это было необходимо как средство нападения и самозащиты ради выживания, то в со­временном обществе насилие все чаще используется в опосредо­ванном виде как сдерживающая сила агрессивных устремлений недружественных социальных сфер внутри и вне государства. Ин­тересы обеспечения национальной безопасности не требуют от­каза от насилия, а настойчиво предлагают разработку более циви­лизованных и законных (в рамках законности Организации Объ­единенных Наций — ООН) способов его применения, активное устранение из его арсенала примитивных и жестоких форм и средств. Национальная безопасность должна восприниматься не как совокупность охранительных мер власти, а как состояние безопасной жизнедеятельности нации, стратегия, направленная прежде всего на обеспечение развития жизненно важных нацио­нальных интересов государства.

Современная политика национальной безопасности, представлен­ная в Концепции национальной безопасности, выражает осуще­ствляемую по единому замыслу деятельность государства во всех сферах его ответственности, направленную на прогнозирование, выявление, предупреждение и нейтрализацию всех видов внут­ренних и внешних угроз существованию и развитию личности, общества и государства.

В настоящее время в России сложился определенный механизм выработки, принятия и осуществления решений в области обес­печения национальной безопасности.Государственная стратегия обеспечения национальной безопас­ности России разрабатывается и реализуется в рамках проводимых экономических преобразований, основными приоритетами которых являются обеспечение устойчивого экономического со­стояния личности, соблюдения ее конституционных прав и сво­бод, экономической, социальной, политической и военной ста­бильности общества.

Современная социально-политическая ситуация в России, не­смотря на значительный прогресс последних лет, остается проти­воречивой. Становление нового государственного строя происхо­дит на фоне сохраняющихся негативных явлений в экономиче­ской и социальной сферах, противоречий между федеральным цен­тром и регионами.

Серьезной угрозой национальной безопасности государства является организованная преступность. Сложно и часто непредс­казуемо складываются отношения с бывшими республиками СССР даже в рамках СНГ. Непростой и взрывоопасной является и меж­дународная военно-политическая обстановка. В этих условиях ос­новными функциями государства являются:

•обеспечение предсказуемости общественных процессов, за­щита суверенитета и территориальной целостности;

•ускорение формирования устойчивых основ правового, де­мократического, федеративного, социального государства;

•обеспечение экономической и социально-политической ста­бильности;

•защита конституционного строя, правопорядка, борьба с орга­низованной преступностью и коррупцией;

•обеспечение эффективной внутренней и внешней политики, налаживание и развитие международных связей на основе парт­нерства и сотрудничества;

•обеспечение сдерживания и отражения любой внешней аг­рессии;

•улучшение экологической ситуации.

При реализации указанных функций очень важно верно опре­делить приоритеты в обеспечении безопасности жизнедеятельно­сти российского народа. Именно несбалансированность интересов государства, общества, различных социальных групп и личности является одной из серьезнейших проблем современной России, препятствующих ее стабильности.

Основные средства и ресурсы обеспечения национальной без­опасности, помимо объективных преимуществ природного и ре­сурсного потенциалов, географического положения России и на­личия стратегических ядерных вооружений, связаны с ее высо­ким интеллектуальным богатством, научно-техническим потен­циалом, перспективами в области демографии и другими факто­рами.

Правовую основу обеспечения национальной безопасности Рос­сии составляет Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные акты, а также международные договоры и обязательства. Нормативно-правовая база государства включает:

«законодательство — нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие обще­ственные отношения и обладающие высшей юридической силой;

•суд — государственный орган, образуемый в установленном законом порядке, осуществляющий правосудие и реализующий судебную власть в иной форме;

•прокуратура — единая федеральная централизованная систе­ма органов, осуществляющих надзор за соблюдением законов.

Законотворчество, правосудие и прокурорский надзор — исто­рически сложившиеся основные функции государства. Кроме того, существуют две дополнительные функции — внешних связей и сбора и хранения информации.

