Возникновение этологии как самостоятельной науки
Начиная с середины 30-х годов XX в., одним из направлений в изучении поведения становится этология. Она возникла на основе данных, накопленных зоологией (в основном орнитологией), и руководствовалась принципами эволюционного учения. Это направление развивалось сначала как альтернатива строго лабораторной науке, какой была сравнительная психология. Благодаря контакту этологов с популяционной биологией и генетикой возникли такие современные направления науки о поведении, как социобиология и генетика поведения. Более того, активная конфронтация концепций этологов и приверженцев сравнительной психологии со временем уступила место попыткам синтеза этих направлений (см.: Хайнд, 1975; Гороховская, 1998).
Логическим продолжением работы этологов по функциональным поведенческим адаптациям является и экоэтология – то направление современной науки о поведении, в котором оценивается "энергетическая" сторона активности животного. Поведение рассматривается здесь с точки зрения "затрат" и "выигрышей" как в плане выживания индивида, так и в плане создания благоприятных условий для существования популяции или вида (см.: 6.5.1). Логическое развитие сравнительной этологии составляют исследования инстинктивных компонентов поведения человека (см.: 4.7).
Основоположники этологии определяли ее как "объективное изучение инстинктивных движений" (Н. Тинберген) или как "морфологию поведения животных" (К. Лоренц). Наиболее полное и исчерпывающее определение этологии следующее: "Этология – это изучение жизни особи и ее поведения в естественной для нее среде". Этологические исследования должны были удовлетворять по крайней мере следующим необходимым условиям. Они должны:
1) базироваться на количественной оценке данных;
2) включать сравнительный анализ полученных результатов;
3) учитывать экологическую специфику вида;
4) анализировать филогенетические корни данной формы поведе ния;
5) учитывать особенности развития данной формы поведения в он тогенезе.
Н. Тинбергену (Tinbergen, 1963) принадлежит наиболее краткая и четкая формулировка тех основных проблем, вокруг которых концентрируются интересы практически всех исследователей поведения. Согласно его определению, анализ поведенческого акта только тогда можно считать полноценным, если после разностороннего описания его феноменологии исследователь пытается определить:
• какие факторы регулируют его проявление;
• каковы пути его формирования в онтогенезе;
• каковы пути его развития в филогенезе;
• каковы его приспособительные функции?
Эти знаменитые "четыре вопроса Тинбергена" фактически являются лаконичной формулировкой теоретической основы современной науки о поведении. Использование этого подхода в конкретных исследованиях практически всегда оказывается плодотворным.
Термин "этология" встречается в научной литературе начиная с трудов Ж. Сент-Илера, который определял ее как изучение признаков поведения животного в естественной для него среде. Однако впоследствии разные авторы употребляли этот термин в весьма различных значениях. Широкое распространение в своем исходном значении термин получил в 30-е, а особенно в 40-е годы XX в. Ни предшественники этологии (Ч. Уитмен, У. Крэг, О. Хейнрот и др.), ни ее основоположники (К. Лоренц и Н. Тинберген) первоначально не называли себя этологами. Однако затем этот термин стали употреблять, поскольку была необходимость отличать специалистов по изучению поведения животных в естественных условиях от сравнительных психологов в Европе и бихевиористов в США, работавших преимущественно аналитическими методами в лабораториях.
Этология изучает поведение животного в его естественном окружении. Полное описание поведения (с использованием объективных методов регистрации – магнитофонных записей, кино- и видеосъемки, хронометража) берется за основу составления этограм-мы – перечня характерных для вида (популяции или группы животных) поведенческих актов. Этограммы животных разных видов подвергаются сравнительному анализу, который лежит в основе изучения эволюционных и экологических аспектов поведения. Для этой цели этологи используют все многообразие видов животных – от беспозвоночных до человекообразных обезьян. В 70-е годы были начаты этологические исследования поведения человека (ЕЫе-Eibesfeldt, 1967; 1972; 1975 – см.: 4.9). При изучении поведения в процессе индивидуального развития этологи используют и лабораторные методы. Один из них – воспитание животного в изоляции от действия определенных факторов внешней среды (депривацион-ный эксперимент, см.: 7.4).
Ведущая роль в создании и развитии этологии как самостоятельной науки принадлежит К. Лоренцу (см.: 3.1), а также Н. Тинберге-ну (см.: 4.1), в трудах которых были заложены основы этого научного направления.
2.5.