ПЕЩЕРНЫЕ СВЯТИЛИЩА

 

Уникальные объекты обнаруживают и исследуют ученые в подземных полостях. Это святилища, открывающие нам сложные, тайные страницы духовной жизни древних людей и их идеологические представления. Пещерные святилища являются местами поклонения, культа - первыми храмами на Земле.

Пещеры в культовых целях стали использоваться человеком еще в пустьерскую эпоху. Тогда посещение пещер было связано с культом медведя. В ряде пещер обнаружены медвежьи черепа, намеренно установленные у стен пещер или лежащие группами в тайниках: пещеры Азыхская, Кударо I и III, Верхняя - Цуцхватской пещерной системы на Кавказе, Заповедная на Южном Урале.

В пещерах только Южного Урала (Каповой, Игнатисвской, Колокольной)обнаружена настенная культурная живопись эпохи верхнего палеолита (13-14 тыс.лет ). В этих пещерах обнаружены как одиночные рисунки, так и группы рисунков или даже целые композиции. В основном композиции рисунков связаны и с охотничьей темой. Взору открываются изображение мамонтов, косогоров, оленей, лошадей и стрелы или колья. Также имеются и геометрические изображения.

Согласно гипотезе ученых в пещерных галереях Южного Урала проводился обряд инициации (посвящения). Главная цель проведения обряда - познание действительности в ее мифическом значении, осознание своего особого положения в природе, устремление в будущее. Подземная полость - это место, наиболее полно отвечающее главным условиям проведения обряда. Пребывание в ней приводит человека в суперстрессовое состояние. Пещера, выбранная для этого, становится "макроподанью" макромира и одновременно является запредельным миром, который человек старается покорить, поборов страх перед пороком.

В Игнатиевской пещере (Южный Урал) также обнаружены следы культа камня (системные негативы сколов со стен полости), входившего в более широкий цикл обрядовых действий.

Определяющим контакт пещерных святилищ является морфология самих пещер (огромный вход, своеобразные величественные залы с несколькими ходами, длинные коридоры, кольцевые ходы, узкие лазы, ниши, живописное убранство пещер) и сплошной мрак. Все эти особенности видимо органично включались во внешние атрибуты ритуалов и были элементами обрядов. Комплексное изучение этих первых святилищ прольет свет на формирование сознания и мировоззрения древнего человека.

К настоящему времени выявлено, что большинство языческих пещерных святилищ всех последующих эпох (неолит, энеолит, бронза, РЖВ и средневековье ) расположено в небольших естественных гротах (Крым, Алтай, Урал). До десяти святилищ выявлено только на Среднем Урале (Жилище Сокола, Капинская, Лаксейская, Лобвинская, Уньинская и др.). Даже в трех пещерах Полярного Урала обнаружены следы языческих святилищ.

Интересен факт, что почти во всех обследованных пещерах обнаружены наконечники стрел, различных форм и размеров, изготовленные из разных материалов.

Уникально святилище в пещере Камня Дыроватого,, сто на реке Чусовой (Средний Урал). Аналогов ему нет в мире. Несмотря на недоступность пещеры человеку, в пещере и под ней археологами обнаружено около 20 тысяч наконечников стрел из камня, кости, бронзы и железа. Охотники, проходившие и проплывавшие мимо пещеры, все последние 14 тысяч лет считали своей необходимостью запустить стрелу в черное пятно пещеры, или в "лицо идола" (естественное изображение на скале), или в возможно стоящие под пещерой у скалы деревянные идолы.

Разные исследователи по-разному интерпретируют сущность культа данного памятника (поражение стрелой духа зла; обеспечение успеха охоты; поклонение горам, скалам, пещерам; обычай принесения в жертву тех стрел, с которыми посчастливилось на охоте; ритуального взаимодействия мужского и женского начала и т.д.).

По всей видимости (пока не доказано), во всех пещерах и гротах, где рядом на скале или при входе в полость есть наскальная живопись разных эпох (от неолита до средневековья), размещались святилища. В кале, рядом с Арасдановской , расположена одноименная пещера (река Уфа, Южный Урал). При обследовании пещеры обнаружены фрагменты керамики, а также сама морфология пещеры (потолок, переходящий в щель с нависающими над головой заклинившими глыбами; темный зал, расположенный под прямым углом к входу) и постоянно холодный поток воздуха, выходящий из пещеры с гулом, говорят о возможном использовании ее в культовых целях.

Очень интересны подземные культовые памятники Украины. В настоящее время зафиксировано их около 70, вырытых в лесовидных суглинках, или высеченных в скальных породах. Это:

• 8-10 вв - пещерные монастыри Крыма

• 10-11 вв - пещерные храмы в местах древних языческих святилищ

• вторая половина 11-12 вв - формирование монастырей Древней Руси, которые, как правило, соседствовали с крупными населенными пунктами и отличались сложностью планировки, многофункциональностью отдельных структур и в последствии превращаясь в мощные ансамбли с наземными постройками (Кивско-Печерская Лавра, Троице-Ильинский монастырь в Чернигове, Монастырке, Бакоте и Василеве)

• вторая половина 13, начало 14 веков - пещерные монастыри - своеобразные убежища периода монголо-татарского нашествия (Зверинецкие и Пироговские пещеры в Киеве, Васильков, Козин), в которых укрывались талантливые мастера прикладного искусства, просвещенные и просто грамотные люди.

• 14-17 вв - образование монастырей, монастырей-крепостей, скитов (Стради, Почаев, Сатанов, Китаевские, Софийские и Михайловские пещеры в Киеве; Елецкие в Чернигове, Молчалинские пещеры в Путивле, Славногорский и Григорие-Бирюков монастырь

• 18- начало 20 вв - пещерные скиты отшельников.

Обособленность этих памятников, вызванная таинственным покровом изучаемости и ошибочным мнением насчет малой информативности пещер при огромном риске и трудоемкости их исследований, неизбежно влечет за собой образование пробелов в познании прошлого.