В последнее время информационная функция государства при­обретает особо важное значение. Но, к сожалению, в российском законодательстве здесь имеется серьезный пробел. Законодатель­ная защита наших политических, экономических, социальных и духовных ценностей от опасностей, связанных с воздействием на сознание людей потоков различной информации, особенно той, которая формируется средствами массовой информации, в на­стоящее время находится только в стадии становления. Недооцен­ка значимости подобных угроз — одна из причин нестабильности российского общества.

Анализ современной общественной жизни позволяет конста­тировать, что Россия обеспечивает свою безопасность всеми име­ющимися в ее распоряжении средствами — политическими, эко­номическими, правовыми, военными, организационными и ины­ми — на основе последовательной реализации политики нацио­нальной безопасности с учетом разграничения полномочий и обеспечения координации действий органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Исторически известны несколько основных подходов к обес­печению национальной, и прежде всего государственной безо­пасности[42].

Первый подход — силовой (охранительный), делающий ставку на социальный эгоизм и возможность любого произвола при его реализации, что, по сути, является навязыванием своей воли дру­гим на основе своего превосходства.

Второй подход — конкурентный, также силовой подход, но основанный на способности дать эффективный отпор потенци­альному агрессору. Однако при этом вводятся определенные ограничения на возможные проявления насилия, признается нежела­тельность или даже недопустимость силового давления.

Третий подход проявляется в стремлении к обретению без­опасности посредством отказа от насилия вообще посредством всеобъемлющего разоружения, что практически не реально, хотя и имеет определенную перспективу при переходе к устойчивому развитию.

Современная система национальной безопасности России не опровергает ее силового обеспечения, которое должно проявляться в гарантированной готовности своевременно распознавать и оце­нивать весь спектр угроз, принимать необходимые меры для оп­тимального их снижения или нейтрализации с учетом своих воз­можностей и долговременных интересов развития.

Функционально-силовой аспект национальной безопасности включает ряд других составляющих, например, способность свое­временно выявить и оценить опасности и угрозы, их возможные последствия в объективных величинах и понятиях; наличие и эф­фективность средств для противостояния внутренним и внешним опасностям и угрозам; готовность общества к определенным по­терям в период локализации и пресечения конкретной угрозы и компенсации ее последствий. Способность системы националь­ной безопасности предотвращать совершение опасных действий одних субъектов по отношению к другим распространяется и на взаимоотношения власти с обществом и личностью.

Подлинная национальная безопасность заключается не в охра­не и консервации существующей элиты и порядков, а в способ­ности и желании государственных институтов власти обеспечи­вать рациональное и устойчивое развитие общества, в том числе и в способности структур национальной безопасности поддержи­вать такое развитие.

Существуют следующие основные исторические типы систем обеспечения национальной безопасности:

карательно-репрессивный, ориентированный на поиск врагов, их подавление, изоляцию, изгнание и уничтожение;

охранительно-силовой, направленый на обеспечение безопасно­сти правящей элиты и режима с основной опорой на силу, а также применение «гибких» мер — подкупа, обмана, создания фальши­вой оппозиции и т.п.;

демократический, основанный на демократическом законода­тельстве, предполагающий преимущественно несиловые средства обеспечения безопасности — правоохранительные, информацион­ные, психологические, духовные и др.

Система национальной безопасности современной России ориентируется на третий тип, обеспечивающий защиту жизненно Важных интересов личности, общества и государства при соблю­дении принципов законности, баланса их интересов, взаимной ответственности за обеспечение национальной безопасности го­сударства и интеграции в международную систему безопасности. Исходя из этого Концепция национальной безопасности Рос­сийской Федерации определяет следующие задачи ее обеспече­ния:

•своевременное прогнозирование и выявление внешних и внут­ренних угроз национальной безопасности;

•принятие мер по их предупреждению и реализации;

•обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее пограничного пространства;

•подъем экономики, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

•преодоление научно-технической и технологической зависи­мости России от внешних источников;

