Визуальное проектирование интерфейса

Полиморфизм (имеющий много форм)

Наследование

Инкапсуляция

Три основных принципа ООП

Объектно-ориентированное программирование базируется на трех основных принципах: инкапсуляция, наследование и полиморфизм. Программа, построенная по этим принципам, есть совокупность объектов и способов их взаимодействия, при этом обмен информацией между объектами происходит посредством сообщений.

С одной стороны объект, обладает определенными свойствами, которые характеризуют его состояние в данный момент. С другой стороны над объектами возможны операции, которые приводят к изменению этих свойств. Доступ к изменению свойств осуществляется только с помощью методов, присущих данному классу объектов. Есть метод, данное свойство данного объекта можно изменить, нет метода – нельзя. Методы как бы «окружают» свойства объекта, говорят, что свойства «инкапсулированы» в объект. Для обеспечения инкапсуляции класс не должен позволять прямого доступа к своим данным. Инкапсуляция – механизм скрытия всех внутренних деталей объекта, не влияющих на его поведение.

Классы-наследники могут наследовать характеристики классов-родителей. Т.е. один объект приобретает свойства другого объекта, добавляя к ним свойства, характерные только для него.

Наследование определяет отношение между классами: объекты класса-наследник обладают всеми свойствами и методами объектов класса-родитель и не должны их повторно реализовывать.

Класс «Точка» (родитель) Класс «Окружность» (наследник)
Свойства Методы Свойства Методы
Координаты (x, y) Перемещение Координаты центра (x, y) Перемещение
Цвет Изменение цвета Цвет Изменение цвета
    Радиус Изменение радиуса

К объектам разных классов можно применять один и тот же метод, вот только действовать этот метод будет по-разному. Например, к большинству объектов в Windows&Office можно применять одни и те же методы: копирование, перемещение, переименование, удаление и т.п. Однако, механизмы реализации этих методов для разных классов (файл в Windows и документ Word) неодинаковы.

Полиморфизм – возможность использования одних и тех методов для объектов разных классов, только реализация этих методов будет индивидуальной для каждого класса.

 

Для преодоления трудностей на этапе создания интерфейса пользователя широкое распространение получило визуальное программирование. Работа стала производиться в Интегрированных средах разработки (IDE - ИСР) приложений, которые предоставляют программисту набор средств для наглядного конструирования интерфейса. Этот набор средств заранее программно разработан, определен перечень их свойств, методов и режимов использования. Содержатся эти средства в стандартных библиотеках.

К таким средам ИСР и относятся такие среды программирования как Visual Basic и Delphi, которые предоставляют программисту проект экранной формы, на которой он может помещать различные компоненты, имеющиеся в стандартных библиотеках этих сред. С помощью простых манипуляций мышью можно изменять размеры и расположение этих компонентов. Результаты проектирования тут же отражаются на экране. При необходимости разработчик приложения может менять с помощью специального диалогового окна свойства компонентов, заданные по умолчанию.

Но самое главное достоинство визуального программирования заключается в том, что во время проектирования формы и размещения на ней компонентов редактор кода ИСР автоматически генерирует код программы, включая в нее соответствующие фрагменты, описывающие данный компонент.

Подобная среда существенно сокращает время и облегчает процесс создания графического интерфейса приложения. Но это только первая часть проблемы. Вторая часть – написание программного кода, соответствующего смыслу решаемой задачи – остается за разработчиком и решается стандартными средствами языка программирования ИСР (VB или Pascal).