Управление рисками

Важной частью работы менеджера проекта является оценка рисков, которые могут по­влиять на график работ или на качество создаваемого программного продукта, и разработка мероприятий по предотвращению рисков. Результаты анализа рисков должны быть отраже­ны в плане проекта. Определение рисков и разработка мероприятий по уменьшению их влияния на ход выполнения проекта называется управлением рисками.

Упрощенно риск можно понимать как вероятность проявления каких-либо неблагопри­ятных обстоятельств, негативно влияющих на реализацию проекта. Риски могут угрожать проекту в целом, создаваемому программному продукту или организации-разработчику. Можно выделить три типа рисков.

1. Риски для проекта, которые влияют на график работ или ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

2. Риски для разрабатываемого продукта, влияющие на качество или производитель­ность разрабатываемого программного продукта.

3. Бизнес-риски, относящиеся к организации-разработчику или поставщикам.

Конечно, эти типы рисков могут пересекаться. Например, если опытный программист покидает проект, это будет риском для проекта (поскольку задерживается срок сдачи готового продукта), риском для продукта (так как новый программист, заменивший ушедшего, может оказаться не слишком опытным и сделать ошибки в программе) и бизнес-риском (поскольку задержка данного проекта может негативно повлиять на будущие деловые контакты между заказчиком и организацией-разработчиком).

Конкретные типы рисков, которые могут оказать влияние на данный проект, зависят от вида создаваемого программного продукта и от организационного окружения, где реализуется программный проект. Вместе с тем многие типы рисков способны повлиять на любые программные проекты, эти риски приведены в табл. 4.

Таблица 4 - Возможные риски программных проектов

Риск Типы риска Описание риска
Текучесть разработчиков Риск для проекта Опытные разработчики покидают проект до его завершения
Изменение в управлении организацией Риск для проекта Организация меняет свои приоритеты в управлении проектом
Неготовность аппаратных средств Риск для проекта Аппаратные средства, которые необходимы для проекта, не поступили вовремя или не готовы к эксплуатации
Изменение требований Риск для проекта и для разрабатываемого продукта Появление большого количества непредвиденных изменений в требованиях, предъявляемых к разрабатываемому ПО
Задержка в разработке спецификации Риск для проекта и для разрабатываемого продукта Спецификации основных интерфейсов подсистем не поступили к разработчикам в соответствии с графиком работ
Недооценка размера разрабатываемой системы Риск для проекта и для разрабатываемого продукта Размер системы значительно превысил первоначальную оценку
Недостаточная эффективностьCASE-средств Риск для разрабатываемого продукта CASE-средства, предназначенные для поддержки проекта, оказались менее эффективными, чем ожидалось
Изменения в технологии разработки ПО Бизнес-риск Основные технологии построения программной системы заменяются новыми
Появление конкурирующего программного продукта Бизнес-риск На рынке программных продуктов до окончания проекта появилась конкурирующая программная система

Схема процесса управления рисками показана на рис. 6. Этот процесс состоит из че­тырех стадий.

1. Определение рисков. Определяются возможные риски для проекта, для разрабатывае­мого продукта и бизнес-риски.

2. Анализ рисков. Оценивается вероятность и последовательность появления рисковых ситуаций.

3. Планирование рисков. Планируются мероприятия по предотвращению рисков или минимизации их воздействия на проект.

4. Мониторинг рисков. Постоянное оценивание вероятностей рисков и выполнение мероприятий по смягчению последствий проявления рисковых ситуаций.

Рис. 6. Процесс управления рисками

Процесс управления рисками, как и другие процессы планирования, является ите­рационным, выполняемым в течение всего срока реализации проекта. Сначала разраба­тываются планы управления рисками, затем постоянно отслеживается ситуация вокруг реализации проекта. При поступлении новой информации о возможных рисках заново проводится анализ рисков и первостепенное внимание уделяется новым рискам. По ме­ре поступления новой информации также изменяются планы мероприятий по предот­вращению и смягчению рисков.

Результаты процесса управления рисками документируются в виде планов управления рисками. Они должны включать описание возможных проектных рисков, их анализ и пе­речень мероприятий, необходимых для управления рисками.