•обеспечение личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

• совершенствование системы государственной власти, феде­ративных отношений, местного самоуправления и законодатель­ства, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

• обеспечение неукоснительного соблюдения российского за­конодательства всеми гражданами, должностными лицами, госу­дарственными органами, политическими, общественными и ре­лигиозными организациями;

• обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудниче­ства России с ведущими государствами мира;

• подъем и поддержание на высоком уровне военного потен­циала России;

• укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки; принятие эффективных мер по пресечению разведывательной и подрывной деятельности ино­странных государств против Российской Федерации;

«коренное улучшение экологической ситуации.

В Концепции определен порядок создания и функционирования системы обеспечения национальной безопасности Российской Феде­рации, основу которой составляют органы, силы и средства, осу­ществляющие меры безопасности политического, правового, орга­низационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение национальной безопасности лич­ности, общества и государства.

В формировании и реализации политики обеспечения нацио­нальной безопасности принимают участие государственные струк­туры.

Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности; санкционирует действия по ее обес­печению; в соответствии с законодательством формирует, ре­организует и упраздняет подчиненные ему органы и силы без­опасности; выступает с посланиями, обращениями и директива­ми по проблемам национальной безопасности; в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положе­ния Концепции национальной безопасности, определяет направ­ления текущей внутренней и внешней политики страны.

Федеральное Собрание Российской Федерации — на основе Кон­ституции Российской Федерации по представлениям Президента и Правительства Российской Федерации формирует законодатель­ную базу в области обеспечения национальной безопасности.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полно­мочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Пре­зидента Российской Федерации Федеральному Собранию при­оритетов в области обеспечения национальной безопасности ко­ординирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов власти субъектов Российской Федера­ции; формирует в установленном порядке статьи федерального /бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области.

Совет Безопасности Российской Федерации проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной без­опасности, оперативно готовит для Президента Российской Фе­дерации проекты решений по их предотвращению; разрабатывает положения в области обеспечения национальной безопасности, а также предложения по уточнению отдельных положений Кон­цепции национальной безопасности; координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности; контро­лирует реализацию федеральными органами исполнительной вла­сти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решения в этой области.

* Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства, решений Президента и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности России; в пределах своей компетенции разрабатывают норма­тивные правовые акты в этой области и представляют их Прези­денту и Правительству Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Взаимодействуют с федеральными органами исполнительной вла­сти по вопросам исполнения законодательства, решений Прези­дента и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности, а также федеральных программ, планов и Директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим Вооружен­ными Силами Российской Федерации, в области военной безо­пасности; совместно с органами самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем нацио­нальной безопасности согласно российскому законодательству; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложе­ния по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности.

Силы и средства обеспечения безопасности России на уровне государства включают в себя следующие структуры и органы: воору­женные силы; органы внутренних дел и внутренние войска; феде­ральные органы безопасности; пограничные войска; внешняя раз­ведка; система обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной власти; формирования гражданской обороны и службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуа­ций; правоохранительные органы; таможня; органы, обеспечиваю­щие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте, в сельском хозяйстве; природоохранительные органы; миграционные органы; органы охраны здоровья населения и т.д.

Основные государственные структуры Российской Федерации, осуществляющие меры по безопасности, подчиняются непосред­ственно Президенту Российской Федерации. К ним относятся: МВД России, МЧС России, Министерство иностранных дел Россий­ской Федерации (МИД России), Министерство обороны Россий­ской Федерации (МО России), Министерство юстиции Россий­ской Федерации (Минюст России), Служба Внешней Разведки России (СВР России), Федеральная служба безопасности России (ФСБ России), Федеральная служба охраны России (ФСО Рос­сии), Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), Главное управление спе­циальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП), ФСТЭК России и др.

