Введение

 

 

Слово ВВЕДЕНИЕ записывается по центру заглавными буквами полужирным шрифтом 14 pt. Через два межстрочных интервала начинается текст введения. Оно должно содержать следующее:

1. Обоснование актуальности темы с теоретической и практической точек зрения. Для этого автор кратко раскрывает современное состояние теоретических исследований по избранной теме с указанием фамилий ведущих ученых и исследователей в данной области, четко формулирует суть возникшей проблемной ситуации, перечисляет решенные и нерешенные теоретические и практические проблемы, обосновывает важность и злободневность исследуемой проблемы для экономики Республики Беларусь и отдельного предприятия, на материалах которого написана курсовая работа.

2. Определение объекта и предмета курсового исследования (идентично заявленным в реферате). Объект формулируется исходя из названия темы курсовой работы, предмет – на основе названий ее параграфов.

Объект исследования – это та часть реального мира, которая познается, исследуется или преобразуется студентом-исследователем в курсовой работе. Объектом исследования по мировой экономике может выступать система экономических закономерностей, система экономических отношений, возникающая по поводу того или иного экономического явления или процесса, в рамках которых выявлена и существует исследуемая проблема. Объектом может выступать отдельное предприятие, международная компания, экономика страны, группа стран, мировая экономика в целом.

Предмет исследования – это зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека свойства и отношения объекта, исследуемые с определенной целью, в данных конкретных условиях и обстоятельствах. Предмет исследования более узок и конкретен, по сравнению с объектом, он является его частью (аспектом, подсистемой, свойством, процессом или явлением, возникающим и развивающимся в системе и т.д.). Задача исследователя состоит в выделении в качестве предмета именно той части объекта исследования, по которой существует проблема.

Пример — объектом может выступать процесс экономической глобализации, тогда как предметом — этапы, направления, субъекты, противоречия процесса глобализации и т.д.; объектом может выступать система ценообразования на мировом рынке, а предметом — система ценообразования на услуги филиалов ТНК, оказываемые их материнским компаниям или особенности ценообразования на мировом рынке нефти и нефтепродуктов с 1990 г.; объектом может выступать конкретное предприятие, а предметом - особенности его международной конкурентной стратегии или особенности организации его внешнеэкономической деятельности на конкретном рынке, методы ее совершенствования.

3. Формулировку цели (идентично цели, заявленной в реферате) и задач курсового исследования, подлежащих решению для достижения указанной цели и конкретизирующих цель.

Формулируется одна цель и 2—3 задачи. Каждая задача, как правило, отражает результат, который планируется получить при подготовке соответствующей ей главы курсовой работы. Цель и задачи курсового исследования представляют собой предвосхищение в сознании студента тех результатов, которые он планирует получить в ходе исследования. Исходя из этого, в формулировке цели не рекомендуется употреблять слова «исследовать», «рассмотреть», «сделать», «изучить» которые отражают процесс исследования, а не его результат. Правильным является употребление слов: «разработать», «выявить», «раскрыть», «охарактеризовать», «определить», «установить», «показать», «обосновать» и т.д.

4. Определение методологии, методов, методик исследования (идентично заявленным в реферате).

Методология научного познания в целом – это учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности. Методологическую основу исследования составляют: теории и концепции по изучаемой проблематике, разработанные различными школами и направлениями отечественной и зарубежной экономической науки; диалектический и системный подход как конкретизация принципов диалектического подхода; цивилизационный, культурологический, формационный, эволюционный и другие подходы к исследованию; совокупность методов и методик исследования, применяемых в экономической науке.

Метод исследования – это способ достижения цели. К методам экономического исследования относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический метод, логический метод, метод сочетания логического и исторического, единство качественного и количественного анализа, позитивный и нормативный анализ, экономическое моделирование, экономический эксперимент, экономико-математические и экономико-статистические методы, аналогия, идеализация, обобщение, наблюдение, сравнение, описание, гипотетико-дедуктивный метод.

Методика исследования – это совокупность методов и приемов проведения конкретного исследования.

5. Краткое определение источников информации – пишется в соответствии с содержанием списка использованных источников. Здесь, как правило, отмечают, что для написания работы использованы специальная научная и учебная литература по проблеме исследования с указанием ведущих авторов, аналитико-статистические данные, данные периодической печати, нормативно-правовые документы, материалы министерств и ведомств Республики Беларусь (указывается каких), материалы международных экономических организаций (указывается каких), данные предприятия (указывается какого).

Ориентировочный объем введения 1-2 с.