Негосударственные охранные структуры и службы безопасно­сти в соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 (ред. от 24 июля 2007 г.) «О частной детективной и охранной деятельно­сти в Российской Федерации» могут иметь коммерческие структу­ры, политические, общественные и религиозные организации, а также отдельные граждане. При этом выбор тех или иных средств обеспечения безопасности предприятия или организации в кон­кретной ситуации зависит от определенных обстоятельств и прежде всего от характера и масштабов опасности, а также опыта защиты от опасностей, которым обладает субъект обеспечения безопасности. Для эффективного обеспечения безопасности необходимо, чтобы выбранные средства защиты были законны и адекватны угрозе.

По функциональным задачам, содержанию деятельности, ме­сту и роли в системе государственной власти органы безопасно­сти подразделяются на несколько видов, соответствующих опре­деленному типу государства.

Для демократических государств характерны органы безопас­ности, обеспечивающие руководство страны специальной поли­тической информацией, противодействующие разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств и иных враж­дебных инфраструктур, проводящие специальные операции про­тив них, но не участвующие в управлении государством.

Государствам с переходными формами власти (переход от тота­литарных к демократическим формам) свойственны органы вла­сти и безопасности, входящие в систему государственного управ­ления и кроме указанных выше функций обладающие правом да­вать обязательные рекомендации другим государственным струк­турам, осуществлять контроль за их деятельностью, умонастрое­нием людей (обязательное согласование кадровых вопросов, за­рубежных командировок и т.д.).

Тоталитарные государства имеют, как правило, органы на­циональной безопасности, включенные не только в систему госу­дарственного управления, но и являющиеся главными в сфере обеспечения неконституционного выполнения политики государ­ственной безопасности.

Государственные органы, созданные и действующие в целях защиты национальных интересов и национальной безопасности как внутри страны, так и на международной арене, называют в разговорной речи специальными службами. Последние использу­ют в своей практической деятельности специальные формы и мето­ды, которые не применяют другие государственные органы влас­ти и управления, такие как агентурная связь, негласное наблюде­ние, обыски, задержание, аресты, применение оружия и специ­альных средств и т.д. Специальные службы, призванные обеспе­чивать политическое руководство объективной и достоверной ин­формацией о реальном положении в той или иной сфере соци­ально-политической и экономической жизни, требующем реше­ния на высшем уровне, всегда являлись наиболее необходимым и действенным инструментом государственной власти. В связи с этим их деятельность обязательно строго регламентируется законом и контролируется исполнительной и законодательной властью.

Принципиально важную роль в определении государственной стратегии российского руководства по обеспечению националь­ной безопасности России и координации деятельности силовых структур сыграло создание в 1992 г. Совета Безопасности Россий­ской Федерации. Как коллегиальный орган, возглавляемый Прези­дентом Российской Федерации, он призван олицетворять есте­ственное и жизненно необходимое для реального обеспечения национальной безопасности России правовое единство законода­тельной и исполнительной власти. С помощью своего аппарата он координирует деятельность всех органов, ведомств, структур, сил и средств по выработке и проведению единой государственной политики в области национальной безопасности. Именно Совет Безопасности Российской Федерации — совет первых лиц госу­дарства, несущих ответственность за защиту жизненно важных ин­тересов страны в различных сферах, — призван фокусировать и увязывать в подготавливаемых им решениях для Президента Рос­сийской Федерации весь спектр задач по обеспечению националь­ной безопасности государства, общества и личности.

Совет Безопасности Российской Федерации выполняет следу­ющие основные задачи:

•определение жизненно важных интересов общества и госу­дарства, выявление внутренних и внешних угроз объектам без­опасности;

•разработка основных направлений стратегии обеспечения на­циональной безопасности России;

•подготовка рекомендаций Президенту Российской Федера­ции для принятия решений по вопросам внутренней и внешней безопасности России в области обеспечения безопасности лично­сти, общества и государства.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации на основе Конституции и Концепции национальной безопасно­сти эффективно действует государственная система политическо­го решения, регулирования и мониторинга национальной безо­пасности России.